Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7176) 29 апреля - 19 мая 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Секретные материалы

Картотека "Зет"

От архивов рейхсляйтера к каталогам утрат

Публикация подготовлена Михаилом БОЙЦОВЫМ и Татьяной ВАСИЛЬЕВОЙ


Утраты тоже имеют свою историю, но если в одних странах эта история уже написана, то в других ее предстоит еще создавать. Картотека Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг" дает немало отправного материала для поиска утраченных в годы войны культурных ценностей. Размеры наших потерь в этой области, как и во всех остальных, десятилетиями замалчивались, чтобы не снижать душевного настроя советских людей, а заодно и не дискредитировать партийное руководство, которое должно было по определению образцово провести эвакуацию всего действительно ценного. И все же издание этого документа - не столько итог, сколько начало, оно должно стать первым шагом в долгой, трудной и кропотливой работе по прояснению судеб отечественных ценностей культуры, оказавшихся в зоне германской оккупации. В некоторых архивах бывшего СССР хранятся весьма объемные трофейные фонды "Оперативного штаба РР", по которым проследить пути архивных собраний, отдельных ценных книг или картин оказывается возможным часто куда с большей точностью, чем по инвентарям библиотек или музеев, из которых они были изъяты во время войны. В Германии знают с высокой степенью точности, какие именно музейные экспонаты или же библиотечные собрания исчезли после вступления на землю рейха войск союзников. Наши же "каталоги утрат" только начинают составляться и печататься, да и то, кажется, не столько в силу внутреннего побуждения, сколько в ответ на давление немцев, требующих возвращения назад своих "перемещенных ценностей".

Передовая команда вермахта

Первый Оперативный штаб рейхсляйтера НСДАП был создан на основании приказа А. Гитлера в июле 1940 года для "областей, оккупированных на западе, и Нидерландов". Его задача (как и всех последующих) состояла в "отстаивании интересов НСДАП в борьбе против мировоззренческих противников и в особенности в конфискации и перевозке в рейх книжного, архивного и рукописного материала", необходимого А. Розенбергу "для дальнейшей работы". За первым оперативным штабом последовали другие - сначала в Юго- Восточной, а потом и Восточной Европе. Довольно быстро они стали рассматриваться не как совокупность различных штабов, а в качестве отделений единой централизованной службы - Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг". На оккупированных территориях СССР деятельность по линии Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг" осуществляли преимущественно две Главные рабочие группы - "Остланд", базировавшаяся в Риге, и "Украина" с основной базой в Киеве. С мая 1943 года к ним присоединилась и третья Главная рабочая группа - "Центр". Число сотрудников в группах и командах Оперативного штаба было невелико. Так, рабочая группа "Крым" (в составе Главной рабочей группы "Украина") состояла в мае 1943 года только из пяти человек, включая шофера и переводчика. Когда в апреле 1942 года формировалась передовая команда "Петербург", которой предстояло как можно ближе к линии фронта дожидаться скорого падения Ленинграда, в нее предполагалось включить всего трех человек: эксперта Штёве, водителя Шпатца и "кого-либо из русских" в качестве переводчика. Конечно, первоочередная задача "передовой команды" сводилась лишь к тому, чтобы успеть "украсить" нужные Оперативному штабу объекты специальными трофейными метками, не допустив их перехода во владение каких-либо иных оккупационных служб. Но уж очень широк был спектр интересов Оперативного штаба в Ленинграде - Академией наук начиная, библиотекой Кировского завода заканчивая. В уже оккупированных областях могли при необходимости образовываться "оседлые" группы, такие, как "Псков", "Новгород", "Смоленск", "Ростов", "Симферополь", "Днепропетровск", "Курск", "Киев", "Харьков", и другие, или же специальные мобильные команды. Для оценки захваченных объектов культуры привлекались научные эксперты - порой известные немецкие ученые, университетские профессора, сотрудники архивов, музейные работники. Такие гражданские специалисты объединялись в Берлине в "особые штабы" по направлениям ("Архивы", "Музыка", "Предыстория", "Изобразительное искусство", "Наука", "Демография", "Этнография" и др.). Члены научных "особых штабов" распределялись по рабочим группам или же передовым и особым командам и проводили с ними оценку объектов, близких их профессиональным интересам.

Оперативный штаб мог при необходимости перебрасывать своих экспертов с одного конца Европы на другой, быстро создавать дополнительные группы. Так, в ноябре 1941 года в Берлине спешно сформировали рабочую группу "Ингерманланд" (д-ра Вундер, Штёве, Пастор, фон Крузенштерн, водитель Хайнен), чтобы она начала обследовать царские дворцы в пригородах Ленинграда. Правда, как оказалось, ко времени появления этих экспертов под Ленинградом многое из остававшегося во дворцах уже было вывезено оттуда "уполномоченным по культурным ценностям" армейской группы "Север" графом Зольмсом-Лаубахом. Вероятно, с некоторым разочарованием писали сотрудники Оперативного штаба 3 декабря 1941 года о знаменитом "янтарном кабинете из Берлинского дворца, привезенном Петром Великим в Россию" и ставшем частью Царскосельского дворца: " Он был демонтирован, янтарные фрагменты находятся в настоящее время в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца " (карточка N 102). Не так уж много смогли люди Розенберга найти и в Петергофе: " Главный дворец со своим внутренним убранством полностью сгорел от обстрела. Лучше сохранились здания флигелей и кавалерских корпусов, но их внутреннее убранство тоже уничтожено. Предположительно в парке (а именно - между фонтаном и дворцовой часовней) все еще лежит закопанным ящик с произведениями искусства. В гроте под садовой террасой лежит коллекция фарфора... Фонтан Нептуна не защищен ". (карточка N 112). Дворец Монплезир сохранился лучше Большого дворца: " Здание и его ценные внутренние украшения не повреждены, если не считать одного попадания [снаряда]. Убранство полностью разорено и уничтожено. Церковь св. Александра Невского, построенная в 1832 году Шинкелем и относящаяся к числу значительнейших архитектурных творений немецких художников на русской земле, не повреждена совсем, за исключением нескольких окон. Интересное русское православное внутреннее убранство, которое сохранялось как музей атеизма, сильно повреждено: сильнее всего картины в иконостасе, которые предположительно написаны Неффом " (карточка 113). Иконы из этой церкви впоследствии были немцами вывезены. Павловскому дворцу повезло на первых порах больше дворцов Петергофа: " Здание не пострадало. Лучшие предметы из внутреннего убранства вывезены большевиками. Сохранилось несколько больших картин, [в часовне] много икон, хорошие стулья и кресла, собрание бронзовых и мраморных статуй в античном стиле, которые были закопаны в саду " (карточка 120). Автор отчета, правда, не упоминает, что библиотеку и уникальное собрание античных гемм из Павловского дворца уже успели изъять конкуренты "Оперативного штаба РР" - члены так называемой "группы Кюнсберга" - особого батальона СС, находившегося в непосредственном подчинении Министерства иностранных дел и охотившегося по поручению Риббентропа за культурными ценностями. Другой конкурент - граф Зольмс - вывез из Гатчинского дворца " 400 портретов личностей немецкого происхождения " (карточка N 146), и вскоре эта " коллекция картин из дворца была передана Имперскому комиссариату на хранение " (карточка N 152).

В Минске эксперт "Оперативного штаба РР" Карл Энгель (между прочим, известный археолог, ректор университета в г. Грейфсвальде) в следующих словах описывает "художественную выставку" на ул. Карла Маркса: " Помещения служат по большей части для расквартирования дивизии. Многочисленные ценные картины изъяты вермахтом и используются для украшения офицерских клубов и т. п. Все еще весьма значительный остаток картин не слишком заботливо складирован в темной комнате на первом этаже. Часть художественных ценностей предположительно будет доставлена в Кёнигсберг..." (карточка N 5). В Киеве, в трапезной Киево-Печорской лавры, рабочая группа Оперативного штаба в декабре 1941 года изучала обнаруженный там склад картин. " Работы по разборке ведутся. Однако ежедневно некоторое количество произведений искусства исчезает. Помещение не запирается " (карточка N 234). Из Музея западноевропейского искусства в Киеве: " Немецкая живопись представлена плохо. Большевики вывезли 108 картин ценностью в 1,5 млн. рейхсмарок. Вероятно, в Днепропетровск и Харьков. Из оставшегося собрания около 10 картин и другие произведения искусства, среди них дельфтский фаянс и одна римская мраморная скульптура, выданы под расписку немецким отделениям [нашей службы]. Одна из этих картин была пейзажем Берхема " (карточка N 245). Этнограф Ханс Лоренцен, обследовавший летом 1942 года Музей украинского народного искусства в Киеве, писал: " Здесь немецкая наука должна будет пополнять разные стороны своего знания, и прежде всего в отношении орнаментовки и символической культуры. Характер материала: ценнейший материал. Керамика, резьба по дереву, вышивка, живопись " (карточка N 245). В Пятигорске на территории Музея "Домик Лермонтова" немцы в сентябре 1942 года нашли художественные собрания, эвакуированные из Музея изобразительных искусств в Ростове-на-Дону. " Всего 24 ящика помещены в сарае. Выборочный контроль показал: 6-й ящик: картины, 10-й: фарфоровые тарелки русского и французского происхождения, 12-й: керамика, фарфор, бронза и рубиновое стекло, 17-й: бюст Петра I (гипс), несколько гипсовых слепков и железная плакетка [Федора?] Толстого " (карточка N 300). В городском музее Таганрога (июль 1942 года) эксперты выяснили: " Части небольшой картинной галереи, отдел фарфора и другой ценный материал были предположительно упакованы и укрыты в подвале. Подробности установить не удалось, однако старший лейтенант Озе заявил, что материалы в сохранности " (карточка N 283). С августа 1942 года всеми культурными ценностями в городе распоряжался отдел отряда пропаганды U1. Он же вывозил часть музейного фонда перед оставлением немцами города - предположительно в один из сборных пунктов штаба вермахта в Берлине. В мае 1943 года командование вермахта утверждало, что все это имущество уже передано в Берлине в распоряжение "Оперативного штаба РР", что, однако, не соответствовало действительности. В архиве сохранился список из 125 наименований (фарфор, бронзовые изделия, оружие, картины и т. п.) предметов, изъятых из таганрогского музея. Упоминавшийся лейтенант Озе, по образованию архивист, занимался и таганрогскими библиотеками. По его распоряжению книги со всего города свозились в Центральную городскую библиотеку, где их "оценивали" немецкие эксперты. Только "большевистской литературы" было собрано в центральном хранилище 100000 томов.

Надо сказать, что Оперативный штаб интересовался не только музейными ценностями. В Царском Селе в одной из церквей был обнаружен киноархив. " Подвал полон фильмов, предполагается [их] вывоз " (карточка N 117). Пленки достались сотрудникам Оперативного штаба и на Украине, в г.Сталино. Там в здании треста кинопроката оказалось " сложено около 160 фильмов. Поскольку фильмы большей частью (100 штук) были закопаны, их сначала нужно очистить. 35 еще не просмотрены и еще в грязи. Согласно прилагаемому списку, 110 фильмов известны по названиям, в небольшой своей части уже просмотрены, и безобидные фильмы предоставляются подразделением пропаганды населению. Архив треста был первоначально взят под охрану местной комендатурой. После прибытия подразделения пропаганды около 6 недель тому назад он был передан ему. До настоящего времени 30 фильмов отвергнуты по цензурным соображениям. Ценность для Оперативного штаба: список фильмов сопоставляется с уже конфискованными на Украине фильмами. Отсутствующие фильмы будут затребованы подразделением пропаганды " (карточка N 212). В Киево-Печорской лавре был обнаружен архив фотоматериалов. " Около 80000 - 90000 пластинок, представляющих примерный срез советских будней. По большей части любительские снимки. Долю битых пластинок можно оценить примерно в 5 процентов. Согласно отчету д-ра Винтера от 29.7.1942 года, теперь [пластинки] помещены Оперативным штабом в охраняемые помещения " (карточка N 241). Кстати, упомянутый здесь доктор Георг Винтер, переведенный в конце 1941 года из Франции на Украину, сыграл там в качестве начальника "земельного управления архивов, библиотек и музеев" при имперском комиссариате "Украина" исключительную роль по "взятию под контроль" культурных ценностей. После окончания войны Винтер стал первым руководителем Федерального архива ФРГ.

Музыкальные пластинки пользовались у сотрудников Розенберга не меньшим вниманием, чем пластинки фотографические. На Минской радиостанции в январе 1942 года " помещения с пластинками были обнаружены при их приемке в самом запущенном состоянии. Разбитые грампластинки покрывали [полы] в комнатах на высоту в 1,5 метра. Эти предметы были уничтожены немецкими солдатами, которые попросту швыряли на пол [пластинки], этикетки на которых были написаны по-русски. Этот утиль уже отослан [на переработку] в Германию в обмен на новые пластинки. Из уцелевших мы конфисковали 90 пластинок. Политические речи, народная музыка и т. п." (карточка N 11).

С особым рвением сотрудники Розенберга охотились за историческими и административными архивами. В публикуемой картотеке содержатся краткие характеристики состояния архивных собраний в Витебске, Гомеле, Чернигове, Могилеве, Смоленске, Минске, Новогрудке, Борисове, Новгороде, Полтаве, Киеве, Кировограде, Бердянске, Харькове, Бресте, Луцке, Нежине, Днепропетровске, Прилуках, Ровно, Херсоне, Одессе, Николаеве, Керчи, Краснодаре. Советские власти часто успевали эвакуировать только послереволюционные фонды, а бесценные исторические документы прошлых столетий оставались подвержены всем опасностям военного времени и вражеской оккупации. "Жанр" регистрационной карточки обязывает автора к краткости, но порой и одной лаконичной фразы достаточно, чтобы почувствовать масштабы таких, нередко невосполнимых, утрат: в оккупированном Витебске " архив содержит грамоты от средних веков до нового времени " (карточка N 1), в Могилеве "наиболее старые дела относятся якобы к рубежу XVII - XVIII вв." (карточка N 6), в Смоленске остались "акты начиная с XVIII в." (карточка N 10), в киевском Центральном архиве древних актов остались 5883 " актовых книги ", старейшая из которых относится к 1523 году (карточка N 186)... Иногда описания трофеев содержат больше подробностей; к примеру, сотрудник Оперативного штаба Георг Фридрих фон Крузенштерн (между прочим, родственник знаменитого российского мореплавателя) доносил из Новгорода: " Очень большой архив, размещен в подвале и на четырех этаж[ах] церковного здания. Архивные дела аккуратно перевязаны, надписаны и расставлены по полкам. Двери и окна открыты. Местный комендант обещал приказать запереть помещения. Характер материала: в основном акты городского управления недавнего времени из Новгорода, Старой Руссы, Тихвина и т. д.; целый архив из Пскова, церковные книги " (карточка N 109).

"Голубая дивизия" в Кремле

Из Новгорода дошло вообще немало карточек - люди Розенберга (как и граф Зольмс до них) весьма интересовались объектами культуры в этом городе. Сделанные там записи помогают теперь уточнить судьбу того или иного памятника во время оккупации. Так, в карточке от марта 1942 года в следующих выражениях описывается состояние знаменитой церкви Федора Стратилата на Ручью: " Построена в 1360 году, колокольня XVII века. Значительная в архитектурном отношении постройка. При Советах - музей. Внутреннее убранство полностью уничтожено. Фрески XIV века написаны учениками Феофана. Иконостас частично употреблен на топливо испанскими солдатами " (карточка N 133). Солдаты испанской "голубой дивизии", разместившиеся и прямо в Кремле - " часть [кремлевских] строений используется солдатами испанской дивизии для жилья и складов " (карточка 128), - вообще оставили много следов в Новгороде - они не обращали никакого внимания на запретительные надписи на немецком и испанском языках, выбивали двери в церквах, выламывали иконы из иконостасов...

Трофеи из школы N 7

"Свой" материал члены "Оперативного штаба РР" искали даже в школах. Так, о средней школе N 7 в Херсоне эксперты писали в феврале 1942 года: " Занята подразделением вермахта. Школьный инвентарь из комнат собран частично в вестибюле, частично в отдаленной комнате и в подвале. Характер, значение, объем, состояние материала: химическая, физическая аппаратура и биологические и анатомические препараты. Наряду с актами и географическими картами имеются также пианино и небольшая библиотека " (карточка N 277).

Официальная линия Оперативного штаба в отношении восточных территорий на первых порах состояла в том, что вывозить оттуда культурные ценности в принципе нежелательно, разве что в порядке исключения и лишь на время - до окончания войны, - чтобы спасти их от опасности повреждения или уничтожения. В июне 1942 года высокопоставленный берлинский сотрудник Розенберга д-р Цайс довольно назидательно разъяснял этот принцип обербургомистру

г. Франкфурта-на-Майне, просившему Оперативный штаб переслать ему коллекцию бабочек - трофей из Пскова. Характерно, однако, что спустя всего несколько месяцев после этих разъяснений, в октябре того же года, псковская коллекция была все-таки отправлена во Франкфурт...

Когда война стала принимать не тот оборот, на который первоначально рассчитывали в Берлине, изменились и установки Оперативного штаба. Теперь его сотрудники, "спасая" культурные ценности от наступавших большевиков, стремились вывозить в западном направлении все, что только было возможно. На первых порах ценности, изымавшиеся в зоне действия Главной рабочей группы "Остланд", концентрировались в Риге или Вильнюсе. Но когда наступление советских войск начало создавать реальную угрозу этим базам хранения, добыча отправлялась далее - на Запад. Так, д-р Нерлинг, очередной руководитель группы "Остланд", сообщал об отправке из Риги 3 апреля и 13 мая 1944 года пяти вагонов с художественными ценностями (среди которых особо упоминались 650 икон XIV - XVIII вв.), некогда изъятыми военнослужащими войсковой группы "Север" в Новгороде, Пскове, Тихвине, Гатчине, Петергофе и Павловске, на хранение в замок Кольберг недалеко от франконского города Ансбах.

При отступлении немецких войск сотрудники Оперативного штаба порой вывозили не только предметы, но и людей. Так, в декабре 1943 года руководитель особой команды "Псков" - уже упоминавшийся Г. Ф. фон Крузенштерн - сообщал армейским властям о предстоящей по распоряжению его начальства эвакуации некоторых "ученых, техников, преподавателей и писателей" с их семьями в Ригу.

Впрочем, и задолго до наметившегося в начале 1943 года поворота в войне Оперативный штаб энергично проводил, например, "разбор" захваченных архивов и библиотек, в результате которого ценные фонды вывозились, а избыток "большевистской литературы" уничтожался. Вниманием пользовались не только крупные центральные библиотеки, но и небольшие специализированные книжные собрания институтов или даже клубов. Так, в Минске в июне 1942 года сотрудник Оперативного штаба писал с удовлетворением: " Через СД удалось разыскать остатки библиотеки бывшего Института народного хозяйства. Эту библиотеку следует сделать доступной хозяйственным кругам " (карточка N 19). Из Харьковского ветеринарного института в июле 1942 года доносили: " Здание в порядке, [институт] частично занят сборным пунктом больных, а конюшни - другими подразделениями, из-за чего возникла необходимость стеснить различные отделы в немногих помещениях... Библиотека в 70000 томов, из них 10000 томов эвакуированы. Области: ветеринарное дело, медицина, физика, химия, беллетристика. Каталог в порядке. Выдача только сотрудникам " (карточка N 202). Основной массив конфискованной литературы поступал в распоряжение "Оперативного штаба РР". Ему книги требовались прежде всего для создания двух новых больших библиотек имперского значения - Восточной и Центральной библиотеки Высшей школы НСДАП (первая подчинялась в конечном счете Розенбергу как министру восточных территорий, вторая - ему же как назначенному фюрером куратору Высшей школы формируемого элитарного "партийного университета"). Конфискованные и отобранные после оценки книги свозились по большей части в Ригу, Киев, Вильнюс, Каунас, Минск и Берлин, где и шло формирование фондов обеих библиотек. В весьма разветвленной структуре Высшей школы были, помимо Центральной библиотеки, и другие организации (прежде всего специализированные институты), получавшие трофейные книги. Среди них важное место занимал Институт по изучению еврейского вопроса во Франкфурте-на-Майне, куда со всей Европы свозили публикации по юдаике, рукописи и иные материалы из еврейских научных и культурных центров и частных собраний.

Работа в оккупированных городах по "разборке" захваченных библиотек проводилась, конечно же, в большой спешке, так что в Германию вагонами отправлялись даже и не очень нужные там книги. Уже упоминавшийся д-р Цайс жаловался в июне 1942 года, что один из институтов, заинтересованный в получении от Оперативного штаба трофейных книг политического и пропагандистского содержания и в особенности "большевистской литературы", оказался буквально затоплен лишними изданиями, поступавшими ежедневно целыми сотнями. Это была сплошь и рядом общенаучная литература, всевозможная беллетристика и проч. Цайс выражал пожелание, чтобы все эти фонды оставались на Востоке, где местные военные и гражданские власти нашли бы им лучшее применение. Достаточно одного примера: в Берлин присылаются многие сотни экземпляров школьных учебников, а ведь, когда на Востоке придет время снова открывать школы, учебников там будет не хватать. Цайс просит поэтому, чтобы ему сначала присылали списки добытой литературы, а уж из Берлина на места будут указывать, какие именно книги стоит действительно туда отправлять. Советы д-ра Цайса остались благими пожеланиями - даже учебники продолжались изыматься десятками тысяч...

Также в рубрике:

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;