Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7176) 29 апреля - 19 мая 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираИскупление искренностью,или Кое-что о венгерском киноискусствеСергей ЛАВРЕНТЬЕВ Несколько десятилетий назад, в славные коммунистические годы, венгерское кино в нашей стране имело внушительную армию почитателей. Массовый зритель наслаждался красочными приключениями мадьярских витязей, сражавшихся с турецкими поработителями. Комедии с Евой Руткаи, драмы и детективы с Мари Теречик... Для элитарного зрителя тоже была работа - выискивать в окраинных кинотеатрах и клубах высокохудожественные ленты Миклоша Янчо и Иштвана Сабо, каким-то чудом прорвавшиеся сквозь цензурные препоны в наш передовой советский кинопрокат. А потом, еще при социализме с брежневским лицом, венгерское кино вдруг исчезло из нашего поля зрения. Сказки да полнометражные мультфильмы. И только в Москве на суперподпольных просмотрах отдельным счастливчикам доводилось увидеть "Веру Анги" и "Хозяина конезавода", "Позавчера" и "Глядя друг на друга"... Увидеть и изумиться гибкости товарища Кадара, клявшегося в верности коммунистическим идеалам и позволявшего кинематографистам костерить "самый справедливый общественный строй". Для нынешних российских кинозрителей венгерское кино является чем-то абсолютно неведомым. Мало что знают о нем теперь и отечественные кинематографисты. Поэтому возможности расширить свои познания можно было только обрадоваться. Однако тридцатая Неделя венгерского фильма, прошедшая в Будапеште, не просто дала понять, что же происходит в некогда "братской" кинематографии. Она удивила, поразила, заставила испытать чувство зависти. В залах и коридорах, кафе и барах замечательного фестивального мультиплекса "Корвин" часто можно было встретить Миклоша Янчо. Высокий, стройный, подтянутый классик шутил, смеялся, отвечал на приветствия. "Мики-бачи" - дядя Мики - так почтительно обращались к нему молодые кинематографисты. Так он именовал себя и сам в новой ленте, название которой несколько неуклюже можно перевести, как "Фонарь Бога над Будапештом". Конечно, эта картина семидесятивосьмилетнего патриарха не может быть сопоставима с его шедеврами тридцатилетней давности. Но она выгодно отличается от фильмов, которые Янчо делал десять лет назад. При всей искусности и пластичности лент "Бог пятится назад" и "Вальс "Голубой Дунай" в них была ощутима усталость мастера. В "Фонаре", при всей экстравагантности происходящего, чувствуются спокойствие и мудрость. Янчо размышляет о переменах, происходящих в сознании соотечественников. Он собирает в кадр персонажей, долженствующих изображать все то новое и старое, что существует, сталкивается, борется в обществе и в душах людей. Потомки старых аристократов и "новые венгры", бандиты и молодые парни и девчонки, для которых преступление - нечто вроде электронной игры, наемные убийцы и их жертвы... Неоднократно в кадре возникает сам Мастер со своим постоянным сценаристом Дюлой Хернади. Они сидят и разговаривают, включаются в действие и выключаются из него. Происходит все это в дивном кладбищенском парке. Но - никакой грусти, никакой обиды на прошедшую и идущую жизнь. Только - спокойствие и удивительная самоирония одного из киногениев Европы. Да, я стар, как бы говорит Янчо этим фильмом. Да, лучшее уже позади. Но снимать кино - это так здорово, что, пока я жив, я буду снимать кино. И еще одно замечательное режиссерское имя было представлено в фестивальной программе. Марта Месарош поставила "Дочерей счастья" в Польше, но большая часть текста в картине - на русском языке. Героиня фильма - русская "челночница", прибывшая в Варшаву на заработки. Вообще-то она учительница, но как можно прожить на учительскую зарплату? Тем более что муж, армейский офицер, уволен по сокращению, а двум дочерям надо ведь чем-то питаться... Варшавские приключения русской красавицы и ее старшей дочери составляют основу сюжета картины. Сюжет этот будет развиваться не всегда гладко. Мелодраматический нажим временами будет излишне силен. Живописание "свинцовых мерзостей жизни" валютной проститутки, в которую, разумеется, превращается наша героиня, чересчур смачное - так эротику подавали четверть века назад, когда она была в диковинку. Да и сопоставление героини картины с классическими персонажами русской литературы выглядит несколько дидактичным... Но все это искупается искренним уважением постановщицы к великому народу, попавшему в исторический "переплет". Дочь скульптора Ласло Месароша, ставшего жертвой сталинских репрессий, выдающийся венгерский режиссер Марта Месарош с ранних лет, проведенных в СССР, умеет различать понятия "режим" и "народ". "Я живу в России", - произносит в финале "Дочерей счастья" красавица Ольга Дроздова. Ее героиня вернулась в свой маленький городок. Она вновь стоит у школьной доски. Вновь учит детей грамоте... Для режиссеров молодого поколения, чьи судьбы не зависят от того, что происходит в огромной стране на Востоке, современное состояние российских дел служит поводом для сочинения смачных кинобоевиков. Таких, как "Европейский экспресс" Чабы Хорвата. В нем бравые венгерские полицейские сражаются с коварным мафиози Заваровым, терроризирующим пассажиров поезда Будапешт - Вена. Актеры, играющие бандитов, говорят по-русски с сильнейшим акцентом, и оттого в реальность происходящего верится с трудом. Однако молодым зрителям, до отказа набившимся в большой зал "Корвина", языковые проблемы не мешали. И не только потому, что теперь в Венгрии не заставляют изучать русский в обязательном порядке. "Европейский экспресс" привлекает зрителя тем, что вполне может выдержать конкуренцию с западными боевиками. Он динамичен, изобретателен. Актеры симпатичны, трюки продуманы и чисто выполнены. А главное - во время просмотра этого фильма чувствуется, что его произвела мощная, работающая кинопромышленность. Вот что удивило, вот что поразило в Будапеште. О тонком психологизме венгерских фильмов, об их высочайшей изобразительной культуре было известно давно. О том, как кинематографисты этой страны умеют в частной судьбе увидеть судьбу своего народа, знает весь киномир. Но чтобы сейчас, в сложные постсоциалистические времена, в маленькой Венгрии состояние киноиндустрии было таким благополучным!.. Чтобы боевики можно было снимать с размахом, не думая, что вот-вот деньги кончатся!.. Чтобы музыкальные ленты выходили на должном техническом уровне!.. (фильм "Пираты" Тамаша Саса). И чтобы зрители - молодые - так стремились посмотреть новый отечественный фильм, что занимали не только все места в зале, но и все проходы между креслами!.. Ну как тут не позавидовать венграм! Разумеется, ни "Пиратов", ни "Европейский экспресс" не назовешь выдающимися произведениями. Но это - репертуарное кино, которое каждый день идет в кинотеатрах, на которое ходят зрители - просто отдохнуть и отвлечься. В большой России отчего-то не поймут простую вещь: именно отсутствие репертуарного кино сгубило нашу киноиндустрию. И даже если Александр Сокуров будет снимать не по два фильма в год, а по десять - это все равно не возродит нашу кинематографию. Только при наличии "Пиратов" и "Европейского экспресса" могут появляться такие чудесные ленты, как "6:3" Петера Тимара и "День, когда зима осталась у Бога за спиной" Яноша Кантогая. В первой картине выдающийся актер Карой Эперьеш играет футбольного фаната, удивительным образом перемещающегося в 1953 год, когда "золотая команда" Венгрии выиграла в Лондоне матч у британской сборной. Пожалуй, впервые бытовые и социальные зарисовки венгерской жизни начала пятидесятых годов даны здесь в неподражаемо ироничном духе. Время действия второй ленты - 1989 год. И вновь исторические реалии переломной эпохи отступают на задний план. На сей раз - перед повальным увлечением жителей горной деревушки кинематографом. Два этих фильма - жемчужины фестиваля. Но, повторяю, главный урок, преподнесенный нам в Будапеште, заключается в ясном осознании венграми непреложного факта: кино - это, безусловно, искусство, которое не может существовать без нормально функционирующей киноиндустрии. Также в рубрике:
|