Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7558) 7 - 13 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Курсив мойГерой нашего времени прячетсяМолодые писатели о литературе ПОКОЛЕНИЕПодготовила Лада АЛЕКСЕЕВА "Молодая литература" или "литература молодых писателей" - вокруг этих категорий не утихают споры. Причем одна из спорящих сторон вполне убедительно заявляет: есть хорошие писатели и плохие писатели, а возраст здесь ни при чем. В общем-то с таким тезисом можно согласиться. Тем не менее есть литераторы, которых можно назвать начинающими (авторы нескольких литературных произведений), и, как правило, они молоды. Ежегодно они собираются на свой форум, проходящий в подмосковных Липках. Мы обратились к ним с несколькими вопросами. О чем сегодня нужно писать? Кто является героем нашего времени, естественно, литературным? Кто для них, молодых, литературный авторитет?
Герман САДУЛАЕВ Родился в селе Шали (Чеченская Республика), сейчас живет в Санкт-Петербурге. Написал повесть "Одна ласточка еще не делает весны" и сборник рассказов "Я - чеченец". На форуме много неизвестных пока, но замечательно пишущих авторов: Аркадий Бабченко, Ирина Мамаева, Рустам Шатинов. Их талант вселяет надежду. А ведь одно время казалось, что все прозаики ушли работать в рекламные агентства и что у нас есть Пелевин, который хорошо поет, но одну и ту же песню, и Сорокин, тоже весьма далекий от традиционно сильного в России реализма. Мы принадлежим к великому культурному пространству, и было большой глупостью то, что его разрушили. Но его основа - русский язык - остался. Национальные писатели должны помогать восстанавливать то, что трагически треснуло. Добрый знак, что чеченская литература сейчас на подъеме, переживает количественный бум. В моей маленькой республике издается пять журналов, которые не лежат на складе, а раскупаются. Мы живем в стране, разодранной по национальному и социальному признакам, и социально-политических тем сегодня очень не хватает, как и просто книг о том, как люди любят друг друга, рожают детей, потом почему-то расстаются. Но надо писать об этом глубоко, погружаясь в душу человека. А герой для меня - обычный порядочный человек, который затерялся среди тех, кто достигает успеха, идя по головам, кто адаптивен до подлости и цинично встраивается в любую среду.
Артур МАТВЕЕВ Студент истфака Красноярского университета, пишет прозу и стихи. Публикации в сборниках семинара "Очарованные словом", "Чистая купель", "Король и свита". Главный плюс нынешней литературы я вижу в том, что каждый может в ней найти что-то для себя. Современная литература должна духовную монументальность великих предшественников соединить с картинками современности. Это есть у Владимира Сорокина, показывающего нашу абсурдную "массмедийную" реальность в гротескной форме. Наши дни полны "сюра", от которого писателю не уйти. Хотя смысл литературного творчества, наверное, в том, чтобы из серости, глупости, озлобленности вычленить красоту. Я учусь этому у Маркеса, Кортасара, Набокова, Германа Гессе. Героя нашего времени сегодня крайне сложно обнаружить, он прячется. Сейчас у каждого своя дорога, но сумевший пройти по ней смело, без оглядки, с осознанием того, что он личность, и станет героем наших дней. А персонажи массовой литературы - многочисленные клерки, индифферентные существа, пусть и миловидные, но соблюдающие исключительно собственные интересы, на эту роль явно не тянут.
Роман СЕНЧИН Родом из Кызыла (Республика Тыва), лауреат премий "Эврика", журнала "Знамя". Автор книг "Афинские ночи", "Нубук"; повесть "Минус" издана в Германии. 90-е годы были мрачными в плане имен и достойных произведений. Сейчас что-то сдвинулось, появилась серьезная литература, хотя она пока не имеет должного влияния на общество, потому что ее умышленно сдерживают. Ведь детективы так популярны во многом из-за рекламы. А внимания к настоящим книгам не хватает еще и потому, что читатель напуган эпатажем, словесной шелухой предыдущего десятилетия. Какой-то обобщенный образ героя выделить трудно. Хотя, например, персонажа романа Захара Прилепина "Санькя" - революционера, экстремиста, человека, знающего, за что борется, вполне можно считать таковым. Вообще художественных книг о жизни народов России, показанной изнутри, очень не хватает.
Дмитрий КРАСНОПЕЕВ Работает школьным учителем в Красноярске. Пишет публицистическую прозу. Участвовал в первой чеченской кампании, после чего написал книгу "Гражданская война в России: 1993 - ?". Все темы, которые осваивает литература, - о жизни. Ничего в мире не изменилось, суть человеческая одинакова. Почитайте античных авторов: то, что было на закате Римской империи, напрямую перекликается с нашими днями. Всегда добро противостояло злу. А конкретное преломление этого надо выстрадать и излить на бумаге. Героя наших дней знаю лично. Встретился с этой женщиной из Минусинска на конкурсе имени Виктора Петровича Астафьева. У нее четыре сына, два из которых с тяжелым заболеванием (ДЦП), и она взяла еще трех девочек из детдома. Всех растит, строит с ними дом, занимается журналистикой. Зовут ее Елена Лямина. На таких людях держится Россия.
Екатерина ФИЛИППОВА Работает в отделении "Скорой помощи" в Кондопоге, публикуется в карельских газетах, пишет прозу. В чтении я всеядна. Третий раз перечитала "Раковый корпус" Солженицына, восхищаясь тем, как доступно умеет преподнести Александр Исаевич сложнейшие вещи. Хочется, чтобы в книгах было поменьше грязи, ругани и жалоб на то, как тяжко живется. Хотя писать исключительно о светлом и возвышенном тоже неправильно. Надо пытаться все разумно уравновесить и пробовать себя в разных формах и жанрах. Придя со смены или отстояв двенадцать часов у лотка на морозе, человек вряд ли возьмет в руки "Короля Лира". А Донцову или Маринину прочтет с удовольствием. Детективно-развлекательные книжки нужны, но еще больше нужны те, где написано, как добиться чего-то в этом мире, как полюбить его и прожить не пусто и бездумно.
Олег МИХАЙЛОВ Родился в Свердловске, окончил Екатеринбургский театральный институт, живет в Санкт-Петербурге. Автор пьес "Пельмени", "Шутка Баха", "Тайная жизнь китов", Последняя была представлена на фестивале "Любимовка 2006". На 1-м Международном конкурсе "Свободный театр" получил приз журнала "Современная драматургия" и специальный приз жюри. Нет современной или несовременной литературы, есть хорошая и плохая. Толстой и Достоевский не близки мне, но сцена, где встречаются княжна Марья и богучаровские мужики, очень волнует. Это круто, когда люди говорят вроде бы по-русски, но на разных языках, неважно, что жили они в XIX веке. Солнцем российской драматургии считаю Николая Владимировича Коляду. Уважаю Григория Горина. Бесконечно перечитываю "Театр" Сомерсета Моэма. Евгений Шварц однажды произнес: "Стыдно быть несчастливым". Тем не менее людей несчастных очень много, и они не могут понять, почему. Мы мало знаем о том, что делает нас счастливыми. Я согласен с Виктором Шкловским, говорившим, что литературного героя как такового нет, а есть отражение автора. Как у Флобера: "Мадам Бовари - это я". Сам я "копаю" гей-тему, которая у нас отражается как-то карикатурно.
Дарья СЛИЗКИХ Норильчанка, пишет стихи. Публикуется в журнале "День и ночь", газетах "Заполярная правда", "Университетская жизнь". Мы собираемся на этом форуме и толчем воду в ступе под наблюдением маститых мастеров. Они говорят, что поэзия должна выходить на новый уровень, опровергать, разрушать границы, но сами же эти границы всячески возводят. Герой нашего времени - это, на мой взгляд, толпа, в которой каждый сам по себе, считает себя важным и не замечает других. Сейчас нет человека, на которого бы равнялись, все хотят выделиться, показать себя, но именно поэтому получаются одинаковыми. Может, потому вокруг так много фальши и грубости и слишком мало нежности и искренности. Об этом стоит задуматься. Также в рубрике:
|