Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7558) 7 - 13 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКонцерт для "почтового ящика" с оркестром"Передвижничество" началось с Пензенской области АКЦИЯЛариса РОМАНОВСКАЯ Проблема организации культурной жизни малых городов, особенно сильно удаленных от российской столицы, встает во всей своей непреходящей сложности перед каждым новым поколением чиновников из Министерства культуры и смежных ведомств. И если вопросы, связанные с существованием библиотек, театров и киноцентров, приходится решать (ну или игнорировать) областному или краевому руководству, то хорошие гастрольные выступления в глубинке были дефицитом всегда. Рассуждать об этом можно долго и яростно, но факт остается фактом: зачастую главными "привозными" событиями культурной жизни малого города становятся выступление Верки Сердючки и передвижная экспозиция Музея восковых фигур. Особенно заметно это не только в удаленных, но и закрытых для посторонних городах, где культурная жизнь в какой-то момент не то чтобы замерла, а просто-таки впала в кому. Впрочем, определенные изменения в ближайшее время все же будут. Правда, не во всех удаленных от центра городах, а в избранных, входящих в систему ЗАТО - закрытых автономных территориальных образований. (Они же - атомограды или "почтовые ящики".) За все годы своего существования эти населенные пункты были закрыты от любых посторонних - будь то родственники местных жителей или же артисты краевой филармонии. Десять "номерных городов", входящих в систему Федерального агентства по атомной энергии (Росатома), в ближайшее время должны обрести свой собственный фестиваль искусств. Фестиваль, который будет проходить раз в полгода на территории маленьких городов при заводах, носящих нейтральные названия - Заозерный, Лесной, Новоуральск... Специальное соглашение по этому вопросу министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов и руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко подписали в минувшую среду, 27 ноября. Торжественный акт происходил в Детской школе искусств города Заречный Пензенской области - то есть на территории одного из "закрытых городов" и по совместительству колыбели Фестиваля музыки и театра "Новое передвижничество". Фестиваль музыки и театра "Новое передвижничество" начался в Заречном в минувшую среду, а завершился в понедельник, 4 декабря. О значимости этого мероприятия можно судить по фестивальной программе, в которую вошли выступления Дениса Мацуева, солистов балета Большого театра России, артистов Центра оперного пения Галины Вишневской, ансамбля Дмитрия Покровского, камерного оркестра "Musica viva". О том, что подобное событие значит для зареченцев, - можно безошибочно судить по светящимся лицам местных учительниц, библиотекарей и сотрудников того самого "атомного" ПО "Старт", выходивших из местного ДК после концерта Д.Мацуева. Во всех мероприятиях, связанных с открытием фестиваля, принимали участие полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, настоятель местной епархии владыка Филарет и, что самое главное, мэры ЗАТО-побратимов. И на многочасовом "круглом столе" разговор шел об общих проблемах, объединяющих культурные и не только учреждения "атомоградов". Разумеется, судить о том, как именно живут сотрудники местных музеев и музыкальных школ, по пятиминутным роликам-нарезкам сложно. Но общие тенденции прочерчивались достаточно легко. Практически все ЗАТО в ближайшие годы готовятся отметить пятидесятилетие с момента своего основания. В начале 50-х, когда все достижения отечественных физиков шли именно на "оборонку", на территории СССР появились огромные, многокилометровые секретные "почтовые ящики". А в довесок к ним прилагался молодой "город без кладбища" - жилой комплекс, сформированный сперва из сталинок, а потом из хрущевок и блочных домов. Отличались эти новые города и высоким интеллектуальным уровнем своих жителей. Здесь работала научно-техническая элита страны, и она требовала и высокого качества культурных, так сказать, услуг. Тогда же или чуть позже в ЗАТО закладывался стандартный культурно-образовательный комплекс: с Домом пионеров, музыкальной школой, ДК и библиотекой. Все эти заведения есть в ЗАТО и сейчас. В конце 80-х - начале 90-х, когда началось повальное свертывание научных разработок, они вместе со всем городом пережили серьезный кризис, а потом стали потихоньку возрождаться. Так что теперь, как и раньше, в местных ДК проходят концерты ансамбля русских народных песен и плясок, ежегодный вернисаж выпускников художественной школы, а в ТЮЗах и драмтеатрах - постановки в честь Дня города и Нового года. А для маленького города любое из этих событий является и знаковым, и кассовым, и просто важным. Но при этом отдаленность от крупных центров культуры все равно невозможно компенсировать ни одним, даже самым навороченным и спутниковым телевизором. "Технические достижения не смогут победить живую культуру. Невозможно питаться одними духовными консервами. Всегда надо искать возможность соприкоснуться с каким-то культурным явлением, будь то один человек или творческий коллектив. Подобный фестиваль станет плодотворной платформой для сотрудничества между закрытыми городами, даст его жителям уникальную возможность приобщиться к искусству мирового уровня. Подчеркиваю, речь идет не об открытии доступа в "номерные города", не о рассекречивании стратегических объектов, а об изменении культурного досуга тех, кто в них живет," - пояснил Александр Соколов, подводя итоги этого "круглого стола". Если визит руководителя профильного федерального агентства для атомщиков явление хоть и редкое, но вполне естественное, то посещение закрытого города министром культуры - это уникальный случай. Разумеется, Соколова не могли не "отработать" по полной. В местном ТЮЗе, который, кстати сказать, вполне может гордиться и репертуаром, и состоянием помещений, провели встречу "с творческой интеллигенцией". Все прошло согласно нормативу: дети с бантами и взрослые с заранее заготовленными вопросами. ("Ой, а меня так и не вызвали", - посетовала впоследствии интеллигентного вида женщина, выходя из зрительного зала.) Соколова спрашивали про введение "Основ православной культуры", про изменение тарифно-квалификационной сетки оплаты труда в учебных и культурных заведениях, про грядущий Год чтения и существование государственных литературных издательств. В конце встречи прошло торжественное вручение комплекта качественных учебных пособий для местных музыкальных школ. На пресс-конференции, состоявшейся после официального открытия фестиваля, А.Соколов и С.Кириенко отвечали на вопросы журналистов. Именно тогда стала, наконец, известна приблизительная схема финансирования этого проекта. Для реализации "Нового передвижничества" будут "сбрасываться" сразу несколько ведомств - Минкульт, Росатом, область и сам город. О конкретном процентном соотношении по принципу "кто сколько сдает" речи пока не идет. По словам Соколова, на первом, пилотном проекте будет отработан новомодный "принцип частно-государственного сотрудничества". Конечно, одним фестивалем, будь он сколько угодно "именным" и "звездным", культурную революцию не сделаешь. Но кто его знает, вдруг у других силовых ведомств, держащих в подчинении такие же "почтовые ящики", взыграет гордость и они захотят догнать и перегнать атомщиков. По меньшей мере, местным любителям классики хуже от этого точно не станет. Также в рубрике:
|