Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7558) 7 - 13 декабря 2006г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПришествие Стоппарда: История в личности"Берег Утопии". РАМТ Наталия КАМИНСКАЯ
Знаменитый английский драматург Том Стоппард явно зачастил в Москву. Главной причиной является, конечно, масштабный проект Российского Молодежного театра (РАМТ) "Берег Утопии" - сценическая трилогия Стоппарда, посвященная выдающимся русским мыслителям XIX века. Репетиции идут полным ходом, и драматург будет на них присутствовать. Однако на сей раз это - не единственный повод для его визита. В начале 2007 года в киноклубе "35 мм" пройдет фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссера, и сценариста. Напомним, что он не столь давно был удостоен "Оскара" за сценарий картины "Влюбленный Шекспир". Впервые его имя появилось в афишах России в связи с постановкой пьесы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Пьесы Стоппарда пользуются большой любовью российских театров (об одной из последних столичных премьер читайте на этой странице). Но "Берег Утопии" - это особый случай. Действующие лица пьесы - Герцен, Огарев, Белинский, Бакунин, Станкевич. "Меня никогда особенно не интересовало, где будут поставлены мои пьесы. "Берег Утопии" - исключение. Я работал над трилогией четыре года. И с первого же дня часто давал волю мечтам о том, как увижу ее в России... Эта трилогия - своего рода послание в Россию", - сказал драматург. В Лондоне "Берег Утопии" был выпущен в свет издательством "Faber & Faber" в 2002 году и тогда же поставлен Королевским Национальным театром. Далее этим материалом заинтересовались Сергей и Аркадий Островские, выпускники ГИТИСа, театроведы и переводчики, живущие ныне в Великобритании. Они осуществили русский перевод, а художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин предпринял на его основе отчаянное театральное "плавание". "Продолжительность спектакля - 9 часов", - сказано в анонсе спектакля, премьера которого ожидается в начале следующего сезона. Это будут три части, идущие в три вечера и названные соответственно трем частям трилогии: "Путешествие", "Кораблекрушение", "Спасение". Подобный способ "сериального" показа А.Бородин применяет не впервые. Долгие годы в РАМТе шли в два вечера "Отверженные" В.Гюго. Ныне - играются две версии ("черная" и "белая") сценического детектива Б.Акунина "Инь и Ян". Однако сочинение Тома Стоппарда, безусловно, ставит гораздо более трудные задачи. Автор предуведомил: "Мое новое сочинение написано на материале русской истории XIX века, а его героями стали романтики и мыслители, которые придерживались разных общественно-политических взглядов и оказали заметное влияние на развитие российского общества". На только что состоявшейся в агентстве РИА "Новости" пресс-конференции сэр Стоппард подчеркнул, однако, что его интересовала не только их борьба за гражданские идеалы, но и их личная жизнь, их отношения с друзьями, любовь и другие сугубо человеческие материи. И все же, какими бы живыми и "человеческими" ни были у Стоппарда выписаны Белинский, Герцен или Бакунин, они - носители идеалов и гражданских стремлений. Более того, они намертво связаны в сознании российского школьника с картинками в учебниках, портретами на стенах классов и железобетонными формулировками (одного "разбудили", другой "развернул агитацию" и т.п.). Все это, конечно же, создает дополнительные трудности для театра, адресующего свои спектакли современной молодежи. Впрочем, постановщик трилогии Алексей Бородин еще в начале работы сказал журналистам однозначно: именно это сейчас и нужно. Стоппард, по его мнению, благодаря своей удаленности от современной России с ее запутанными духовными ориентирами обратил внимание на особых россиян. На людей, представлявших собой цвет нации и способных мыслить о чем-то большем, нежели собственное благополучие. Эти люди (и заблуждавшиеся, и трагически ошибавшиеся) имели идеалы, были озабочены в прямом смысле слова судьбой нации. Театру, по мнению Бородина, не может быть неинтересен подобный тип личности. Притом что у Стоппарда выведены именно живые, противоречивые натуры, а не дяди из учебника русской литературы. Эта история начинается в 1833 году в селе Прямухино (часть "Путешествие"), родовом поместье Михаила Бакунина. Друзья (Белинский, Бакунин, Станкевич и Иван Тургенев) увлечены идеями немецких философов-идеалистов. При этом все влюблены. Молодой Бакунин едет в Германию, где встречается с Герценом. В части "Кораблекрушение" Бакунин, уже анархист, Герцен и Тургенев становятся очевидцами французской революции 1848 года. Надежды на свободу сменяются разочарованием. Герцен переживает и личную драму. И вот - Лондон, где встречаются после краха европейских революций эмигранты разных мастей (часть "Спасение"). Герцен, Огарев и его жена Наталья составляют любовный треугольник. Бакунин возвращается из ссылки. Работа над "Берегом Утопии" - в самом разгаре. Художник Станислав Бенедиктов придумал пространство, актеры (в проекте занята почти вся труппа) погружены в наэлектризованную духовную атмосферу XIX века. Бородин называет драматургию Стоппарда невероятной и говорит, что ему с актерами доводится каждый день открывать новые грани этих незаурядных натур и необычных человеческих отношений. Также в рубрике:
|