Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7558) 7 - 13 декабря 2006г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Пришествие Стоппарда: История в личности

"Берег Утопии". РАМТ

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Т.Стоппард

Знаменитый английский драматург Том Стоппард явно зачастил в Москву. Главной причиной является, конечно, масштабный проект Российского Молодежного театра (РАМТ) "Берег Утопии" - сценическая трилогия Стоппарда, посвященная выдающимся русским мыслителям XIX века. Репетиции идут полным ходом, и драматург будет на них присутствовать. Однако на сей раз это - не единственный повод для его визита. В начале 2007 года в киноклубе

"35 мм" пройдет фестиваль фильмов, в которых Стоппард выступил в качестве и режиссера, и сценариста. Напомним, что он не столь давно был удостоен "Оскара" за сценарий картины "Влюбленный Шекспир". Впервые его имя появилось в афишах России в связи с постановкой пьесы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Пьесы Стоппарда пользуются большой любовью российских театров (об одной из последних столичных премьер читайте на этой странице).

Но "Берег Утопии" - это особый случай. Действующие лица пьесы - Герцен, Огарев, Белинский, Бакунин, Станкевич. "Меня никогда особенно не интересовало, где будут поставлены мои пьесы. "Берег Утопии" - исключение. Я работал над трилогией четыре года. И с первого же дня часто давал волю мечтам о том, как увижу ее в России... Эта трилогия - своего рода послание в Россию", - сказал драматург. В Лондоне "Берег Утопии" был выпущен в свет издательством "Faber & Faber" в 2002 году и тогда же поставлен Королевским Национальным театром. Далее этим материалом заинтересовались Сергей и Аркадий Островские, выпускники ГИТИСа, театроведы и переводчики, живущие ныне в Великобритании. Они осуществили русский перевод, а художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин предпринял на его основе отчаянное театральное "плавание". "Продолжительность спектакля - 9 часов", - сказано в анонсе спектакля, премьера которого ожидается в начале следующего сезона. Это будут три части, идущие в три вечера и названные соответственно трем частям трилогии: "Путешествие", "Кораблекрушение", "Спасение". Подобный способ "сериального" показа А.Бородин применяет не впервые. Долгие годы в РАМТе шли в два вечера "Отверженные" В.Гюго. Ныне - играются две версии ("черная" и "белая") сценического детектива Б.Акунина "Инь и Ян". Однако сочинение Тома Стоппарда, безусловно, ставит гораздо более трудные задачи. Автор предуведомил: "Мое новое сочинение написано на материале русской истории XIX века, а его героями стали романтики и мыслители, которые придерживались разных общественно-политических взглядов и оказали заметное влияние на развитие российского общества". На только что состоявшейся в агентстве РИА "Новости" пресс-конференции сэр Стоппард подчеркнул, однако, что его интересовала не только их борьба за гражданские идеалы, но и их личная жизнь, их отношения с друзьями, любовь и другие сугубо человеческие материи.

И все же, какими бы живыми и "человеческими" ни были у Стоппарда выписаны Белинский, Герцен или Бакунин, они - носители идеалов и гражданских стремлений. Более того, они намертво связаны в сознании российского школьника с картинками в учебниках, портретами на стенах классов и железобетонными формулировками (одного "разбудили", другой "развернул агитацию" и т.п.).

Все это, конечно же, создает дополнительные трудности для театра, адресующего свои спектакли современной молодежи.

Впрочем, постановщик трилогии Алексей Бородин еще в начале работы сказал журналистам однозначно: именно это сейчас и нужно. Стоппард, по его мнению, благодаря своей удаленности от современной России с ее запутанными духовными ориентирами обратил внимание на особых россиян. На людей, представлявших собой цвет нации и способных мыслить о чем-то большем, нежели собственное благополучие. Эти люди (и заблуждавшиеся, и трагически ошибавшиеся) имели идеалы, были озабочены в прямом смысле слова судьбой нации. Театру, по мнению Бородина, не может быть неинтересен подобный тип личности. Притом что у Стоппарда выведены именно живые, противоречивые натуры, а не дяди из учебника русской литературы.

Эта история начинается в 1833 году в селе Прямухино (часть "Путешествие"), родовом поместье Михаила Бакунина. Друзья (Белинский, Бакунин, Станкевич и Иван Тургенев) увлечены идеями немецких философов-идеалистов. При этом все влюблены.

Молодой Бакунин едет в Германию, где встречается с Герценом. В части "Кораблекрушение" Бакунин, уже анархист, Герцен и Тургенев становятся очевидцами французской революции 1848 года. Надежды на свободу сменяются разочарованием. Герцен переживает и личную драму.

И вот - Лондон, где встречаются после краха европейских революций эмигранты разных мастей (часть "Спасение"). Герцен, Огарев и его жена Наталья составляют любовный треугольник. Бакунин возвращается из ссылки.

Работа над "Берегом Утопии" - в самом разгаре. Художник Станислав Бенедиктов придумал пространство, актеры (в проекте занята почти вся труппа) погружены в наэлектризованную духовную атмосферу XIX века. Бородин называет драматургию Стоппарда невероятной и говорит, что ему с актерами доводится каждый день открывать новые грани этих незаурядных натур и необычных человеческих отношений.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;