Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 07 (7568) 22 - 28 февраля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ: "Мне любой режиссер не страшен"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Леонтьев

Юбилейные даты, а особенно торжества, с ними связанные, артист Московского Художественного театра Авангард ЛЕОНТЬЕВ не слишком жалует. В день своего 60-летия, которое случится 27 февраля, обещает уехать из столицы. Правда, праздник в его честь чеховский МХТ все-таки намерен устроить, но немного позже. В этот вечер юбиляр выйдет на сцену в одном из самых любимых публикой мхатовских спектаклей - "№ 13". Впрочем, Леонтьев хорош в любых ролях, потому что уровень его профессионализма позволяет играть все - от острокомедийного гротеска до серьезной психологической драмы. Позволяют талант и опыт работы с такими крупнейшими отечественными режиссерами, как Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Валерий Фокин, Роман Виктюк. Авангард Леонтьев - человек несуетный и серьезный и ко многим перипетиям в собственной творческой биографии привык относиться философски.

    

- Какое у вас, Авангард Николаевич, душевное состояние накануне даты? Ностальгия мучает или, наоборот, с воодушевлением смотрите вперед?

- Особого воодушевления не ощущаю, к сожалению. Я бы сказал, что нахожусь сейчас в состоянии покоя, которое мне не нравится, честно говоря. Скорее всего, это связано с тем, что у меня появилось много свободного времени. Да, конечно, его можно использовать на то, чтобы почитать книгу или сходить в консерваторию. Хотя было бы лучше, если б я что-нибудь репетировал. Но у нас многие артисты довольно редко репетируют и больше болтаются без дела.

    

- Мне казалось, что вы - артист достаточно востребованный. Откуда вдруг такое количество свободного времени?

- Оно появилось после того, как я прекратил заниматься преподаванием в Школе-студии МХАТа после 27 лет постоянной работы. Когда у меня были студенты, они очень здорово заполняли паузы между театральными ролями и съемками в кино. А их отсутствие и рождает эти паузы. Что же касается моих театральных работ, то их всегда было одинаково мало. Случались перерывы по шесть - восемь лет иногда между новыми ролями. Но для артиста, не входящего в первую обойму, это вполне закономерно.

    

- Почему вы оставили преподавание, раз так любили этим заниматься?

- В Школе-студии МХАТа поменялось руководство, и дальнейшее пребывание там для меня оказалось невозможным.

    

- Уходя в МХТ после 30 с лишним лет работы в Современнике, вы надеялись на кардинальные перемены в актерской судьбе?

- Нет. Я не наивный. Просто Олег Табаков меня десятки раз звал к себе, еще когда руководил только Табакеркой. И в какой-то момент я понял, что, если сейчас не воспользуюсь его предложением, он меня больше не позовет. Нет, не за счастьем я пошел в МХТ. Но думал, конечно, что три его сцены дадут мне возможность более частого попадания в работу.

    

- На внутренний актерский взгляд, есть ли сегодня принципиальная разница между театрами?

- Я думаю, нет. Я несколько лет назад сам задавал такой вопрос Роману Козаку, который, будучи режиссером, часто ходит по театрам. И он ответил, что все они приблизительно одинаковые, равноремесленные. Картина как-то уравнялась в последние годы. Поэтому все зависит от конкретного проекта, режиссера, в конце концов.

    

- Почти за 40 лет театральной жизни вам довелось поработать с такими разными режиссерами - от Георгия Товстоногова и Олега Ефремова до Кирилла Серебренникова. С кем было интереснее?

- Интересно, к счастью, было почти со всеми. Но органичнее или, может быть, проще и привычнее - с режиссерами "актерского разлива": Ефремовым, Галиной Волчек, Табаковым. С теми же, кто не вышел из актерской профессии, а уже родился режиссером, было всегда по-разному, порой очень дискомфортно поначалу.

Как с Романом Виктюком, например. Он сбивал все привычные приемы, клише и разоружал тебя совершенно перед новой работой. И делал это порой в экстремистской форме. Но в результате оснащал тебя подробнейшей партитурой роли, которая становилась твоей опорой, таким мощным суфлером, что играть было обманчиво легко, как на автопилоте.

Товстоногов был очень скуп на замечания. Но если и говорил что-то, то это было по-снайперски точно. Когда я репетировал Прудентова в "Балалайкине и Ко", он сказал: "Вы должны быть маленьким наполеончиком". Мне это очень помогло и освободило от комплекса маленькой роли. Наоборот, крылья вдруг выросли за спиной, апломб появился, который был очень кстати для этого персонажа.

    

- А режиссеры, проповедующие иные формы, небытовой театр? Валерий Фокин, например?

- В спектаклях Фокина очень своеобразная форма, яркая, отобранная, вылепленная. Но он всегда требует ее психологического оправдания. Это трудно. Помню, когда мы сделали "Нумер в гостинице города NN", то спектаклей десять не могли понять, удалась ли нам эта работа или нет. Но в конце концов роль Чичикова принесла мне огромное удовлетворение, хотя без специального тренинга мне не удавалось этот спектакль играть.

А вообще, я считаю, что наша школьная подготовка очень основательна, поэтому нам не страшны никакие "формы". Один из моих учителей, Павел Массальский, помню, говорил: "Вам будет любой режиссер не страшен". Так и вышло. И очень хорошо, что приходится работать с такими разными постановщиками.

    

- Но тот же Фокин - суперпрофессионал, чего пока не скажешь о Серебренникове. Не приходится ли актеру в работе с ним многое доделывать самому?

- Нет, у меня не было ощущения, что в работе, например над ролью Счастливцева в "Лесе", я доделывал что-то сам. Более того, я цеплялся за режиссерские подсказки как утопающий за соломинку. Мне было очень трудно, потому что я вошел в работу позже других актеров. Серебренников сам нашел мне грим, костюм, а это очень многое дало, в том числе и форму.

Да, он не знает кухни актерской. Он не учился этому делу. Ну и что? И Станиславский не учился. Правда, он сам был актером с младых ногтей и еще на любительской сцене все попробовал на своей шкуре. А Серебренников - только режиссер. Но даже если все меня убедят, что наша последняя работа, "Фигаро", не получилась, я для себя Серебренникова не закрою. Не вижу для этого оснований. Зато вижу, как он, не зная актерской технологии, тем не менее от природы владеет какими-то ключами к работе со всеми нами.

    

- Вас ведь и самого тянет к режиссуре? Почему?

- Это со многими актерами случается. Даже с гениями. Тому же Станиславскому хотелось, как мальчику, играть в театр. Простите, что я поставил себя рядом с таким именем, но мне с детства вот так же хотелось этим заниматься. Я начиная с подросткового возраста уделял театру больше времени, чем всему другому вместе взятому. Руководил школьным кружком, ходил в студию художественного слова при Дворце пионеров, которой, как выяснилось, руководила ученица Сулержицкого и Вахтангова по Первой студии МХТ Анна Гавриловна Бовшек. Сегодня некоторые очень строгие и знающие люди удивляются: и почему это он ставит спектакли? А мне просто хочется. Иногда до такой степени, что я наглею, прихожу к Олегу Табакову и говорю: "Знаете, я хочу поставить спектакль". Он просит пьесу, за ночь ее прочитывает и к утру дает ответ, причем положительный. Правда, менее "легкомысленные" люди на это не клюют. Я пару раз к Галине Волчек приходил со своими режиссерскими задумками, но она в очень мягкой форме эту проблему отлагала.

    

- С актерами удается найти общий язык?

- Абсолютно. Я знаю, как мне кажется, чем им помочь в подходе к роли. Меня хорошо научили, я знаю технологию. И актеры, видя это, начинают мне доверять. У нас не бывает скандалов, мы всегда вовремя готовы, премьера выходит в назначенный день. Я умею проследить процесс производства. Я ведь очень дотошный, вредный, "сажусь" на человека и не слезаю, пока все не будет готово.

С удовольствием занимался бы этим и сейчас, если б не был ленив в процессе поиска денег. И ничего страшного бы не происходило, только уменьшалась бы актерская невостребованность, которая всегда существует в театрах. Ну и зрители получали бы удовольствие оттого, что видят неиспорченную режиссурой пьесу.

    

- Ставили бы в антрепризе?

- Нет, в тех театрах, где я работаю.

    

- А деньги тогда зачем искать?

- Бюджетные и спонсорские средства расходуются на настоящих режиссеров. На нас, любителей, они не рассчитаны.

    

- Получается, за деньги сегодня можно все и всем? Приходи с улицы, но с капиталом, и ставь спектакль?

- В общем, да. Даже преподавать можно. "Знаете, у меня есть деньги. Можно я попреподаю?" Думаю, дрогнет руководство вуза. Но это не хорошо и не плохо. Такова жизнь. Ведь и Станиславскому с Немировичем нужны были только деньги, чтобы сделать Художественный театр. В головах-то у них он давно уже существовал.

    

- Ну вы сравнили! Там какие идеи были, а сегодня кому-то хочется своей дочери купить главную роль.

- Вы правы, конечно. Хотя всякое бывает. И Савву Мамонтова ругали за то, что он в своей Частной опере для какой-то дамы делал спектакль, пошлые разговоры об этом ходили. А что вышло в целом? Шаляпин там родился, художники пришли гениальные. А все начиналось-то с денег мамонтовских. Ну и, конечно, с его невероятной любви к театру. Культурный был человек и с деньгами.

Иногда это соединяется. Дал же в свое время Березовский деньги на "Нумер" - и сделал Фокин шедевр свой. Иногда не соединяется, тогда и получаются все эти "ляпы", пошлости, плачевный результат.

    

- Сегодня единственным критерием для выпуска спектакля является личное мнение худрука?

- Практически да. Я считаю, что очень большая ошибка современных худруков - их чрезмерная самонадеянность. Они упразднили худсоветы и сделали это зря. И внутритеатральные, и расширенные, куда входили многие авторитетные деятели искусства. Есть ведь и критики, которым театр доверяет. Так не надо звать такого человека на готовый спектакль, вы его позовите в процессе работы. Просто выслушайте его, это очень важно. Мне кажется, и Волчек, и Табаков делают порой ошибки, которых могло бы и не быть. Театры сами себя ставят в трудное положение.

    

- Не кажется ли вам, что сегодня желание непременного коммерческого успеха затмевает какой-то духовный посыл, который тоже должен звучать со сцены?

- Да, такой перекос есть. К сожалению, эта погоня за успехом превалирует над всем остальным. Но, с другой стороны, разве работы Генриетты Яновской и Камы Гинкаса - не духовный посыл? Фокина? Петра Фоменко? Сергея Женовача? Его Студия театрального искусства - вот серьезный театр, который мне очень нравится. Исповедальный театр, скромный, бедный, хотя на эту "бедность" нужны серьезные деньги.

    

- Все они, скорее, исключения.

- Может быть. Но они - "маяки" для профессионалов. И худрук, чрезмерно пекущийся об успехе кассовом (и небезосновательно, жизнь его заставляет это делать), тоже понимает, что есть такие "маяки", которые заставляют всех вспомнить о главном. И, может быть, посожалеть о чем-то, устыдиться чего-то. Или подумать: ну ничего, когда-нибудь и мы к этому придем.

На самом деле мы не так бедны на настоящий, серьезный театр, о котором так мечтаем и пытаемся защитить. У нас, слава богу, есть на кого опереться. И опираясь на эти попытки серьезного существования, театр и выживет. В этом смысле я - абсолютный оптимист. Вот что меня на самом деле воодушевляет.

    

- Но все эти достойные мастера принадлежат старшему поколению. Молодые же до этой планки явно недотягивают, да, кажется, к этому и не стремятся.

- Значит, сегодня такой день. А завтра подтянутся.

    

- Эти или уже следующее поколение?

- Я думаю, что следующее.

    

- А нынешние в очередной раз станут "потерянным поколением"?

- Нет, почему же? Они же находятся в процессе театральном, а это очень важно. Сам процесс важен. Вот был раньше, при Тихоне Хренникове, Союз композиторов, над которым часто посмеивались. Чего они там заседают, обсуждают, гнобят кого-то? Но музыка-то не замолкала. Она ведь не только на концертах звучала, но и "в столе", в головах этих людей, в обсуждениях, в зависти. И, смотрите, какой насыщенный ряд имен существовал. А в результате музыка и сегодня звучит. Меня это как-то очень ободряет.

Потом, мы все больше о режиссерах говорим. А я вижу молодых актеров - глаза-то горят, и жар души чувствуется. Это не высокие слова. Одаренность пылает в этих людях - это от мамы с папой, от Бога заложено. А эта одаренность обязательно будет биться за прорыв в процессе и выберется, достигнет качественных результатов.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;