Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 07 (7568) 22 - 28 февраля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОчень нужный МальчикМОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДАГеоргий ОСИПОВ 17 февраля на станции московского метро "Менделеевская" неспроста вспомнился... один из первых декретов Советской власти - пресловутый ленинский план монументальной пропаганды. С чего начинали, товарищи? С Маркса, Марата, Робеспьера и прочих "пламенных". А к чему пришли? К памятнику крупной бездомной дворняге по кличке Мальчик. Той самой, что жила еще несколько лет назад в прилегающем к станции подземном переходе и на глазах всего честного народа была зарезана острым кухонным ножом какой-то полусвихнувшейся от собственной неоцененной неотразимости девицы. Спросят не без основания: а с какой радости именно Мальчику такая честь выпала? Вон сколько подобных ему хвостами виляют да прохожим умильно в глаза глядят возле любой станции метро. Просто бронзовый пес (скульпторы - Александр Цигаль, Сергей Цигаль, архитектор - Андрей Налич), весело чешущий лапой за ухом, стал своего рода весьма весомым завершением того нравственного пути, который - в той или иной степени - все мы прошли за последние десятилетия. И начался он, вероятно, в середине 60-х, когда произошел случай, о котором без преувеличения говорила вся Москва. ...Жил на Чистых прудах черный лебедь Борька. Как он туда попал, не ведал никто. Была та птица очень красивой и очень доверчивой, любому охотно разрешала себя погладить и подкормить. До тех пор, пока ей опять-таки прилюдно не свернули шею четверо, по-нынешнему говоря, юных отморозков, решивших отведать "царского" супчика. Дело получило широчайшую огласку, пресса гремела и обличала. Убийцам Борьки "впаяли" по полной. За злостное хулиганство - закона о защите животных тогда и представить себе никто не мог. У всех на памяти были времена, когда и людей-то, миллионами стиравшихся в лагерную пыль, жалеть было не принято. Да и небезопасно. Где уж тут о всякой животине было думать? А задумаешься, так и всякие иные непрошеные вопросы в голову лезут. Пусть, как говорил классик, никакое светлое будущее не стоит одной слезинки страдающего ребенка. А если эта слезинка (и не одна!) пролита над убитой взрослыми извергами во дворе собакой? А как, простите, быть со слезами этой бессловесной собаки? Вполне внятный ответ на такого рода вопросы одними из первых нашли англичане, отнюдь не умозрительно воспринявшие евангельскую истину о том, что лучше вообще не родиться на свет тому, кто посмеет оскорбить "малых сих". Кто не знает охраняемых чуть ли не с XII века тауэрских воронов? Один наш маститый журналист, много лет проработавший в Британии, вспоминал, какой обструкции на службе был подвергнут японец, который у себя дома в присутствии английских коллег посмел шугануть из кресла пригревшегося там кота. О пробитых под британскими автобанами тоннелях - для ежиков и прочих! - не писал, кажется, только ленивый. И вообще, у английской животины и взгляд-то совсем иной, нежели у отечественной. "Ведь в Москве и человеку руку опасно протягивать - откусит! А тут зверье уже много веков знает, что тронуть его никто не посмеет", - говорил как-то мне в интервью Владимир Буковский, известный правозащитник и владелец знаменитого на всю кембриджскую округу огромного кота с чисто гусарскими усищами. Возможно, и английский опыт вдохновлял Сергея Образцова, когда в 1970-х он снял нашумевший фильм "Кому он нужен, этот Васька?". Чудит старикан, решили тогда многие. Но дело было сделано. И уже никого не удивляло, когда тот или иной известный всей стране человек брал к домашнему очагу не породистого щенка за кругло-"зеленую" сумму, а "бродяжку" с улицы. Когда замучившему соседскую кошку субъекту давали вполне юридически реальный - пусть пока и условный - срок. (А федерального закона об охране животных, увы, по-прежнему нет.) Когда установленный к юбилею Петербурга памятник дворняжке, прозванный Гаврюшей, обрел такую популярность, что очень скоро его пришлось на время убрать - для срочной реставрации. А великая артистка Любовь Полищук собирала средства и воевала с чинушами всех мастей за памятник вот этому самому Мальчику... Ведь всякий испытывает хуже или лучше осознаваемую потребность быть добрым - хотя многие почему-то частенько стесняются этого. И воплотиться доброта эта может во что угодно. В кусок колбасы, скормленный оголодавшей дворняжке. В домашний приют для бездомных животных, на который волком смотрят соседи и начальство. В памятник, наконец. Не только конкретной погибшей собаке, но, главным образом, нашему сочувственному, сострадательному, лучше бы сказать - истинно человеческому отношению к ней и ее сородичам. Может быть, бронзовый пес - это в известной мере и символ нашего покаяния за то, что все собственные изъяны человек склонен переносить на ни в чем не повинных "братьев меньших". "Можем же... как люди", - как бы отвечая моим мыслям, вздохнула какая-то сердобольная старушка, почесав за ухом бронзового пса и кладя на "собачий" пьедестал смятую десятирублевку и большую конфету. Нос Мальчика, как и полагается, был блестящим и холодным. Выздоравливаем? Также в рубрике:
|