Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 07 (7568) 22 - 28 февраля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Очень нужный Мальчик

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Георгий ОСИПОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


17 февраля на станции московского метро "Менделеевская" неспроста вспомнился... один из первых декретов Советской власти - пресловутый ленинский план монументальной пропаганды. С чего начинали, товарищи? С Маркса, Марата, Робеспьера и прочих "пламенных". А к чему пришли? К памятнику крупной бездомной дворняге по кличке Мальчик.

Той самой, что жила еще несколько лет назад в прилегающем к станции подземном переходе и на глазах всего честного народа была зарезана острым кухонным ножом какой-то полусвихнувшейся от собственной неоцененной неотразимости девицы. Спросят не без основания: а с какой радости именно Мальчику такая честь выпала? Вон сколько подобных ему хвостами виляют да прохожим умильно в глаза глядят возле любой станции метро.

Просто бронзовый пес (скульпторы - Александр Цигаль, Сергей Цигаль, архитектор - Андрей Налич), весело чешущий лапой за ухом, стал своего рода весьма весомым завершением того нравственного пути, который - в той или иной степени - все мы прошли за последние десятилетия. И начался он, вероятно, в середине 60-х, когда произошел случай, о котором без преувеличения говорила вся Москва.

...Жил на Чистых прудах черный лебедь Борька. Как он туда попал, не ведал никто. Была та птица очень красивой и очень доверчивой, любому охотно разрешала себя погладить и подкормить. До тех пор, пока ей опять-таки прилюдно не свернули шею четверо, по-нынешнему говоря, юных отморозков, решивших отведать "царского" супчика. Дело получило широчайшую огласку, пресса гремела и обличала. Убийцам Борьки "впаяли" по полной. За злостное хулиганство - закона о защите животных тогда и представить себе никто не мог. У всех на памяти были времена, когда и людей-то, миллионами стиравшихся в лагерную пыль, жалеть было не принято. Да и небезопасно. Где уж тут о всякой животине было думать? А задумаешься, так и всякие иные непрошеные вопросы в голову лезут. Пусть, как говорил классик, никакое светлое будущее не стоит одной слезинки страдающего ребенка. А если эта слезинка (и не одна!) пролита над убитой взрослыми извергами во дворе собакой? А как, простите, быть со слезами этой бессловесной собаки?

Вполне внятный ответ на такого рода вопросы одними из первых нашли англичане, отнюдь не умозрительно воспринявшие евангельскую истину о том, что лучше вообще не родиться на свет тому, кто посмеет оскорбить "малых сих". Кто не знает охраняемых чуть ли не с XII века тауэрских воронов?

Один наш маститый журналист, много лет проработавший в Британии, вспоминал, какой обструкции на службе был подвергнут японец, который у себя дома в присутствии английских коллег посмел шугануть из кресла пригревшегося там кота. О пробитых под британскими автобанами тоннелях - для ежиков и прочих! - не писал, кажется, только ленивый. И вообще, у английской животины и взгляд-то совсем иной, нежели у отечественной. "Ведь в Москве и человеку руку опасно протягивать - откусит! А тут зверье уже много веков знает, что тронуть его никто не посмеет", - говорил как-то мне в интервью Владимир Буковский, известный правозащитник и владелец знаменитого на всю кембриджскую округу огромного кота с чисто гусарскими усищами.

Возможно, и английский опыт вдохновлял Сергея Образцова, когда в 1970-х он снял нашумевший фильм "Кому он нужен, этот Васька?". Чудит старикан, решили тогда многие. Но дело было сделано. И уже никого не удивляло, когда тот или иной известный всей стране человек брал к домашнему очагу не породистого щенка за кругло-"зеленую" сумму, а "бродяжку" с улицы. Когда замучившему соседскую кошку субъекту давали вполне юридически реальный - пусть пока и условный - срок. (А федерального закона об охране животных, увы, по-прежнему нет.) Когда установленный к юбилею Петербурга памятник дворняжке, прозванный Гаврюшей, обрел такую популярность, что очень скоро его пришлось на время убрать - для срочной реставрации. А великая артистка Любовь Полищук собирала средства и воевала с чинушами всех мастей за памятник вот этому самому Мальчику...

Ведь всякий испытывает хуже или лучше осознаваемую потребность быть добрым - хотя многие почему-то частенько стесняются этого. И воплотиться доброта эта может во что угодно. В кусок колбасы, скормленный оголодавшей дворняжке. В домашний приют для бездомных животных, на который волком смотрят соседи и начальство. В памятник, наконец. Не только конкретной погибшей собаке, но, главным образом, нашему сочувственному, сострадательному, лучше бы сказать - истинно человеческому отношению к ней и ее сородичам. Может быть, бронзовый пес - это в известной мере и символ нашего покаяния за то, что все собственные изъяны человек склонен переносить на ни в чем не повинных "братьев меньших".

"Можем же... как люди", - как бы отвечая моим мыслям, вздохнула какая-то сердобольная старушка, почесав за ухом бронзового пса и кладя на "собачий" пьедестал смятую десятирублевку и большую конфету. Нос Мальчика, как и полагается, был блестящим и холодным. Выздоравливаем?

Также в рубрике:

ПОКОЛЕНИЕ

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

КОНФЛИКТ

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;