Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительРеконструкция"Ленинград" на "Первом" ПРЕМЬЕРААнастасия МАШКОВА
Появление этого сериала наверняка многих вернуло к "проклятому вопросу": а является ли телевизионный кинематограф искусством? И если все-таки нет, то в какой степени самые амбициозные телевизионные проекты приближаются к вершинам, например воздвигнутым предшественниками новейшего телевизионного "Ленинграда" на пространстве "кинематографа о Великой Отечественной войне"? Сейчас речь идет не о многих известных "уступках" телеформату, которые при желании можно разложить по полочкам. Сериал этот, вернее, многосерийный телевизионный фильм, куда как политкорректен, старательно избегая главного камня преткновения полувековых дискуссий: оправдано ли было героическое сопротивление гражданского населения города, можно ли было "открыть" город врагу? Оставим этот вопрос в стороне, потому, что его как бы ненароком, но очень последовательно оставляют и создатели, сосредоточившиеся на экстремальном духовном опыте выживания в блокадные дни. Опыт этот, как тут не вернуться к списку тех самых "уступок", намеренно лишен приближения к физической, физиологический стороне. Подобный экстрим, "гибель всерьез", трудно прожить на экране современным популярным (а следовательно - активно работающим) артистам. Но и на уровне драматургии ничего не проговорено... Хотя в "большом кино" стремление к очень высокому уровню физиологической достоверности всегда присутствовало. И здесь можно вспомнить не только воистину титанические усилия Алексея Германа (старшего) и еще более отчаянные - Ларисы Шепитько ("Восхождение"), но и личный подвиг капиталистической кинозвезды Мерил Стрип, последовательно доводившей себя до кондиции лагерной узницы с помощью диеты из воды и вина... Впрочем, эти ее усилия были оценены "Оскаром" за фильм "Выбор Софи" (к коему следует вернуться в размышлениях о "Ленинграде"). Разумеется, телевизионный формат также предполагает и некую "открыточность" изображения, хотя здесь в операторской работе Владимира Климова как раз и достигнут баланс между трагической мощью темы и известным стремлением телевизионщиков добиться "светлой", если так можно выразиться, информативно доступной при телетрансляции "картинки". Но дело, представляется, все же в другом. Большое, романное пространство телевизионного фильма-сериала здесь как бы и не используется. Потрясающим кинороманом о войне и блокаде был фильм Владимира Венгерова "Балтийское небо", кстати, в нем был и снят вопрос о присутствии военного экстрима в жизни героев (герои-летчики по всему не могли быть блокадными мучениками-узниками, или по-простому "доходягами"). И с точки зрения продолжительности "Балтийское небо" - это очень большой, сверхдлинный фильм, неслучайно, что в текущей практике кинопоказа по ТВ его разбивают на два дня. Но принцип драматургической организации этого фильма совершенно иной. Это - кинороман. А "Ленинград" сценариста и режиссера Александра Буравского - это приключенческий фильм, блокбастер. То есть сцепка аттракционов. По сути, тут мы имеем дело с несколькими жанровыми линиями, "с лицами" отдельных героев, эдаких воплощений коллизии в рамках задачи. Иногда они, эти ключевые герои, могут выступать "агентами" сразу нескольких жанров, например, на фигуре Нины Цветковой в исполнении Ольги Сутуловой скрещиваются мелодраматическая линия и шпионский боевик. Эти сюжеты - бродячие, постоянно вызываемые к экранной жизни то российским, то мировым кино. Фон же, который окружает героев и жанровые линии, каждый раз должен быть прописан, аранжирован режиссурой с должной мерой мастерства, призванной не отвлекать внимание аудитории от собственно экшна, внешнего уровня действия. Иначе степень зрелищности действия станет падать... И именно в этом видится главная уступка "формату", зрелищу - в ущерб потенциалу замысла. Надо заметить, что жанры здесь существуют в каком-то уж очень экзотическом сплаве. С одной стороны, это история иностранца, случайно, в ходе роковых обстоятельств "не вернувшегося с холода" и ввергнутого в мясорубку тоталитарной системы (дань этой коллизии вслед за "Затерянным в Сибири" А.Митты отдал и Александр Буравский в своей голливудской ленте с Китом Каррадайном в главной роли, имеющей очень показательное и почти непереводимое, оригинальное название "Out of the Cold"). В "Ленинграде" эту схему олицетворяет судьба английской русской Кати-Кейт (Мира Сорвино), ее уж совсем неправдоподобная история... С другой - это классический шпионский боевик по-советски, где предатель, чьи поиски ведутся весь фильм, - продажный подонок, но никогда не жертва обстоятельств или заложник собственного идеологического выбора. Нашего зрителя очень сложно заманить в кинотеатры фильмами о Великой Отечественной, сколь бы зрелищными они ни были. Однако на ТВ конъюнктура позволяет осуществить и подобный военно-патриотический проект, к тому же безумно дорогой и амбициозный (в ролях иностранцев - крупнейшие кинозвезды, Сорвино и Габриэль Бирн). Тема, что и говорить, из разряда тех, что "нельзя упускать". Не будем забывать, что совсем особый интерес к блокадной теме проявил некогда мэтр Серджо Леоне и только смерть помешала автору "Однажды в Америке" осуществить свою "Блокаду". Но телевизионный формат, некая обреченность на телепоказ неизбежно прибавили к исполнению нашего "Ленинграда" оттенок компромиссности... Жаль. Запал на большее у именно этой продюсерско-киношной команды был. Но и того малого, что предоставляет исходная задача, хватает Александру Буравскому, чтобы вступить в негромкую, но принципиальную полемику с предшествующим кинематографом о войне, выявить исключительность именно блокадной, ленинградской страницы. И это осознанный диалог с ныне классическим фильмом (и одноименным романом У.Сайрона) - "Выбором Софи" Алана Пакулы. Мы все помним его кульминацию: доведенная до отчаяния узница концлагеря соглашается выбрать между сыном и дочерью - кто из детей будет уничтожен прямо сейчас, а кому мучители на время подарят жизнь. Впоследствии, после освобождения из лагеря (и смерти обоих детей), Софи переживает именно этот эпизод как величайшее испытание, как самое страшное, как свое преступление... А в "Ленинграде" трагическим перевертышем предъявлена история ленинградки Сони Краско (Алена Стебунова), раз за разом, день за днем урезающей блокадную пайку сынишки-"доходяги" ради спасения дочери. И в финале она, так же, как другая Софья, прямо скажет детям: пусть спасется хоть один... В "голливудском финале" мы, разумеется, увидим живого, повзрослевшего и счастливого Юру Краско. И узнаем, что те двое, благодаря кому выжила его сестра - англичанка Кейт и русская девушка-милиционер Нина, - погибли (кстати, тут уже режет глаз досадная скороговорка...) В давнем фильме Алена Рене "Хиросима, любовь моя" герой как заклинание повторял: "Ты никогда не была в Хиросиме..." То есть она, Хиросима, существует, восстановлена, но в той другой, в Хиросиме "до", побывать невозможно. С тех пор как город на Неве поменял имя, мы раз за разом понимаем: мы уже никогда не окажемся в том Ленинграде, навсегда связанном с опытом блокады... И, в сущности, любой традиционный кинофильм о Ленинграде будет неким компромиссом - в наше время. Реконструкцией. Так, может быть, стоит просто поблагодарить тех, кто осуществил новую попытку? Также в рубрике:
|