Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Реконструкция

"Ленинград" на "Первом"

ПРЕМЬЕРА

Анастасия МАШКОВА
Фото ИТАР-ТАСС


О.Сутулова - Нина Цветкова и М.Сорвино - Кейт Дэвис в фильме "Ленинград"

Появление этого сериала наверняка многих вернуло к "проклятому вопросу": а является ли телевизионный кинематограф искусством? И если все-таки нет, то в какой степени самые амбициозные телевизионные проекты приближаются к вершинам, например воздвигнутым предшественниками новейшего телевизионного "Ленинграда" на пространстве "кинематографа о Великой Отечественной войне"?

Сейчас речь идет не о многих известных "уступках" телеформату, которые при желании можно разложить по полочкам. Сериал этот, вернее, многосерийный телевизионный фильм, куда как политкорректен, старательно избегая главного камня преткновения полувековых дискуссий: оправдано ли было героическое сопротивление гражданского населения города, можно ли было "открыть" город врагу? Оставим этот вопрос в стороне, потому, что его как бы ненароком, но очень последовательно оставляют и создатели, сосредоточившиеся на экстремальном духовном опыте выживания в блокадные дни. Опыт этот, как тут не вернуться к списку тех самых "уступок", намеренно лишен приближения к физической, физиологический стороне. Подобный экстрим, "гибель всерьез", трудно прожить на экране современным популярным (а следовательно - активно работающим) артистам. Но и на уровне драматургии ничего не проговорено... Хотя в "большом кино" стремление к очень высокому уровню физиологической достоверности всегда присутствовало. И здесь можно вспомнить не только воистину титанические усилия Алексея Германа (старшего) и еще более отчаянные - Ларисы Шепитько ("Восхождение"), но и личный подвиг капиталистической кинозвезды Мерил Стрип, последовательно доводившей себя до кондиции лагерной узницы с помощью диеты из воды и вина... Впрочем, эти ее усилия были оценены "Оскаром" за фильм "Выбор Софи" (к коему следует вернуться в размышлениях о "Ленинграде"). Разумеется, телевизионный формат также предполагает и некую "открыточность" изображения, хотя здесь в операторской работе Владимира Климова как раз и достигнут баланс между трагической мощью темы и известным стремлением телевизионщиков добиться "светлой", если так можно выразиться, информативно доступной при телетрансляции "картинки".

Но дело, представляется, все же в другом. Большое, романное пространство телевизионного фильма-сериала здесь как бы и не используется. Потрясающим кинороманом о войне и блокаде был фильм Владимира Венгерова "Балтийское небо", кстати, в нем был и снят вопрос о присутствии военного экстрима в жизни героев (герои-летчики по всему не могли быть блокадными мучениками-узниками, или по-простому "доходягами"). И с точки зрения продолжительности "Балтийское небо" - это очень большой, сверхдлинный фильм, неслучайно, что в текущей практике кинопоказа по ТВ его разбивают на два дня. Но принцип драматургической организации этого фильма совершенно иной. Это - кинороман. А "Ленинград" сценариста и режиссера Александра Буравского - это приключенческий фильм, блокбастер. То есть сцепка аттракционов.

По сути, тут мы имеем дело с несколькими жанровыми линиями, "с лицами" отдельных героев, эдаких воплощений коллизии в рамках задачи. Иногда они, эти ключевые герои, могут выступать "агентами" сразу нескольких жанров, например, на фигуре Нины Цветковой в исполнении Ольги Сутуловой скрещиваются мелодраматическая линия и шпионский боевик. Эти сюжеты - бродячие, постоянно вызываемые к экранной жизни то российским, то мировым кино. Фон же, который окружает героев и жанровые линии, каждый раз должен быть прописан, аранжирован режиссурой с должной мерой мастерства, призванной не отвлекать внимание аудитории от собственно экшна, внешнего уровня действия. Иначе степень зрелищности действия станет падать... И именно в этом видится главная уступка "формату", зрелищу - в ущерб потенциалу замысла.

Надо заметить, что жанры здесь существуют в каком-то уж очень экзотическом сплаве. С одной стороны, это история иностранца, случайно, в ходе роковых обстоятельств "не вернувшегося с холода" и ввергнутого в мясорубку тоталитарной системы (дань этой коллизии вслед за "Затерянным в Сибири" А.Митты отдал и Александр Буравский в своей голливудской ленте с Китом Каррадайном в главной роли, имеющей очень показательное и почти непереводимое, оригинальное название "Out of the Cold"). В "Ленинграде" эту схему олицетворяет судьба английской русской Кати-Кейт (Мира Сорвино), ее уж совсем неправдоподобная история... С другой - это классический шпионский боевик по-советски, где предатель, чьи поиски ведутся весь фильм, - продажный подонок, но никогда не жертва обстоятельств или заложник собственного идеологического выбора.

Нашего зрителя очень сложно заманить в кинотеатры фильмами о Великой Отечественной, сколь бы зрелищными они ни были. Однако на ТВ конъюнктура позволяет осуществить и подобный военно-патриотический проект, к тому же безумно дорогой и амбициозный (в ролях иностранцев - крупнейшие кинозвезды, Сорвино и Габриэль Бирн). Тема, что и говорить, из разряда тех, что "нельзя упускать". Не будем забывать, что совсем особый интерес к блокадной теме проявил некогда мэтр Серджо Леоне и только смерть помешала автору "Однажды в Америке" осуществить свою "Блокаду". Но телевизионный формат, некая обреченность на телепоказ неизбежно прибавили к исполнению нашего "Ленинграда" оттенок компромиссности... Жаль. Запал на большее у именно этой продюсерско-киношной команды был.

Но и того малого, что предоставляет исходная задача, хватает Александру Буравскому, чтобы вступить в негромкую, но принципиальную полемику с предшествующим кинематографом о войне, выявить исключительность именно блокадной, ленинградской страницы. И это осознанный диалог с ныне классическим фильмом (и одноименным романом У.Сайрона) - "Выбором Софи" Алана Пакулы. Мы все помним его кульминацию: доведенная до отчаяния узница концлагеря соглашается выбрать между сыном и дочерью - кто из детей будет уничтожен прямо сейчас, а кому мучители на время подарят жизнь. Впоследствии, после освобождения из лагеря (и смерти обоих детей), Софи переживает именно этот эпизод как величайшее испытание, как самое страшное, как свое преступление... А в "Ленинграде" трагическим перевертышем предъявлена история ленинградки Сони Краско (Алена Стебунова), раз за разом, день за днем урезающей блокадную пайку сынишки-"доходяги" ради спасения дочери. И в финале она, так же, как другая Софья, прямо скажет детям: пусть спасется хоть один... В "голливудском финале" мы, разумеется, увидим живого, повзрослевшего и счастливого Юру Краско. И узнаем, что те двое, благодаря кому выжила его сестра - англичанка Кейт и русская девушка-милиционер Нина, - погибли (кстати, тут уже режет глаз досадная скороговорка...)

В давнем фильме Алена Рене "Хиросима, любовь моя" герой как заклинание повторял: "Ты никогда не была в Хиросиме..." То есть она, Хиросима, существует, восстановлена, но в той другой, в Хиросиме "до", побывать невозможно. С тех пор как город на Неве поменял имя, мы раз за разом понимаем: мы уже никогда не окажемся в том Ленинграде, навсегда связанном с опытом блокады... И, в сущности, любой традиционный кинофильм о Ленинграде будет неким компромиссом - в наше время. Реконструкцией.

Так, может быть, стоит просто поблагодарить тех, кто осуществил новую попытку?

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ПРОЕКТ

  • Житие мое
    Телеканал "Ностальгия" - есть о чем вспомнить?

НОВОСТИ КАНАЛОВ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;