Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Женщина, которая права

"Королева" Стивена Фрирза

"ОСКАР"

Оксана ГАВРЮШЕНКО


Кадр из фильма

Удостоенная пятиминутной овации на Венецианском кинофестивале (и также получившая там Кубок Вольпи за лучшую женскую роль) нынешняя обладательница

премии "Оскар" - актриса Хелен Миррен - главное украшение этой картины, выходящей в наш прокат накануне женского праздника. Стоит оценить кураж актрисы, решившейся сыграть неоднозначную героиню, реальное историческое лицо, с чьей популярностью мало кто сравнится.

Собственно, скандальность только еще на уровне замысла подобной картины отлично понимал сам Фрирз: "Наш фильм спорен уже самим фактом своего существования. Разница между тем, что люди ожидают увидеть и что у нас получилось, очень велика. ...Дерзость - уже в самих съемках этой картины, в которой нет ничего шокирующего или скандального. Дело в том, что показать королеву в виде обычной женщины, а не профиля с монеты - уже шокирующий поступок".

В этой связи сам сценарий Питера Моргана ("Золотой глобус", номинация на "Оскара" и масса других премий), представляющий собой вязь отточенных диалогов, приправленных чисто британским юмором, выделяется из общего потока. "Королева" - абсолютно разговорное кино, почти радиопьеса, ни на минуту не вызывающая скуку. Как Тони Блэр спас английскую монархию в дни кризиса - смотреть, а прежде всего слушать, чрезвычайно увлекательно. Интересно, что к фигуре премьер-министра Стивен Фрирз уже обращался в телефильме "Сделка", три года назад получившем премию "BAFTA". Тогда соавторами успеха также стали Питер Морган и актер Майкл Шин, в "Королеве" во второй раз сыгравший Блэра.

У Шина задатки комика (в "Законах привлекательности" его персонажа, экстравагантного фрика от шоу-бизнеса, пусть и на втором плане, трудно забыть), и особым внешним сходством с реальным прототипом он не блещет. В отличие от Хелен Миррен, действительно похожей на Елизавету II. Тем не менее у Майкла Шина здесь какое-то особое обаяние, приличествующее случаю. Как позже скажет премьер, "помоги, Боже, спасти этих людей от них самих".

Нового премьера ее величеству представляют согласно протоколу, месяца за два до трагедии с принцессой Дианой. При этом королева наслышана о демократических привычках Блэра, комментируя сообщения своих приближенных примерно так: "Не любит официоз? То есть зовите меня Тони? О, мне это не нравится". Плюс ко всему премьер женат на женщине, известной своими антимонархическими взглядами. Аудиенция четы Блэр у ее величества решена в ироническом ключе, так как уже при первом знакомстве становится понятно, что конфликт старого мира с его традициями и нового времени без условностей (которое и олицетворяет премьер-министр) неминуем. Вот только шанс проявить себя выпал Блэру исключительный. Ведь "у похорон бывшего королевского высочества просто нет прецедентов - организационных, конституционных, дипломатических". Это отчетливо понимали и при дворе. В дни, последовавшие за сообщением о гибели Дианы, королевская семья на какое-то время уединяется за стенами шотландской резиденции Балморал (его роль в итоге сыграли сразу три замка). Для Тони Блэра же это событие - дебют на международной политической арене. "Тебя уже называют главным плакальщиком страны", - говорит ему супруга, и согласно ей вторит команда премьера, ежедневно проводящая мониторинг прессы. Режиссер и обозначает исторический для Британии отрезок времени, давая хронику по дням вплоть до дня прощания с "народной принцессой". Кстати, с хроникой Фрирз поступил весьма находчиво. Нередко в кадре работает телевизор, королева и принц Филипп (Джеймс Кромвелл) слушают новости, есть в картине и эпизоды, где архивная и игровая съемка смешаны так искусно, что трудно отличить, где начинается одна и заканчивается другая. Отсутствие посторонних, лишних шумов в госпитале, куда принц Чарльз приехал за телом бывшей жены, лишенная сантиментов, но создающая атмосферу горечи музыка в сцене преследования автомашины папарацци. Все эти компоненты работают на "очеловечивание" публичной истории, которую королевская семья поначалу не хотела признавать общественным достоянием. И как доложил Елизавете ее премьер-министр, 70 процентов подданных британской короны полагают, что ее действия в первые дни общенародной скорби повредили монархии. Королева в исполнении Хелен Миррен, этот оплот консерватизма, держит оборону сколько может, а проявить искренние чувства позволяет себе лишь однажды наедине с природой.

Предельно регламентированный мир дома Виндзоров (лорд гофмейстер в кадре регулярно) и современная раскованная среда, в которой крутится премьер, эти две плоскости, в которых существует картина Фрирза, уравновешивают друг друга, невзирая на все контрасты. Происходит эффект качелей, когда за напряженной драматургией зрительски интересно находиться и по одну, и по другую сторону закулисной интриги. И выбор однозначно не делается. Королева не сухарь, облеченный властной атрибутикой, и Блэр не только лейборист. Оба обнаруживают и сильные качества характера, и слабости свои. Только Елизавета получилась такой привлекательной натурой во многом благодаря актрисе, которой недаром же в 2003-м был пожалован титул Дамы Британской империи. У этой наследницы русских аристократов (настоящее имя Хелен Миррен - Елена Миронова) с королевским статусом все в порядке; в ее фильмографии коронованные особы встречаются шесть раз, она же - единственная актриса, сыгравшая обеих Елизавет - королеву-мать (в телефильме, снятом за год до картины Фрирза), и здравствующую ныне Елизавету Вторую.

Когда принц Чарльз (Алекс Дженнингс) колеблется, как ему быстрее добраться в Париж, его 97-летняя на тот момент бабушка, Елизавета I (Сильвия Симз), советует внуку: "Возьми самолет королевских ВВС, один всегда держат в запасе на тот случай, если я "сыграю в ящик". Возлюбить Виндзоров по фильму Стивена Фрирза, оказывается, совсем несложно. И картина даже повышает рейтинг старейшей монархии мира.

Также в рубрике:

"ОСКАР"

ТЕАТР

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;