Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрК сожаленью, день рожденья...ТЕНДЕНЦИЯ МЕСЯЦАНаталия КАМИНСКАЯ Четыре театральных юбилея слегка сотрясли застоявшийся воздух московской сцены. Один из них - 70-летие Центрального дома актера им.А.А.Яблочкиной - стоит особняком, ибо и дата солидная, и учреждение - не совсем театр, а точнее - совсем не театр.Уникальное общественно-творческое образование имеет славное прошлое и достойное настоящее. 17 лет назад оно буквально возродилось из пепла, поселившись по новому адресу, где воцарились стараниями М.Эскиной те же дух и традиции. Юбилейный вечер в Малом театре мобилизовал "капустные" возможности не только актива ДА, но и наших прославленных народных-разнародных. Юрский с Басилашвили вновь (как и лет 30 назад) выступили комическим дуэтом. Табаков читал свежесочиненный текст без бумажки, а знаменитости российской провинции изобразили бурлаков, тянущих лямку отечественного психологического театра. В общем, актерская братия, в преимуществе ее старая гвардия, показала не утраченный с годами кураж. Между тем и полноценная жизнь театрального организма предполагает некий драйв, своеобразную повышенную температуру. В особенности это относится к театрам, возникшим не по государственной директиве, а как студийное образование, как коллективное волеизъявление единомышленников. На рубеже февраля - марта отметили свои 20-летия Школа драматического искусства Анатолия Васильева и Табакерка, а Театр Луны, созданный артистом Сергеем Прохановым, отпраздновал 15 лет существования. Дети перестройки, они родились в обстоятельствах, когда свобода только-только пробовалась на вкус. А нынче пришла пора итогов, и звуки фанфар с этими итогами не очень-то рифмуются.Цифру 15, как известно, Немирович-Данченко назвал кризисной. За этой чертой, по его мнению, исчерпываются и запал, и идеи, и единомыслие. Искусство, конечно, не математика, и конкретной точки взлета либо стагнации в этой области никто не возьмется назвать. Пятнадцать - цифра весьма приблизительная. К тому же важно, кто и что за ней стоит, каковы обстоятельства рождения и жизненные ресурсы. Дата Театра Луны в этой компании выглядит самой безмятежной. Задачу играть броско, "с заводом" нравиться широкой и неразборчивой публике можно с успехом воплощать десятилетиями и не омрачать при этом собственное чело глубокомысленными поисками новой художественной идеи. Куда менее безоблачным в этой связи читается 20-летие Театра-студии Олега Табакова. И совсем уже трагически выглядит аналогичная дата уникального детища Анатолия Васильева. Юбилей театр встречает в отсутствие родового здания на Поварской, без Мастера, ныне пребывающего за границей и посылающего оттуда печальные письма, зато с директором, которого навязали Школе драматического искусства городские власти.И если слава театра-лаборатории все еще простирается далеко за пределы Отечества, а ряд васильевских спектаклей по-прежнему в репертуаре, то будущее весьма туманно и тревожно. "Безотцовщина"-то не влияет лишь на жизнь обычных театрально-зрелищных предприятий, но васильевская школа - мягко говоря, другой случай. Двадцатилетняя Табакерка в этом смысле - предприятие менее уязвимое, ибо продолжает жить по законам репертуарного театра, приглашает режиссеров, выпускает спектакли. Однако менее - не значит, что не уязвима совсем. Отец (Олег Павлович) разрывается на две семьи. При этом именно семья малая, им основанная, взращенная и, нет сомнений, любимая, взыскует к постоянной заботе. Эта забота - принципиально иного порядка, чем та, которой требует победный МХТ. Если в последнем Табаков утвердил себя как удачливый театральный продюсер, то в "подвале" (так он продолжает именовать собственное детище) по-прежнему надобны другие рычаги и методы. Табакерка рождалась, быть может, без резко очерченной эстетической программы, зато с ярко выраженным студийным началом. Здесь пеклись друг о друге, коллективно переживали успехи и неудачи, растили (и вырастили!) артистов. Вектор общих устремлений формировал обаяние Табакерки иной раз в большей степени, чем отдельно взятые, удачно поставленные спектакли. Где-то в этом же временном отрезке совсем тихо прошел юбилей Театра на Покровке, детища Сергея Арцибашева, который ныне руководит Театром Маяковского. Сыграли небезынтересное "Горе от ума", которое поставил сам Арцибашев. Предыдущие же сезоны прошли здесь без его режиссерского участия. Театр не то чтобы осиротел, а отодвинулся на периферию отеческого внимания."Груба жизнь", - говаривала чеховская героиня. Ее центробежные силы безжалостно меняют не только облик театров-студий, но и сам изначальный посыл, с которым они появлялись на свет. А даты остаются. В России к ним - особая любовь. Также в рубрике:
|