Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияПоследний аккордВ этом году завершается масштабный проект "Созвучие. Антология музыкального авангарда" МУЗЫКАФедор СОФРОНОВ Вот уже третий год подряд концертные площадки многих российских городов встречают участников масштабного проекта "Созвучие. Антология музыкального авангарда". Идея его автора Владимира Тарнопольского состояла в том, чтобы показать в российских регионах музыкальную историю современности - от авангарда и до наших дней. Главное действующее лицо проекта - ансамбль "Студия новой музыки" под управлением Игоря Дронова. Ансамбль существует в Московской консерватории с 1993 года, переиграл почти всю классику ХХ века и немало премьер ныне живущих композиторов, поездив при этом по всему свету. Однако проекта с такой необычной географией еще не было в его гастрольном расписании. В орбиту проекта включены города Нечерноземья - Тверь, Рязань, Калуга, Владимир, Смоленск, города Поволжья и юга России - Волгоград, Саранск, Воронеж, Ростов-на-Дону и другие. Присутствуют в этом списке Дрезден и Берлин. Но отсутствует Москва. В этом можно усмотреть некий метафорический смысл: столица, привлекшая немало музыкальных талантов из провинции, отдает долги. Такая география проекта прямо указывает на одну из главных проблем серьезной музыкальной культуры России: в отношении современной музыки Москва, Санкт-Петербург и, может быть, еще несколько крупных городов оказываются в культурной изоляции внутри страны. Любители музыки из городов, отнесенных всего на двести километров от Москвы, говорят на разных языках со столичными жителями: а что делать, если в их родной филармонии даже музыку таких классиков первой половины прошлого столетия, как Стравинский, Хиндемит, Шёнберг, почти не играют. В городских галереях нередко можно увидеть первоклассную живопись русского модерна и авангарда, на улицах - архитектурные памятники конструктивизма, а музыка Рославца, Мосолова, Дешевова, Половинкина, виднейших представителей музыкального искусства России той поры вовсе не звучит. В программах "Созвучия" присутствуют все этапные произведения ХХ века, созданные для ансамбля солистов. "Вопрос, оставшийся без ответа", - загадочная, как сфинкс, композиция 1906 года американского классика Чарлза Айвза, запечатлевший причудливые изгибы и переменчивые краски венского модерна "Лунный Пьеро" Шёнберга, пронзительно-русская, угловато-плакатная и одновременно тончайшая "История солдата" Стравинского. Хрупкий, многомерный мир Антона фон Веберна, аристократическая изысканность Пьера Булеза, наследника его принципов; контрастирующие с ними утонченные музыкально-исторические экскурсы Лючано Берио и Альфреда Шнитке, наконец, мистико-революционные прозрения Николая Рославца, эпатажные конструкции Мосолова и Половинкина - все это звучит в маленьких и больших залах, на театральных подмостках и учебных сценах провинциальных городов. Упор в репертуаре делается, однако, именно на русскую музыку: от Стравинского до современных авторов, включая даже совсем молодых музыкантов. Так, в Воронеже были исполнены сочинения молодых, талантливых воронежцев - Светланы Румянцевой, Дмитрия Ушакова, и это весомая поддержка авторов, особенно из "потерянного" поколения тридцати-, сорокалетних. К этому добавляются еще лекции о музыкальном искусстве ХХ века, мастер-классы композиторов и солистов ансамбля. Десять концертов в год - и в каждом городе прозвучит краткая история современной музыки: получается своего рода аккорд, рассредоточенный во времени и пространстве, что, кстати, является характерным приемом в современной музыке. Вот и один из ответов на вопрос, почему проекту дано такое название. Другой смысл названия "Созвучие" - это метафора социально-культурная. Парадоксально, но столь важный для развития отечественной культуры проект получил поддержку не со стороны отечественных федеральных учреждений культуры и не от частных российских спонсоров. Учредителями выступили солидные немецкие партнеры - Государственный культурный фонд Германии и Музыкальный фонд Эрнста-фон-Сименса. Идея развития культуры регионов созвучна немецкому культурному устройству. Несомненно, в Берлине, Франкфурте кипела и кипит жизнь современного искусства, но все же в отличие от России аудитория любителей современной музыки распределена по стране достаточно равномерно. Скажем, в зале Вернер-Отто в берлинском Концертхаусе слушателей было приблизительно столько же, сколько в оперном театре в Волгограде. Однако движение новой музыки в Германии зародилось в настоящем захолустье - Донауэшингене, Дармштадте, - даже не столицах федеральных земель. За пятьдесят лет эти заштатные городки стали крупнейшими европейскими центрами современной музыки. Германия сумела переломить существующую у нас до сих пор тенденцию, когда в провинцию свозится все отшумевшее в столицах несколько сезонов назад. Хотя вопрос о том, нужно ли провинции современное музыкальное искусство или можно ограничиться набором шедевров "от Баха до Оффенбаха", остался, кажется, только в головах некоторых директоров филармоний. Заботясь, таким образом, о притоке публики в свои залы, они на деле способствуют ее убыванию в самой недалекой перспективе. С начала 1970 - 80-х годов росло фестивальное движение за пределами столиц: в Нижнем и Брянске, потом в Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах появлялись свои фестивали. Поехала по русским городам "Академия музыкального передвижничества". "Созвучие" можно рассматривать как естественное развитие этой тенденции. А она такова: в провинции четко выявилась аудитория современной музыки, пусть и небольшая (но так - практически везде). Однако и ее скромные потребности существующая ситуация с новой музыкой в небольших городах не удовлетворяет. Не секрет, что при существующем упадке музыкальной культуры в городах с населением менее миллиона, с уходом поколения, воспитанного еще на советских традициях уважения к серьезному искусству, молодежь вовсе перестанет интересоваться серьезной музыкой. Старые, подгнившие подмостки провинциальной Евтерпы рискуют обвалиться и погрести под собой будущее русской культуры, а заодно и ее единство. Ведь Россия, помимо единого языка, должна иметь и единую культуру, современную по своему языку и складу, созвучную мировой культуре. А для этого необходимо совершить рывок, по сути, из XIX века в XXI, как и во многих других областях российской жизни, восстановить наше место в общемировой культуре. Наиболее показательным примером здесь является Стравинский, чье влияние на русскую и мировую культуру ХХ века колоссально, несмотря на наличие рядом с ним таких двух гигантов, как Прокофьев и Шостакович. На Стравинском, к примеру, выросла почти вся современная голландская музыка. И поэтому, наверное, его "История солдата" - наиболее часто исполняемое сочинение в концертах проекта "Созвучие". Кстати, когда-то и сам жанр, и необычный состав этого сочинения казались европейской публике смелым, почти авангардным экспериментом. Теперь это - классика. Но пока - не на родине гения. Нам надо попытаться ликвидировать тот катастрофический пробел, зияющий у нас на месте большинства крупнейших явлений музыкальной жизни ХХ века. "Созвучие" находит поддержку в первую очередь именно в тех городах, где есть творческая молодежь: в художественных вузах и училищах, в местных организациях Союза композиторов. В Саранске, Рязани, Ростове, Воронеже, Калуге студенты с огромным энтузиазмом принимали концерты студии. Лекции по современной музыке, проводившиеся В.Тарнопольским, М.Хабой и О.Танцовым, собирали полные залы и по просьбам слушателей длились несколько часов. "Это может показаться неожиданным, - говорит В.Тарнопольский, - но при правильном составлении программ и точных лаконичных комментариях к ним даже самая сложная музыка воспринимается слушателями очень заинтересованно. После некоторых наших программ публика провожала музыкантов столь бурными овациями, словно это был концерт какой-то рок-группы! У нас появляется все больше филармоний, которые начинают понимать, что нельзя остановить музыкальную историю на XIX веке. Приведу в пример Тверскую филармонию и ее директора Михаила Боярского, прекрасно организовавшего проведение этого сложного многолетнего проекта. Большую открытость проявили также филармонии Рязани, Ростова, Смоленска, других городов". Наступивший 2007 год перелистнет последнюю страницу проекта. Предстоит провести еще десять концертов в различных городах; география расширяется, в программах появятся сочинения самых последних десятилетий. И, без сомнения, этот заключительный воображаемый аккорд займет свое уникальное место в высокотехнологичной, не всегда простой по звучанию, но живой и актуальной партитуре многоголосия современного мира. Также в рубрике:
|