Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 08-09 (7569) 1 - 14 марта 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Все будет в гламуре?

Ретроспектива Пьера и Жиля в ЦВЗ "Манеж"

Федор РОМЕР


Пьер и Жиль. "Младенец Иисус". Из серии "Святые". 2003 г.

Писать об этой выставке, посвященной 30-летию творческой деятельности и "совместной жизни" легендарного французского арт-тандема, трудно и легко.

Легко, ибо экспозиция, привезенная в столицу Московским Домом фотографии, а в апреле переезжающая в питерский Русский музей (и лишь затем - в нарушение сложившихся правил - отбывающая в Париж в Национальную галерею Jeu de Paume), как говорится, обречена на успех. Кого-то из зрителей привлечет невиданное в сирых российских широтах техническое качество цветных снимков, докрашенных от руки, отпечатанных в единственном экземпляре и помещенных в авторские рамы, которые являются полноценной частью произведений. Кто-то купится на "клубничку" - такого количества обнаженной мужской натуры, запечатленной с предельными откровенностью и сладострастием (авторы не скрывают свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, используя ее в качестве надежного источника вдохновения), вблизи кремлевских стен на моей памяти еще не было. Продвинутая клубная молодежь знает Пьера и Жиля как иллюстраторов глянцевых журналов, авторов обложек для дисков звезд, портретистов Мадонны, Нины Хаген, Марка Алмонда, Боя Джорджа и прочих своих кумиров. Эстеты-интеллектуалы, помнящие заповедь Набокова "Следует быть таким снобом, чтобы предпочитать китч", станут предаваться высоколобым размышлениям о влиянии неизбывных китча и гламура на современную визуальную культуру. В общем, парижская "Галерея Жерома де Нуармона" и Посольство Франции в России знали что делали, предоставляя нам этот проект.

Однако крайне сложно объяснить, отчего же то, чем занимаются Пьер и Жиль в течение трех десятилетий, является не пошлятиной, не хитро продуманной провокацией, не личной перверсией, а настоящим Искусством - причем с точки зрения не только мастеровитой формы, но и одухотворенного содержания. Технологичность, гламурность, нарочитая и вычурная сексуальность определенного оттенка, заигрывание с японскими или индийскими дешевыми открытками, восточными ковриками и мишурой бразильского карнавала - это все скорее внехудожественные свойства деятельности "сладкой парочки", на сегодняшний день превратившейся в ходячий артефакт, крайне востребованный музеями и галереями. То, что их стиль, скопированный с ширпотреба, доведенного до "последней степени чрезмерности", как два столетия назад писал Гюстав Флобер, ясен и прост, - первое впечатление и глубокое заблуждение. Да, они используют язык, привычный в своей отвратительной красоте, на котором говорит весь мир. Но Пьер и Жиль и вещают об этом мире, утыкаясь в его глухоту.

Более тридцати лет назад американская писательница, критик и диагност культуры XX века Сьюзен Зонтаг свои "Заметки о кэмпе" (кэмп - термин, позаимствованный в гей-среде, обозначает неестественность, искусственность и преувеличенность, отказ от дихотомии "хорошо-плохо") начинала так: "Кэмп с трудом поддается печатному изложению. Говорить о нем - значит предать его". Искусство Пьера и Жиля - это не китч, но кэмп. И объяснять это искусство - значит предать его. Засилье визуальности, внешних и дешевых эффектов - блесток, звездочек, цветочков, пронзительных детских взглядов, воздетых к небу глаз, модных одежд и накачанных голых тел - парадоксальным образом должно заставить продраться через сверкающую полированную поверхность работ к их неизреченной сути, к немому, не требующему проясненной артикуляции посланию о жизни и смерти, о тщетности мироздания, об обманчивости его материальных покровов.

Когда Пьер и Жиль изображают клоунов в медицинских стерильных одеждах со шприцем и градусником - то это про СПИД. Когда красивый араб с окровавленной рукой озадаченно замирает на фоне абстрактных компьютерных пикселей - это про иракскую войну, невсамделишно обрушившуюся на большинство обывателей лишь с телевизионных экранов. Младенец Иисус, исходя нереальным сиянием, сжимает в руках гвозди, знак будущих крестных мук. Непристойная красота любой работы Пьера и Жиля оборачивается невиннейшей, отчаянной и трагической чистотой, приправленной иронией. Но можно ли сегодня говорить о последних истинах без спасительных кавычек?

Прямая речь - предательство высказывания. А посему Пьер и Жиль выбрали спасительную форму гламурного обмана. На их выставке нельзя не смеяться. А по выходе хочется плакать. Язык немеет. Дальше - тишина...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;