Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18 (7178) 27 мая - 2 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Вам и не снилось

Пришествие "Кармен" в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Лариса ДОЛГАЧЕВА


Жизнь нашего брата ныне - сахар. Редкая премьера обходится без пресс-аннотации или пресс-конференции, где излагаются режиссерская, музыкальная и сценографическая концепции выпускаемой новинки. Освобожденному от трудов по их угадыванию и толкованию критику остается немного - сидеть и ревизовать: заявлено то-то, в наличии то-то. Следуя правилам этой приторной игры (предложенной в преддверии "Кармен" и Музыкальным театром), надо с удовлетворением отметить: в главном у постановочной команды все сошлось. Сказал капитан Александр Титель: "Хотим, чтобы оперу Бизе услышали и увидели будто впервые", - так оно и вышло.

Прощай, буйство Севильи, - на сцене ленивый, изнывающий от жары Прованс. Вместо цыганки-вамп - дива с темпераментом и шармом от Катрин Денев. В музыке та же упрятанная внутрь страсть, жара и море piano. Махровый цвет роковой мелодрамы рвали с корнем, но и почву под ним заново обновили, предпочтя общепринятой редакции Гиро позабытую авторскую. Шаг концептуальный, хотя и не революционный. Вальтер Фельзенштейн, осуществлявший в 1969 году предыдущую постановку "Кармен" на здешней сцене, тоже отверг Гиро, "обозвав" его труд подделкой. В 99-м в Музыкальном выразились мягче: Гиро сгладил драматическую остроту, и эта подретушированная "Кармен" отжила свое. Ретушь - "итальянские" речитативы, в которые милый Гиро, дабы вернуть на сцену освистанное творение друга Бизе, превратил разговорные диалоги.

В какой ад ввергли себя и других реаниматоры диалогов из Музыкального театра, нетрудно догадаться. Поскольку говорить на нашей оперной сцене умеют еще меньше, чем разливаться в речитативах и вокализировать с отличной дикцией. Но не сделать этого виртуозно - значило поколебать идефикс Александра Тителя ("в "Кармен" важны подробности, и они должны быть услышаны"), а заодно обесценить труды тех, кто бился над максимальным приближением старого русского перевода к оригиналу, дабы все мы насладились разницей между, скажем, фразой "Ты в сердце воцарилась, образ твой передо мной" и фразой "Как только я тебя увидел, я стал твоей вещью"... Виртуозов слова в премьерном спектакле нашлось немного. Следовательно, и подробностей, которые удалось бы расслышать, тоже. Зато там, где ход спектакля максимально брал в свои руки мастер зримой подробности Титель, скучать было недосуг. Спроси, например, меломан: а почему это мужчины, как мухи, слетаются поглядеть на работниц табачной фабрики, что они, женщин не видели? А они - по Тителю - летят в эротический театр, где сочные, разморенные зноем девахи и пальцем не пошевелят, чтобы прикрыть свое неглиже даже платочком. Это сцена из первого акта, отмеченного такой цельностью, свежестью и образностью, что впору было кричать "гениально!". Режиссеру, художнику (Владимиру Арефьеву), дирижеру (Вольфу Горелику), показавшим классную командную игру. И - героине, которая здесь, в первом акте, вызвала нечто вроде шока.

Тем, что сопрано - хотя этот тип голосов как вариант для партии узаконил еще Бизе. Тем, что невероятно красивое сопрано, но - с чуть плавающим, как на старой пластинке, звуком и несколько парализованное (страхом перед великой партией? непривычной установкой на максимум piano и mezza-voce?). Сгубил, правда, Кармен, не этот вокал, несмотря ни на что притягательный, а ее "разговоры", картинно-искусственные до такой степени, что невольно пожалеешь о заброшенном Гиро. Этой Кармен была Виктория Сафронова, которую меломаны могли слышать в "Новой опере", на Первом Конкурсе имени Зимина и на последнем имени Чайковского, где она "слетела" с первого тура. Этой потери тогда было жаль - певица казалась интересной. Теперь она представила доказательства своей интересности, сыграв не Золушку, не проститутку, а кое-что потруднее - магнетическую женщину. Другое дело, что шарм Сафроновой еще не набрал полной силы. Другое дело, что, не будучи вхож в контрабандистские круги и даже на фабричный двор, Титель набрал красок для своего идеала из сфер, куда более близких его душе, - актерской, ученой. Как результат - явление институтки с повадками леди и наклонностями авантюристки. Занятная особа. Плохо лишь, что эта на новый манер романтизированная Кармен пришла к финалу почти без перемены в тонусе и температуре, постепенно упуская лидирующее положение. Ни в чью пользу, только временами - в пользу Микаэлы - Гуряковой. Тут, наконец, надо задаться вопросом, что выращивали на месте вырванного махрового кустка постановщики. Интимную драму - было не секрет еще до поднятия занавеса. Тогда несравненная по накалу чувств, роскошной красоте голоса (и, увы, ужасающей дикции) Ольга Гурякова... из другой оперы, где страсти масштабны, открыты, красивы. А здесь все кутают в полушепот, полувзгляд и - в печаль (вопреки утверждениям Тителя, что история, вычитанная им в "Кармен", проста и весела).

В нее не вписалась Гурякова, не вписался папочка-Эскамильо, поминутно напоминавший о том, что недаром к этой партии так тянулся бас-баритон, а "просто" баритон для нее жидковат (Евгений Поликанин). Но здесь оказался на месте Роман Муравицкий - Хозе. Отчаянно хромая на вокальную ногу (говорят, пел с температурой, но задавленные верхи и piano - у него "заболевание" хроническое), он тем не менее проделал такой славный актерский путь от простака к затравленному зверю, что один и удержал бы капитель финала. Если бы не прощальный привет от режиссера - эффектно свесившаяся в пролет моста ножка умирающей Кармен. Таких "эффектных ножек" и во втором, и в третьем актах найдешь не одну (как хороши, к примеру, в этой "роли" шкафы-телохранители Тореадора из нашего сегодня). Но убери их, почисть оркестр, хор, отточи слово - и будет спектакль, который вам и не снился.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;