Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18 (7178) 27 мая - 2 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираСюрпризы и рутина бульвара КруазеттКанн-99: в числе лучших - фильм Александра Сокурова Андрей ТИМОФЕЕВ В этом году впервые в своей истории Международный Каннский кинофестиваль открылся "по-русски" - в прямом и переносном смысле. "Имею честь и счастье на своем родном языке объявить фестиваль открытым", - сказал 12 мая известный российский актер и режиссер Никита Михалков на торжественной церемонии в окружении двух неотразимых спутниц - английской и американской актрис Кристин Скотт-Томас и Фэй Данауэй. И он действительно открылся "по-русски" - начиная с демонстрации фильма "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова до блинов с черной и красной икрой и "традиционной для русских водкой" во время ужина, для участников которого исполнялись "славянские мелодии", в частности "Очи черные" и "Дорогой длинною...". Блины были, правда, для русского человека непривычно маленькие, зато икры - особенно черной - было в огромном количестве. В список конкурсных претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" в категории полнометражных кинолент Каннского форума было включено 22 художественных фильма из Америки, Европы и Азии. В их число попал совместный российско-германский фильм "Молох" режиссера Александра Сокурова. Европа, по словам членов организационного комитета, снова традиционно "противостояла" Америке. Причем против 11 европейских лент (включая "Молох") Америка - США, Мексика и Канада - выставила всего шесть кинофильмов. Азия - Китай, Гонконг, Япония и Индия - также приняла участие в фестивале. "Вернулось" в Канн после 25 лет отсутствия кино Израиля с картиной Амоса Житая "Кадош". Что касается номинации "Особый взгляд", то здесь при отборе внимание уделялось молодым, подающим надежды кинематографистам, "которые в перспективе будут определять развитие мирового кино в XXI веке". Жюри возглавлял известный канадский режиссер Дэвид Кроненберг, знакомый российскому зрителю по таким фантастическим фильмам, как "Муха" и "Хромосома". После просмотра "Сибирского цирюльника" члены жюри и многочисленные зрители, до отказа заполнившие зал Дворца фестивалей, долго аплодировали российскому кино. В кулуарах кинофорума утверждали, что если бы картина была представлена в конкурсной программе, то смогла бы претендовать на один из главных призов. Однако здесь существуют различные мнения - одни восхищаются грандиозными съемками старой Москвы и праздника Масленицы, другие - необъятными просторами Сибири. Многим французам, да и иностранцам очень понравились слова "сушка" и "запой", в который впадает генерал в исполнении Алексея Петренко, а его "английское" "йес" не раз вызывало смех в зале. Но есть и такие, которые считают фильм "американизированным" и предназначенным лишь для американской публики. Как бы то ни было, в день открытия фестиваля "Сибирский цирюльник" пошел на экранах французских кинотеатров (только в Париже в 29 залах) и до сих пор пользуется большой популярностью. С нескрываемым любопытством ждали в Канне российскую картину "Молох" Александра Сокурова. Однако после просмотра критика устроила режиссеру настоящий "холодный душ", некоторые даже называли ленту смертельно скучной. Действительно, атмосфера Канна, успешная премьера "Цирюльника" резко контрастировали с мрачной атмосферой альпийского замка. Время действия - 1942 год. В замке проводит дни в тоске Ева Браун (Елена Фуранова). Обнаженная красавица танцует на огромной террасе под многочисленным (пусть даже и скрытым) наблюдением охраны. Прибывший к ней возлюбленный "Ади" (Гитлер в исполнении Леонида Мозгового) и сопровождающие его Борман и Геббельс ведут монотонные беседы - о том, что Европа уже в огне войны, не упоминается ни одним словом. Высказывают мнение, что картину зрители и критики просто не поняли, но тем не менее жюри удостоило ее приза за лучший сценарий. Не понравился фестивальной публике и первый французский фильм режиссера Леона Каракса "Пола Икс" с Катрин Денев, сыном Жерара Депардье - Гийомом, а также актрисой Катрин Голубевой в главных ролях. После первых критических отзывов на фильм Гийом с досады уехал в Париж. Вторая картина с Катрин Денев - "Найденное время" Рауля Руиса - оказалась более удачной. Фильм рассказывает о последних днях жизни (1922 год) известного французского писателя Марселя Пруста. Попыток показать на экране жизнь Пруста было несколько, и, как считают критики, все они оказывались неудачными. Похоже, что на этот раз чилийскому режиссеру удалось вырваться из полосы неудач. После первой недели просмотров главным претендентом на "Золотую ветвь" стала картина испанского режиссера Педро Альмодовара "Все о моей матери", которая произвела настоящий всплеск эмоций и вызвала восторженные отклики. Мать, потерявшая сына, решает найти его отца, о котором никогда ему не говорила. Правда, скрытая от ребенка, лежит страшным грузом не ее плечах, и она готова отправиться куда угодно, лишь бы этот человек узнал о том, что у него был ребенок и что он трагически погиб. Весь драматизм ленты заключается в том, что отец ребенка стал транссексуалом. Утверждают, что режиссер вложил в этот фильм свои собственные детские переживания и картина является частично автобиографической. С интересом были восприняты лента гонконгского кинематографиста Чен Кайге "Император и убийца", рассказывающая о Китае III века до нашей эры, о любви, предательстве, коварстве и кровавой борьбе за власть, а также израильский фильм "Кадош". Добрый смех вызвал фильм японского режиссера Такеши Китано "Лето Кикужиро", повествующий о дружбе 50-летнего японского мафиози-якудза и маленького мальчика, которые отправляются в далекое путешествие к морю в надежде отыскать мать ребенка. Забавные сценки, юмор, неожиданные встречи сопровождают зрителей на протяжении всей картины. Человечностью, добротой пронизан итальянский фильм "Кормилица" Марко Белоккио. В целом же фестиваль стал свидетельством того, что мировой кинематограф сегодня более склонен к жанрам, которые были модными в 60 - 70-х годах, к экранизации романов, рассказам о повседневной жизни человека, его переживаниях, чувствах, страданиях. На второй план отходят боевики и фильмы- катастрофы, обыкновенная жизнь больше притягивает зрителей, чем стрельба, драки и погони. Тем не менее по первым откликам на итоги фестиваля жюри во главе с Дэвидом Кроненбергом всех удивило, присудив призы за лучшую женскую роль актрисам, сыгавшим в фильмах "Розетта" и "Человечность", тем более что последний разделил специалистов на два противоположных лагеря. Бельгийская картина "Розетта" повествует о нелегкой жизни молодой девушки, которая вынуждена жить с пьяницей матерью, постоянно искать себе работу, терпеть лишения, нужду, а самое главное - страдать от того, что не может жить так, как живут другие. Что касается "Человечности", то она рассказывает о молодом полицейском. Ведя расследования уголовных дел, он сталкивается с жестокостью, порой ощущает себя беззащитным перед лицом зла, перед суровостью реальной жизни. Как утверждают критики, кинофестиваль стал "победой режиссеров- философов", тем более что получившие призы за главные роли Эмманюэль Шотте и Северин Канель не являются профессиональными актерами. Приятным сюрпризом для любителей фильмов об агенте 007 стала лента "Высший пилотаж" (вне конкурса). В Канн на премьеру специально прибыл сам "Джеймс Бонд" - актер Шон Коннери. Отдавая дань уважения этому знаменитому человеку, устроители Каннского фестиваля отвели для показа его фильма специальный день. Знакомый российскому зрителю в первую очередь как "непобедимый Джеймс Бонд", Коннери и на этот раз не изменил приключенческо-авантюрному жанру. Он снялся с молодой, но уже известной актрисой Катрин Зета-Джонс. Она стала популярна после того, как вместе с Антонио Бандерасом снялась в нашумевшей приключенческой ленте "Маска Зорро". В своем новом ленте Шон Коннери выступил не только в главной роли. Он является одним из его сопродюсеров, хотя официально этот факт особенно не афиширует. Появившись во Дворце фестивалей в обнимку с Катрин Зета- Джонс, Коннери не скрывал удовольствия и гордости за свое "новое детище". Еще бы - в картине есть интрига, стрельба, погони и, конечно же, любовь. Для Шона, который 25 августа отметит свое 69-летие, картина стала своего рода "вторым дыханием", а для молодой Катрин - прекрасным опытом сотрудничества со знаменитым мэтром. Специальные дни в ходе Каннского кинофорума были отведены ретроспективе фильмов "Кино о любви". Показали ленты производства 1921 - 1967 годов. Зрители увидели, кроме прочих, российскую картину Владимира Петрова "Гроза" (1934 год). Знаменитая французская фирма "Л'Ореаль", которая на протяжении последних лет является одним из спонсоров кинофестиваля, была представлена в Канне не только ее директором, но и топ-моделями Клаудией Шиффер, Чонг Ли, Вирджинией Ледуайя. С большим интересом ждали на Лестнице фестивалей Элизабет Тейлор, которая прибыла в Канн лишь через неделю после открытия киносмотра, но сразу же организовала аукцион по продаже дорогих туалетов и платьев. Средства от аукциона пойдут на помощь больным СПИДом. Неизвестный покупатель приобрел платье принцессы Дианы, в котором она совершала вместе с Чарлзом визит в Южную Корею, - за реликвию было заплачено 63 тысячи долларов. Женевская фирма "Шопар", которая является филиалом всемирно известной "Де Бирс", контролирующей продажу алмазов в 126 странах мира, провела в Канне свой фестиваль, но не фильмов, а драгоценностей. Для начала она проложила красную (пластиковую) ковровую дорожку по всему бульвару Круазетт, что составляет примерно 1,5 километра. По ней любой желающий мог попасть в фирменный ювелирный салон на лекцию-беседу, во время которой "объяснялась" роль бриллиантов среди современных украшений. При желании в Канне можно было побывать и еще на одном "фестивале" - "Горячее золото", на котором демонстрировались фильмы в номинации "Оскар-X", а в переводе на простой язык - эротические и откровенно порнографические киноленты. Этот "мини-фестиваль" был призван определить "лучших сценаристов, лучших актеров и, конечно же, актрис, лучший американский и европейский фильмы в этом жанре". Международный Каннский фестиваль закончился на ноте "сюрпризов". Что он дал - обозначил новые тенденции в кинематографе или показал разные вкусы членов жюри? Критикам и специалистам предстоит дать ответы на все вопросы, разбирать фильмы и искусство актеров "по косточкам". Также в рубрике:
|