Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7580) 17 - 23 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЛучшие друзья девушки - бриллианты"Сонька Золотая Ручка" Виктора Мережко на "России" СЕРИАЛАнастасия МАШКОВА
Серьезные критики часто упрекают критиков-любителей, например журналистов, готовых с одинаковым пылом зарабатывать на жизнь хоть облегченной версией киноведения, хоть гастрокритикой, в непонимании тонкостей не своей профессии. Один из распространенных аргументов: "Вся сумма претензий, выдвинутых вами, по сути, относиться не к фильму, а к его сценарию". ("Мог ли он изменять Родине? Она что, действительно любила этого идиота? В 1956 году и в помине не было этого фильма и колготок!" - список подобных критических аргументов кочует из статьи в статью, из официальных сайтов в живые журналы.) Убийственный аргумент, из разряда "умри, но лучше не скажешь". К сожалению, в последнее время появился целый ассортимент фильмов и сериалов, совершенно спокойно соотносящихся с убийственной формулой. Лично для меня эта эпоха началась с появления сериала "Ленька Пантелеев" (снятого, между прочим, заслуженным питерским режиссером Эрнестом Ясаном), исторической картиной с криминальным историческим героем, где изображение своим гиперреализмом спорило с качеством советских фотообоев. Продолжилось дело дивным сериалом о Леониде Утесове на НТВ, созданным почему-то в стилистике, близкой к реалити-шоу. Сериал, между прочим, был снят по книге Аркадия Инина и его ученицы, молодой сценаристки Натальи Павловской: уже бренд, уже какие-то ожидания. К тому же сценарий был предварительно опубликован, его совместно пиарили издательство "Амфора" и журнал "Сеанс". В сериале же можно было видеть Утесова (в любопытном, кстати, исполнении Марата Башарова: актеру удалось схватить физиогномическое сходство с персонажем), распевающего в возрасте тридцати лет песни из репертуара себя сорокалетнего (порядок возрастов можно напутать, но Утесов, по сути, исполнял в угарном кабаре песни из советских кинофильмов). Такое вот реалити-шоу. "Сонька Золотая Ручка" - на первый взгляд пример из того же ряда. Если пробить по Интернету название сериала, то можно выяснить, что там и впрямь целый ассортимент товаров: тут и книга, написанная тем же Виктором Ивановичем Мережко, и даже аудиокнига по этой книге. И еще - другой фильм с тем же названием, снятый в 2002 году и впоследствии показанный по каналу "ТВ-6" (ныне легендарному). Однако тот фильм тоже помнят, и, что самое удивительное, здесь хоть понятно за что: весьма интересный дебют в игровом кино, осуществленный Юлией Дамскер, также известной сценаристкой (и режиссером по второму вгиковскому образованию). Думается даже, что Виктор Мережко, известный своей приверженностью к женской теме в кино, "обнаружил" Золотую Ручку, она же Софья Блювштейн, она же Шейндле-Сура Соломониак, отнюдь не в исторических архивах (о чем можно прочитать в материалах пресс-службы канала "Россия"). Но именно в недавнем фильме, скромном, но очень любопытно стилизованном под немое кино. Насколько я помню пресс-конференцию, посвященную премьере ленты Ю.Дамскер, изначально "Сонька..." планировалась как часть большого проекта об исторических персонажах криминальных хроник наподобие цикловой программы "Преступление в стиле модерн". Но все ограничилось одним фильмом - о Золотой Ручке. И режиссер, что называется, вложила туда все: и тоску по изысканным ретроновациям Рустама Хамдамова, и феминистскую тему, и национальную, и историю интеллигентной женщины, водворенной в каторжный барак... Согласитесь, "это" у нас всегда "носится в воздухе". Неизвестно, насколько сознательно продюсеры (кинокомпания "МакДос") отдали режиссуру Мережко, судя по всему, речь все-таки шла не о быстрой замене, но о сознательном выборе. И в его сериале Соня получилась отнюдь не романтической героиней, не готовой променять свою свободу на пропуск в высшее общество, то есть на брак по расчету, не экстравагантной красоткой, наделенной иррациональной страстью к грабежу ювелирных лавок (лучшие друзья девушки - это не мужчины), как это получилось у Юлии Дамскер и исполнительницы заглавной роли Марии Евстафьевой: между прочим, почему-то режиссеру-женщине потребовалась другой режиссер, не профессиональная актриса, а студентка (в ту пору) режиссерского факультета ВГИКа. Соня Виктора Мережко и дебютантки в кино Анастасии Микульчиной - ну просто "никакая" барышня (видимо, важное качество для воровки на доверии?), ловкая профессионалка, слабая на передок и с завидной регулярностью "накалывающаяся" на новом мужчине. И здесь возникает закономерный вопрос: а не потому ли не получилось сделать Соньку - пожирательницу мужчин и драгоценностей, вдохновлявшую не только криминальных репортеров и создателей немых фильмов (в 1915 году был снят самый первый сериал об этой героине, собиравший толпы в кинотеатрах и окончательно мифологизировавший воровскую кликуху), но даже саму Марлен Дитрих (исторический факт), - что попросту "пороху не хватило"? Не хватило вот этой страсти к ретро, к модам ушедшего дня, к подробностям женской судьбы и (извините уж за смелость) к парадоксам женской сексуальности? Вот у режиссера Дамскер на этот счет идеи и некие эмоциональные состояния были, а у Виктора Мережко не оказалось. Не у сценариста и мужчины, но именно у режиссера. Сдается, что не концепция была такая, что, мол, Соня в профессии - уникум, а женщина самая простая, обычная такая женщина. Это "просто так получилось". Жалко персонажа, роскошный был персонаж: как мы все хорошо понимаем, сколько по архивам не ходи, много нового о Соломониак-Блювштейн не узнаешь, все уже предшественники выработали. Но... К сожалению, не всем дано вчувствоваться в смысл песенки про то, кто же - на самом деле! - лучшие друзья девушек. Также в рубрике:
|