Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7580) 17 - 23 мая 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Лучшие друзья девушки - бриллианты

"Сонька Золотая Ручка" Виктора Мережко на "России"

СЕРИАЛ

Анастасия МАШКОВА


Кадр из фильма

Серьезные критики часто упрекают критиков-любителей, например журналистов, готовых с одинаковым пылом зарабатывать на жизнь хоть облегченной версией киноведения, хоть гастрокритикой, в непонимании тонкостей не своей профессии. Один из распространенных аргументов: "Вся сумма претензий, выдвинутых вами, по сути, относиться не к фильму, а к его сценарию". ("Мог ли он изменять Родине? Она что, действительно любила этого идиота? В 1956 году и в помине не было этого фильма и колготок!" - список подобных критических аргументов кочует из статьи в статью, из официальных сайтов в живые журналы.) Убийственный аргумент, из разряда "умри, но лучше не скажешь". К сожалению, в последнее время появился целый ассортимент фильмов и сериалов, совершенно спокойно соотносящихся с убийственной формулой. Лично для меня эта эпоха началась с появления сериала "Ленька Пантелеев" (снятого, между прочим, заслуженным питерским режиссером Эрнестом Ясаном), исторической картиной с криминальным историческим героем, где изображение своим гиперреализмом спорило с качеством советских фотообоев. Продолжилось дело дивным сериалом о Леониде Утесове на НТВ, созданным почему-то в стилистике, близкой к реалити-шоу. Сериал, между прочим, был снят по книге Аркадия Инина и его ученицы, молодой сценаристки Натальи Павловской: уже бренд, уже какие-то ожидания. К тому же сценарий был предварительно опубликован, его совместно пиарили издательство "Амфора" и журнал "Сеанс". В сериале же можно было видеть Утесова (в любопытном, кстати, исполнении Марата Башарова: актеру удалось схватить физиогномическое сходство с персонажем), распевающего в возрасте тридцати лет песни из репертуара себя сорокалетнего (порядок возрастов можно напутать, но Утесов, по сути, исполнял в угарном кабаре песни из советских кинофильмов). Такое вот реалити-шоу.

"Сонька Золотая Ручка" - на первый взгляд пример из того же ряда. Если пробить по Интернету название сериала, то можно выяснить, что там и впрямь целый ассортимент товаров: тут и книга, написанная тем же Виктором Ивановичем Мережко, и даже аудиокнига по этой книге. И еще - другой фильм с тем же названием, снятый в 2002 году и впоследствии показанный по каналу "ТВ-6" (ныне легендарному). Однако тот фильм тоже помнят, и, что самое удивительное, здесь хоть понятно за что: весьма интересный дебют в игровом кино, осуществленный Юлией Дамскер, также известной сценаристкой (и режиссером по второму вгиковскому образованию).

Думается даже, что Виктор Мережко, известный своей приверженностью к женской теме в кино, "обнаружил" Золотую Ручку, она же Софья Блювштейн, она же Шейндле-Сура Соломониак, отнюдь не в исторических архивах (о чем можно прочитать в материалах пресс-службы канала "Россия"). Но именно в недавнем фильме, скромном, но очень любопытно стилизованном под немое кино. Насколько я помню пресс-конференцию, посвященную премьере ленты Ю.Дамскер, изначально "Сонька..." планировалась как часть большого проекта об исторических персонажах криминальных хроник наподобие цикловой программы "Преступление в стиле модерн". Но все ограничилось одним фильмом - о Золотой Ручке. И режиссер, что называется, вложила туда все: и тоску по изысканным ретроновациям Рустама Хамдамова, и феминистскую тему, и национальную, и историю интеллигентной женщины, водворенной в каторжный барак... Согласитесь, "это" у нас всегда "носится в воздухе".

Неизвестно, насколько сознательно продюсеры (кинокомпания "МакДос") отдали режиссуру Мережко, судя по всему, речь все-таки шла не о быстрой замене, но о сознательном выборе. И в его сериале Соня получилась отнюдь не романтической героиней, не готовой променять свою свободу на пропуск в высшее общество, то есть на брак по расчету, не экстравагантной красоткой, наделенной иррациональной страстью к грабежу ювелирных лавок (лучшие друзья девушки - это не мужчины), как это получилось у Юлии Дамскер и исполнительницы заглавной роли Марии Евстафьевой: между прочим, почему-то режиссеру-женщине потребовалась другой режиссер, не профессиональная актриса, а студентка (в ту пору) режиссерского факультета ВГИКа. Соня Виктора Мережко и дебютантки в кино Анастасии Микульчиной - ну просто "никакая" барышня (видимо, важное качество для воровки на доверии?), ловкая профессионалка, слабая на передок и с завидной регулярностью "накалывающаяся" на новом мужчине.

И здесь возникает закономерный вопрос: а не потому ли не получилось сделать Соньку - пожирательницу мужчин и драгоценностей, вдохновлявшую не только криминальных репортеров и создателей немых фильмов (в 1915 году был снят самый первый сериал об этой героине, собиравший толпы в кинотеатрах и окончательно мифологизировавший воровскую кликуху), но даже саму Марлен Дитрих (исторический факт), - что попросту "пороху не хватило"? Не хватило вот этой страсти к ретро, к модам ушедшего дня, к подробностям женской судьбы и (извините уж за смелость) к парадоксам женской сексуальности? Вот у режиссера Дамскер на этот счет идеи и некие эмоциональные состояния были, а у Виктора Мережко не оказалось. Не у сценариста и мужчины, но именно у режиссера. Сдается, что не концепция была такая, что, мол, Соня в профессии - уникум, а женщина самая простая, обычная такая женщина. Это "просто так получилось".

Жалко персонажа, роскошный был персонаж: как мы все хорошо понимаем, сколько по архивам не ходи, много нового о Соломониак-Блювштейн не узнаешь, все уже предшественники выработали. Но... К сожалению, не всем дано вчувствоваться в смысл песенки про то, кто же - на самом деле! - лучшие друзья девушек.

Также в рубрике:

СЕРИАЛ

ВЫВОДЫ

ПРЕМЬЕРА

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;