Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 30 (7591) 2 - 8 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЧеловек с архипелага "Мосфильм""Острова. Карен Шахназаров" на "Культуре" ПРЕМЬЕРААнастасия МАШКОВА
В ситуации межсезонья совершенно новое звучание приобрел жанр телевизионного биографического фильма. И потому, что в летние месяцы продолжают отмечаться дни рождения выдающихся людей, и потому, что в это время эти программы, что называется, имеют шанс прозвучать. И как! В июле мы видели в высшей степени любопытные выпуски программ "Живая легенда", посвященные Борису Гребенщикову и Андрею Вознесенскому, - на НТВ, на "России" прозвучал фильм о легендарном руководителе брежневского телевидения Сергее Георгиевиче Лапине, а на "Первом" - биографический фильм о поэте Нике Турбиной (отдадим должное режиссеру обeих лент Наталье Кадыровой). "Культура" порадовала юбилейным фильмом о петербургском театральном режиссере и педагоге Вениамине Фельштинском (культовый персонаж не только в силу заслуг своих и их почитания, но и в смысле "эзотеричности" данного культа - многие знают его учеников, сплошь звезд, но кто же видел до передачи его самого воочию?) и новой работой замечательного Владимира Оренова - о легендарном Николае Гриценко... Сколько, оказывается, интересного можно посмотреть на ТВ летом! Сколько всего происходит! Из этого же ряда передача из цикла "Острова", посвященная Карену Шахназарову и приуроченная к его юбилею, то есть 55-летию режиссера...Фокус здесь в том, что снималась передача как раз не к дате. Ее создал режиссер Эдуард Щербаков два года назад, без фанфар, без света юбилейных софитов. И именно поэтому так прозвучала сейчас, к юбилею. Карен Шахназаров на съемках этой передачи - не просто действующий режиссер, но действующий директор студии "Мосфильм". Многое могло поменяться к юбилею, но вот, видимо, была задача: сохранить его для истории именно в этом качестве. И по сию пору он пребывает в руководящем кресле... Видимо, вместе с режиссером-героем у режиссера-автора телевизионной передачи родилась эта замечательная идея: на "Мосфильм" Шахназаров пришел вместе с сыном Василием, папа привел ребенка показать свое место работы. Студию, где коридоры вполне успешно выполняют функцию музея, территория - роль едва ли не главного, если не считать застроенную новоделом и торговыми палатками ВВЦ, "парка культуры и отдыха советского периода" (в передаче есть фрагмент: Шахназаров общается с Никитой Михалковым во время ежегодной экскурсии гостей и участников ММКФ на "Мосфильм"), а курсы повышения квалификации вторых режиссеров оказываются чем-то вроде лектория по негласной истории советского кино... Между тем, как неоднократно повторял сам Шахназаров, это по сию пору крупнейшая киностудия Европы. Потенциал того, что здесь можно сделать, поражает воображение, и эта студия действительно намного больше, чем легендарная Чинечитта, и люди из европейских столиц поражаются: как, и это в центре мегаполиса... Да, есть чем гордиться. "Шире шаг, маэстро!" - так называлась первая, короткометражная лента Шахназарова, открывающая его официальную фильмографию. Но ныне маэстро Шахназаров все время сбивает этот "широкий шаг" своей иронией. Теперь ему немножко неудобно говорить о себе как о режиссере, и он говорит о себе как о руководителе "Мосфильма". Как о сыне писателя-фантаста и журналиста, исследователя марксизма-ленинизма и наследника древнего восточного рода, советника президента Горбачева и публичного политика Георгия Шахназарова. Как об отце мальчика Василия, который пришел на "Мосфильм", чтобы рассказать, например, дяде Толе (оператор Мукасей), что он будет... юристом, скорее всего, адвокатом. И почему-то вспоминаются ожесточенные споры советской молодежи: что же лучше - киноповесть "Курьер", опубликованная в журнале "Юность", или одноименный фильм, снятый ее автором, Кареном Шахназаровым?.. За ним привыкли числить зрительские хиты, старые новые версии советской музыкальной комедии ("Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх"), тот же "Курьер", взошедший на волне перестроечного "молодежного фильма", ядреные фантасмагории "Сны" и "Яды, или Всемирная история отравлений", ныне весьма популярные благодаря повторным показам (буквально "забойным") по всем-всем каналам ТВ (и, по-моему, эти ленты - дилогия). Но в самые "черные" для нас фестивальные сезоны, когда схлынула волна моды на перестройку, именно его "Цареубийца" был включен в официальную программу Канна, в конце минувшего века именно его "Дни полнолуния" добрались до Гран-при в Карловых Варах. В книгах весьма популярных (за пределами сугубо научного сообщества) филологов и психоаналитиков неоднократно встречается фильм "Город Зеро" в качестве ключевого художественного события в постсоветской культурной ситуации (к сожалению, не всегда упоминается соавтор сценария этой и практически всех картин Шахназарова Александр Бородянский, но... возможно, и его юбилей подарит нам некие открытия?)... Способность именно этого режиссера фиксировать (зачастую там, где все хватают воздух руками, буквально) знаки и символы современности, помещая их то в элитарный, то в сугубо жанровый контекст, не устает поражать. Зачастую ценность этой работы становится очевидной, а его фильмы - востребованными только с течением времени (феномен тех же "Снов" и "Ядов"). Передача с его участием доказывает: он способен "сделать это" буквально одним своим появлением перед объективом! Добавим, Шахназаров - это еще и популярный телеведущий (кто же не помнит "Спутник кинозрителя"?), ныне специализирующийся на программах об истории отечественного кино. Но каждый раз Шахназаров привносит в них свое: историю отечественного кино как историю индустрии производства и проката... Программа о Карене Георгиевиче Шахназарове в "Островах" получилась совсем "неостровитянской" (этот цикл интересен не только ожидаемым и традиционным, но и выпадениями из ожидаемого): чуть более простодушная, с обаятельными шероховатостями, в меру ироничная и вполне не архивная. Эффектный непарадный портрет - в жанре документального "производственного фильма". Сугубо отечественный, столь популярный именно у нас жанр. Также в рубрике:
|