Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7591) 2 - 8 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Человек с архипелага "Мосфильм"

"Острова. Карен Шахназаров" на "Культуре"

ПРЕМЬЕРА

Анастасия МАШКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


К.Шахназаров

В ситуации межсезонья совершенно новое звучание приобрел жанр телевизионного биографического фильма. И потому, что в летние месяцы продолжают отмечаться дни рождения выдающихся людей, и потому, что в это время эти программы, что называется, имеют шанс прозвучать. И как! В июле мы видели в высшей степени любопытные выпуски

программ "Живая легенда", посвященные Борису Гребенщикову и Андрею Вознесенскому, - на НТВ, на "России" прозвучал фильм о легендарном руководителе брежневского телевидения Сергее Георгиевиче Лапине, а на "Первом" - биографический фильм о поэте Нике Турбиной (отдадим должное режиссеру обeих лент Наталье Кадыровой). "Культура" порадовала юбилейным фильмом о петербургском театральном режиссере и педагоге Вениамине Фельштинском (культовый персонаж не только в силу заслуг своих и их почитания, но и в смысле "эзотеричности" данного культа - многие знают его учеников, сплошь звезд, но кто же видел до передачи его самого воочию?) и новой работой замечательного Владимира Оренова - о легендарном Николае Гриценко... Сколько, оказывается, интересного можно посмотреть на ТВ летом! Сколько всего происходит! Из этого же ряда передача из цикла "Острова", посвященная Карену Шахназарову и приуроченная к его юбилею, то есть 55-летию режиссера...

Фокус здесь в том, что снималась передача как раз не к дате. Ее создал режиссер Эдуард Щербаков два года назад, без фанфар, без света юбилейных софитов. И именно поэтому так прозвучала сейчас, к юбилею.

Карен Шахназаров на съемках этой передачи - не просто действующий режиссер, но действующий директор студии "Мосфильм". Многое могло поменяться к юбилею, но вот, видимо, была задача: сохранить его для истории именно в этом качестве. И по сию пору он пребывает в руководящем кресле... Видимо, вместе с режиссером-героем у режиссера-автора телевизионной передачи родилась эта замечательная идея: на "Мосфильм" Шахназаров пришел вместе с сыном Василием, папа привел ребенка показать свое место работы. Студию, где коридоры вполне успешно выполняют функцию музея, территория - роль едва ли не главного, если не считать застроенную новоделом и торговыми палатками ВВЦ, "парка культуры и отдыха советского периода" (в передаче есть фрагмент: Шахназаров общается с Никитой Михалковым во время ежегодной экскурсии гостей и участников ММКФ на "Мосфильм"), а курсы повышения квалификации вторых режиссеров оказываются чем-то вроде лектория по негласной истории советского кино... Между тем, как неоднократно повторял сам Шахназаров, это по сию пору крупнейшая киностудия Европы. Потенциал того, что здесь можно сделать, поражает воображение, и эта студия действительно намного больше, чем легендарная Чинечитта, и люди из европейских столиц поражаются: как, и это в центре мегаполиса... Да, есть чем гордиться. "Шире шаг, маэстро!" - так называлась первая, короткометражная лента Шахназарова, открывающая его официальную фильмографию. Но ныне маэстро Шахназаров все время сбивает этот "широкий шаг" своей иронией. Теперь ему немножко неудобно говорить о себе как о режиссере, и он говорит о себе как о руководителе "Мосфильма". Как о сыне писателя-фантаста и журналиста, исследователя марксизма-ленинизма и наследника древнего восточного рода, советника президента Горбачева и публичного политика Георгия Шахназарова. Как об отце мальчика Василия, который пришел на "Мосфильм", чтобы рассказать, например, дяде Толе (оператор Мукасей), что он будет... юристом, скорее всего, адвокатом. И почему-то вспоминаются ожесточенные споры советской молодежи: что же лучше - киноповесть "Курьер", опубликованная в журнале "Юность", или одноименный фильм, снятый ее автором, Кареном Шахназаровым?..

За ним привыкли числить зрительские хиты, старые новые версии советской музыкальной комедии ("Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх"), тот же "Курьер", взошедший на волне перестроечного "молодежного фильма", ядреные фантасмагории "Сны" и "Яды, или Всемирная история отравлений", ныне весьма популярные благодаря повторным показам (буквально "забойным") по всем-всем каналам ТВ (и, по-моему, эти ленты - дилогия). Но в самые "черные" для нас фестивальные сезоны, когда схлынула волна моды на перестройку, именно его "Цареубийца" был включен в официальную программу Канна, в конце минувшего века именно его "Дни полнолуния" добрались до Гран-при в Карловых Варах. В книгах весьма популярных (за пределами сугубо научного сообщества) филологов и психоаналитиков неоднократно встречается фильм "Город Зеро" в качестве ключевого художественного события в постсоветской культурной ситуации (к сожалению, не всегда упоминается соавтор сценария этой и практически всех картин Шахназарова Александр Бородянский, но... возможно, и его юбилей подарит нам некие открытия?)... Способность именно этого режиссера фиксировать (зачастую там, где все хватают воздух руками, буквально) знаки и символы современности, помещая их то в элитарный, то в сугубо жанровый контекст, не устает поражать. Зачастую ценность этой работы становится очевидной, а его фильмы - востребованными только с течением времени (феномен тех же "Снов" и "Ядов"). Передача с его участием доказывает: он способен "сделать это" буквально одним своим появлением перед объективом! Добавим, Шахназаров - это еще и популярный телеведущий (кто же не помнит "Спутник кинозрителя"?), ныне специализирующийся на программах об истории отечественного кино. Но каждый раз Шахназаров привносит в них свое: историю отечественного кино как историю индустрии производства и проката...

Программа о Карене Георгиевиче Шахназарове в "Островах" получилась совсем "неостровитянской" (этот цикл интересен не только ожидаемым и традиционным, но и выпадениями из ожидаемого): чуть более простодушная, с обаятельными шероховатостями, в меру ироничная и вполне не архивная. Эффектный непарадный портрет - в жанре документального "производственного фильма". Сугубо отечественный, столь популярный именно у нас жанр.

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ВЫВОДЫ

СЕРИАЛ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;