Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

История

Невольник лести

250 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Хвостова

Алексей КОРНЕЕВ


"Пушкинъ и гр.Хвостовъ". Карикатура из альбома П.Челищева. 1830 - 1831 гг.

"Благосклонный читатель! Ты зришь пред очами своими жизнеописание знаменитого в своем Отечестве мужа. Дела его и заслуги своему Отечеству столь были обширны, что совместить их в себе может одна лишь соразмерная им память".

Столь высокоторжественным вступлением начинается биография графа Дмитрия Ивановича Хвостова, которая - откроем секрет - написана им самим.

Имя Хвостова принадлежит к печально известным литературным именам - никто из писателей ХIХ столетия не был адресатом стольких эпиграмм и пародий, как он. Судьба одарила его завидным долголетием - обратившийся к поэзии во времена А.П.Сумарокова и М.М.Хераскова, он окончил беседовать с музами, когда всей России стали известны имена А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова... Одно литературное поколение сменялось другим, а он все так же здравствовал и создавал новые творения.

Человек честный, умный и хорошо образованный, член Государственного совета, сенатор, академик, принесший много добра и пользы, Дмитрий Иванович Хвостов имел несчастье быть бездарным поэтом и приобрел печальную славу графомана. Справедливости ради следует сказать, что до начала ХIХ столетия его творения были не хуже появлявшихся в то время произведений. Однако Хвостов не замечал, что классицизм, верность которому он сохранял, уже приходит в упадок. Быть может, рано или поздно Дмитрий Иванович сумел бы понять, что заблуждается, если бы не одно обстоятельство: Хвостов был богат и знатен. Среди литераторов нашлись льстецы, уверившие сочинителя, что он гениальный поэт, творения которого приносят славу России.

С.Галактионов. "Обед у А.Ф.Смирдина". 1823 г.

Простодушный и доверчивый, Хвостов счел отнюдь не бескорыстные похвалы искренними и постепенно сам уверовал в свою гениальность. Стоит ли удивляться, что он с еще большей охотой продолжал писать! Льстецы именовали его патриархом русской поэзии, писателем, который "посрамил Лафонтена, победил Мольера, уничтожил Расина". (Сам же граф уподоблял себя Горацию, воспевшему Бандузский ключ, и посему именовал себя "певцом Кубры" - речки, протекавшей в его имении). Восхваляя творения Хвостова, почитатели его "неувядающего гения" просили кто протекции в сенате, кто поддержки своему журналу, кто денежного пособия, кто производства в чин. И сановный сочинитель делал для них все.

Рассказывают, что А.В.Суворов, родственником и другом которого был Хвостов, умирая, просил его не писать более стихов или по крайней мере не печатать их. Однако граф не внял этой просьбе, приняв слова умирающего полководца за бред. И неудивительно - иначе поступить человек, твердо веривший, что его творения приносят славу Отечеству, не мог.

С одинаковой легкостью писал Хвостов во всех жанрах, какие только существовали в литературе: он создавал стихи лирические, духовные, "о разных предметах", оды, послания, элегии, стансы, сатиры, трагедии, надгробные надписи, мадригалы, эпиграммы, басни, которые сам автор именовал притчами. Увесистый том с замысловатым заглавием "Избранные притчи из лучших сочинителей российскими стихами" сделался для читателей многих поколений предметом насмешек в веселый час. Изумительные превращения происходили с персонажами этих притч по воле автора: попавший в сеть голубь разгрызал ее зубами; осел, обхватив дерево лапами, взбирался на рябину; у осла оказывалась свиная туша; уж становился на колени; ворона роняла сыр из пасти.

Не менее курьезными, чем сами притчи, были авторские пояснения к ним, в которых Хвостов с серьезнейшим видом объяснял, отчего стали возможны такие метаморфозы: "Многие критиковали слово пасть, свойственное только зверям, а не птицам. Автор знает, что у птиц рот называется клювом; несмотря на то, он заменил сие речение употребляемым в переносном смысле, ибо говорится и о человеке: "Он разинул пасть" (Словарь Российской академии)".

Однако Хвостов был знаменит не только тем, что писал бездарные произведения, но и еще одним: он с завидной настойчивостью распространял их. Останавливая знакомых на улице, он часами мог читать им свои творения; приглашая к себе гостей, потчевал их отменными блюдами французской кухни и стихами собственного сочинения; узнав о каком-нибудь званом обеде, являлся на него заранее и раскладывал рядом с приборами свои книги; на балах, затерявшись в толпе гостей, украдкой рассовывал по их карманам брошюры.

"Люблю писать стихи и отдавать в печать", "За труд не требую и не чуждаюсь славы" - такие эпиграфы стоят на титульных листах собраний сочинений графа Хвостова. Этим девизам сановный сочинитель, отдавший поэзии шесть десятилетий, хранил верность до конца жизни. Великое множество раз выходили в свет его творения - от увесистых томов до тонких брошюрок и отдельных листков. Книги печатались на дорогой бумаге, переплетались в роскошные переплеты, украшались великолепными иллюстрациями и дорогим тиснением. Трижды издавал он полное собрание своих сочинений, скупая перед этим весь нераспроданный тираж предыдущего.

Никто творений Хвостова не читал и не покупал, однако автора это нисколько не смущало. С исключительной щедростью дарил он их, рассылая в библиотеки академий, университетов, гимназий, всевозможных ученых и литературных обществ - русских и иностранных, преподносил монархам, сановникам, знаменитым ученым и писателям. Заказывая переводы своих произведений на иностранные языки, граф щедро оплачивал труд переводчиков. По пути в свое имение на каждой почтовой станции Хвостов оставлял свои книги и портреты, чтобы проезжающие проводили время в ожидании лошадей за чтением его творений и знали знаменитого поэта в лицо. Иногда, впрочем, он не ограничивался портретами. Так, морской библиотеке Кронштадта сиятельный стихотворец подарил не только все тома собственных сочинений, но свой мраморный бюст. Этому предшествовало весьма приятное для Дмитрия Ивановича событие - в Ревеле появился торговый корабль "Граф Хвостов", названный в его честь.

Многие поэты, современником которых был Хвостов, - Г.Р.Державин, И.И.Дмитриев, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, К.Ф.Рылеев, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, - не обошли его вниманием в своих сатирах, эпиграммах и пародиях. А.С.Пушкин, которого граф считал своим последователем, "посвятил" ему оду - великолепную пародию на бездарные и высокопарные творения "патриарха", изобилующие устаревшими словами и тяжеловесными оборотами. В ней "певец бессмертный и маститый" сравнивался с Байроном, с которым у него обнаруживалось и сходство, и различие:

Вам с Бейроном шипела злоба,

Гремела и правдива лесть.

Он лорд - граф ты! Поэты оба!

Се, мнится, явно сходство есть. -

Никак! Ты с верною супругой

Под бременем Судьбы упругой

Живешь в любви - и наконец

Глубок он, но единобразен,

А ты глубок, игрив и разен,

И в шалостях ты впрямь певец.

Хвостов обладал еще одной удивительной особенностью: с одинаковой легкостью он сочинял стихи на все прошедшие и настоящие, счастливые и несчастливые случаи. Знаменитое петербургское наводнение 1824 года вдохновило его на создание послания "О наводнении Петрополя", в котором обстоятельно описывалось это стихийное бедствие. Однако, увы, в памяти неблагодарных читателей из всего пространного творения остались лишь две строки:

По стогнам там валялось много крав (коров),

Кои лежали, ноги кверху вздрав.

Пушкин увековечил и самого сиятельного стихотворца, и его стихотворение "О наводнении Петрополя" в поэме "Медный всадник":

Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов.

Хотя Хвостов почитался видным сановником и считал себя гениальным поэтом, он был чужд высокомерия и надменности. Очень доброжелательный и скромный в жизни, Дмитрий Иванович во время прогулок по Летнему саду часто знакомился с приехавшими в столицу провинциалами, приглашал их в гости, угощал обильным и вкусным обедом и дарил на память свои сочинения.

Хорошо знавший свои слабости, Хвостов первый смеялся над ними - в молодые годы, только вступив на поэтическую стезю, он сочинил "Эпиграмму на самого себя", начинавшуюся словами:

Стихи писать

И их читать

Всегда намерен.

В печать их никогда не буду выдавать...

И не вина, а беда стихотворца, что он, уверовав в постоянные похвалы, сделался невольником лести и десятилетия спустя, публикуя "Эпиграмму на самого себя", дополнил ее примечанием: "Автор не сдержал своего обещания, сделанного в молодости, единственно потому, что впоследствии многочисленные друзья автора и с тем вместе друзья российского слова заставили его изменить этому шутливому обету и, напротив, все, все, все печатать он стал, что доказывается семью томами полных его творений".

Своей страстной и бескорыстной влюбленностью в поэзию Хвостов заслужил уважение знаменитых писателей. "Я смотрю с умилением на графа Хвостова за его постоянную любовь к стихотворству... - писал Н.М.Карамзин. - Вот любовь, достойная таланта! Он заслуживает иметь его, если и не имеет".

Умер Дмитрий Иванович в глубокой старости, подготавливая к изданию восьмой том нового полного издания своих творений. Еще при жизни его имя сделалось нарицательным как плодовитого и бездарного стихотворца. Однако мечтавший о славе Хвостов сумел все же добиться своего: благодаря талантливым пародиям и эпиграммам знаменитых современников его имя осталось в истории литературы. Сбылось предсказание, сделанное некогда К.Н. Батюшковым: "Хвостов своим бесславием славен будет в позднейшем потомстве". И в наши дни, когда исполнилось 250 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Хвостова, думается, уместно вспомнить об этом удивительном человеке.

Также в рубрике:

ИСТОРИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;