Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЖизнь повернула на поправку"Чудо со щеглом". "Школа драматического искусства" Светлана ХОХРЯКОВА
Пока продолжается непонятная ситуация в театре Анатолия Васильева "Школа драматического искусства", пока сам он находится во Франции и планирует работать в Греции и Бразилии, в Москве, во вверенном ему некогда заведении, идут обычные будни. Ученики ставят спектакли - Игорь Яцко и Александр Огарев. Под занавес сезона, летом, появился новый спектакль "Чудо со щеглом" Огарева. Поставлен он к 100-летию со дня рождения Арсения Тарковского и по его одноименной поэме, написанной в 1977 году. Тарковский назвал свое небольшое произведение поселковой повестью. Некто, лирический герой и поэт, всего-то снимал комнату, а получилась из этого поэмка "Чудо со щеглом". Впервые она была опубликована в журнале "Крокодил", и этим все сказано. Шутку, которую сам Тарковский рассматривал как продолжение традиций "Домика в Коломне", "Тамбовской казначейши", да еще стихотворную, переложить на язык театра не такое простое дело. И поначалу небольшая актерская компания вместе с режиссером едва тянет этот воз, тяжело и неуклюже. Но по ходу дела события набирают оборот, и дыхание Тарковского начинает пробиваться. Итак, в квартире коммунальной "со своей женой питомец жил консерваторский", естественно, он пел. А хозяйкой была балалайка. Почему именно балалайка - бог весть. Такой ее увидел легкомысленно настроенный поэт, герой поэмы. Ну а театр воспроизвел буквально, используя все возможные ресурсы. Странная эта особа - весьма примечательное создание. Актрисе Ольге Баландиной есть где развернуться и куда двигаться. Дополняет избранное общество хрупкое сопрано с фирменным хрустальным смехом Марии Зайковой, сам лирический герой - Олег Малахов и его подруга, а потом и щегол, которого хозяйке-балалайке преподнесут в дар. Собственно, настоящая жизнь в спектакле начинается, как только появится посреди сценического пространства (сцены-то в привычном смысле слова нет) чайный стол. Сервируют его всевозможными банками-склянками, принесут варенье-печенье, начнут публику угощать бисквитами. С предметами тут умеют работать. Каждый из них достоин внимания: все эти сахарницы, розетки для варенья, будто извлеченные из бабушкиных кладовых. Кому-то из зрительниц перепадет даже скромный и милый букетик цветов. Прием не новый, но в данном случае весьма симпатично встроенный в пространство спектакля, что называется, атмосферный. И всем станет так хорошо и покойно на душе. Так и пьют чай, а где-то вечно витает образ хозяйки-балалайки, самовар дымится, и кажется, не без помощи искусственного льда. Запах, соответственно, распространяется специфический. Помогают созданию настроения песни Шуберта в исполнении Марии Зайковой и баса - Игоря Данилова, того самого "питомца консерваторского". Зима, весна... Настал июнь - тут лучший месяц, и действительно, как у Тарковского, "жизнь повернула на поправку". Появилась у нашего поэта подружка, в которой "от июня было что-то". Подружку с необычным именем Йота сыграла Ира Гонто, хорошо знакомая завсегдатаям "Школы" по ряду спектаклей, где она отвечала за хореографию, ставила танцы и их исполняла - в "Каменном госте", шекспировских "Сонетах". Но вот теперь раскрылась как драматическая актриса очень темпераментная и неожиданно чуть ли не в амплуа травести. Когда-то советские люди дружными рядами ходили в филармонию на вечера поэзии. Но поэзия больше не собирает залов. В известной степени предложенный сценический вариант "Чуда со щеглом" эту традицию возрождает. Тарковский писал о том, что существуют ритмы времени, бывает время для поэзии и время для прозы, что пришли дни, когда читают поэзию по-другому, что изменился читатель, изменилось искусство, но иногда все же полезно подышать атмосферой прошлого. Собственно, такого рода занятие нам и предложили в "Школе драматического искусства", что делали и прежде в "Пушкинском утреннике", но несколько иначе. Васильевский почерк даже ученикам не воспроизвести. Теперь, скорее всего, время прозаическое, но если его отсутствующим поэтическим словом не пробивать хоть иногда, то так оно и останется навек прозой. Также в рубрике:
|