Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Наша история для всех

Итоги Мюнхенского оперного фестиваля

Екатерина БЕЛЯЕВА
Мюнхен - Москва


Национальный театр в Мюнхене

Фестиваль продолжается без малого месяц - событиями наполнен каждый день. Названия не повторяются более двух раз (только фестивальные премьеры играют по три раза), и очень трудно выделить для посещения какой-то самый ценный блок. Я выбрала четыре спектакля, которые, как мне показалось, отражают специфику именно этого фестиваля, на котором остро чувствуется диктатура немецких певиц и стремление включить побольше опер композиторов - наших современников (такие оперы специально заказываются театром). Очень хотелось посмотреть на главных немецких примадонн - Ангелу Деноке, Габриэле Шнаут, Вальтрауд Майер и Софи Кох во всеоружии их лучших спектаклей. "Хованщина" Дмитрия Чернякова обещала открыть много интересного. Не увидеть режиссуры-сценографии Юргена Розе - уже очень пожилого, но все еще достаточно креативного мастера - значит не почувствовать Мюнхена. Также можно было утолить страсти по тенору - поляк Петр Бечала дважды исполнил на фестивале коронного Вертера. Краткий анонс всех событий выходил в одном из прошлых номеров газеты "Культура", не буду повторяться, остановлюсь на том, что видела. Добавлю только, что художественный руководитель нынешнего фестиваля, он же музыкальный директор Баварской Оперы, Кент Нагано, человек с установками на все ультрасовременное, нашпиговал музыкальную программу всякими параллельными спецпроектами в сотрудничестве с Пинакотекой современного искусства - там проходили разные видеоинсталляции и выставки. Работал и спонсорский проект, детище экс-руководителя Питера Джонаса - "Опера для всех". Это когда выбирается один спектакль из программы феста и транслируется на гигантском экране перед театром - для всех желающих и совершенно бесплатно. В этом году показа удостоилась "Хованщина" Чернякова, что очень приятно, хотя, если не брать в расчет режиссуру, музыкальная и вокальная составляющая этой постановки несколько уступала многим другим - той же "Саломее" или "Орландо" (я их назвала, потому что вместе с "Хованщиной" они претендовали на трансляцию как премьеры прошедшего сезона). С другой стороны, чуть суховатое и умеренно эмоциональное исполнение партитуры оркестром под управлением Нагано удачно гармонировало с нарративным и выраженно объяснительным тоном, который выбрал на сей раз русский постановщик.

Сцена из спектакля "Хованщина"

Настрой на "Хованщину" для немцев, мало что знающих о "хованщине" и прочих коллизиях русской истории XVII века, определил направление работы режиссера. Объяснял он, конечно, немцам, но параллельно разбирался сам. И в итоге получилась очень чистая, внятная история князей Хованских на фоне истории государства, застигнутого на перепутье, стоящего перед выбором и выбирающего жестокость и террор, но все-таки отмоленного искупительной жетрвой. Черняков (он же сценограф спектакля) превратил сцену в ярусную каменную витрину - это театр русской истории в разрезе, выстроенный напротив настоящего театра со зрителями. Каждая ниша-келья подписана по-немецки, в каждой течет частная жизнь (любимый лейтмотив режиссера, получивший интересное развитие в мизансценах "Хованщины"). Царевна Софья (драматическая актриса) стоит в чердачной ложе у окна и ждет новостей о стрельцах, а на самом деле ждет не дождется своего любовника князя Голицына (Джон Гашак). Царь Петр дремлет в кресле (в начале оперы, то есть утром, так как Черняков уместил действие в рамках одного дня), потом, правда, одевается и вооружается и даже к финалу лениво потирает руки. Иван Хованский внизу заседает в своем кабинете. В соседней с ним комнате - стрельцы. И в следующей, внизу, - элегантная комната Голицына. Для Андрея Хованского и староверов во главе с Досифеем - комнат в бетонном склепе не предусмотрено. Что понятно, так как эти персонажи наделены живой душой, витают в эмпиреях, государственных дел не разумеют, следовательно, и жить в железобетонной общаге им не по чину: Андрей гуляет по девкам в немецкой слободе (здесь - бегает по маленькому просцениуму), а Досифей занят молитвами и спасением душ. Черняков сделал схему предельно ясную - понятную без слов. Важный, кстати, фактор, когда по-русски поют почти сплошь немцы. Публика оценила заботу режиссера.

А.Деноке и А.Титус в сцене из спектакля "Саломея"

Жизнь пробуждается в центральной нише - стрельцы в инкубаторских куртках-алясках, напоминающие отряд спецназа, бодро приветствуют своего лидера Хованского (Паата Бурчуладзе) - под ногами у них валяется нечто, видимо, трупы. Действует прием приглушенного света - контуры людей и предметов едва различимы, все выглядят на одно лицо. Уже понятно, что люди Петра, которые через несколько часов того же дня придут рубить неугодных, будут выглядеть такой же тупой массой - в тех же спецовках, разве что другого цвета. Пьяные вояки, которым неважно, какому делу служить, лишь бы батька был знатный, щедрый, - вот он народ русский в совокупности. За великую метафизику русского характера отвечают старообрядцы, но им предначертано умереть. Когда в финале бетонная коробка уезжает, увозя с собой государственных людей и суетные проблемы, выходят эти обреченные люди и поют. Их лица выхвачены светом, они западают в память, берут за душу - это не народ, не толпа, это человеки божьи веруют и поют о великом освобождении. Такой просветленный финал - совершенно ошеломляющий в своей простоте. Нет места описывать конкретные мизансцены, но меня потрясла сцена гадания, в которой Марфа - Дорис Зоффель вдруг превращается в фассбиндеровскую даму с тяжелым характером. Ей и достались главные аплодисменты этого дня, так как немцы знают толк в хорошей драме. Хованский занятно развлекался - как Гитлер на своих обедах. Шлепал полуголых девочек под музычку развеселую, хороводики водил, вприсядку плясал, палил из пистолетов. Дальше по сюжету: шумно жил - тихо умер. В целом спектакль на русскую тему хорошо прозвучал посередине немецкого фестиваля - комплименты всем участникам.

"Вертер", сделанный Розе как погружение в рукописный текст с постоянным присутствием автора и персонажей, чувствующих друг друга через написанное, запомнился, пожалуй, лучше других спектаклей и в моем списке претендует на звание лидера. Плюс участие прелестнейшей Софи Кох (Шарлотта) и Петра Бечалы - безумное меломанское наслаждение.

Очень понравилась Деноке - Саломея в триллере Уильяма Фридкина. Хочется увидеть фильм, снятый по следам этой постановки, потому что Ангела бесподобна в роли фанатичной царевны. Чертовски красивая и как актриса может все.

Мюнхенский фестиваль в очередной раз подтвердил свою славу самого качественного и представительного праздника оперы в Германии.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;