Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНовое здание - новый директорСамарскому областному художественному музею грозят переезд и смена руководства КАДРОВОЕ ДЕЛОКсения АИТОВА
В самарском Театре оперы и балета на площади Куйбышева вовсю кипят работы по реконструкции здания. Городу обещают очаг культуры, оборудованный по последнему слову техники, со сценой, напоминающей размахом и оснащением подмостки Мариинки, - такова личная воля губернатора. Между тем до сих пор непонятно, как станут сосуществовать модернизированный театр и Областной художественный музей, арендующий здесь часть пространств (еще недавно обе институции вообще были совладельцами бывшего Дворца культуры) - официальных решений по этому поводу до сих пор нет. Пока же работать в ситуации тотальной стройки, без воды и электричества, музейщики не могут, но и вывезти экспонаты из запасников тоже некуда: областные власти так и не нашли отвечающее всем требованиям музейного хранения помещение. К тому же ситуацию осложняет тот факт, что переезд фондов с площади Куйбышева в новое здание может состояться уже при новом директоре. 1 сентября истекает очередной полугодовой контракт Владимира Вострикова, занявшего пост руководителя СХМ после смерти самарской легенды, лауреата Госпремии Аннэты Яковлевны Басс. В здании на площади Куйбышева музей работает 70 лет - таков и его официальный возраст. В 1937 году бывший художественный отдел краеведческого музея перевели в правое крыло только что построенного Дворца культуры. По соседству на первом этаже расположились спортивные залы, в левом крыле - областная библиотека, в центральной части - Театр оперы и балета. После того как музей в перестройку получил второе "жилище" - на улице Куйбышева, в историческом здании эпохи модерна, которое занимал горком партии, - помещение на площади стало работать как отдел современного искусства. Будет ли где работать сотрудникам отдела после реставрации театра - неизвестно, но сейчас насущнее другой вопрос. Строительные работы уже вплотную подобрались к музейному островку, а 23 тысячи экспонатов федерального значения до сих пор остаются в запасниках. Ценнейшая коллекция лежит в помещении, полном строительного мусора и пыли, по соседству с вырытым котлованом, работающей бетономешалкой и прочими атрибутами стройки. Взамен Дворца культуры музею предлагали разные варианты, но ни один так и не утвержден областной администрацией. Владимир Востриков как возможный выход из положения рассматривает пустующий универмаг "Юность" - 6100 квадратных метров, не требующих капитального ремонта. Их можно использовать прежде всего под временные выставки. На улице Куйбышева, 92, где находится теперь главное здание музея, под них в строгом смысле подходит только Мраморный зал (300 квадратных метров), остальные помещения занимает постоянная экспозиция. Без дополнительных пространств выставочная деятельность музея оказывается фактически парализованной. К тому же надо "пристроить" и гигантские фонды музея: в здании театра при шестиметровых потолках картины хранятся в пять ярусов. Даже если адрес для переезда внезапно найдется, в одночасье перемещения экспонатов не произойдет. Кроме того, что в новом здании нужно создать все условия для хранения картин, музею предстоит проделать колоссальную работу. На каждую картину в этом случае составляется акт, который подписывают реставраторы, главный хранитель и директор музея. К тому же сейчас по распоряжению первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева в российских музеях происходит сверка фондов, несовместимая с переездом коллекции из одного здания в другое. Ситуация более чем странная: строители уже буквально на пороге, но областные власти не торопятся вывозить ценнейшие работы. Промедление может быть связано с готовящейся отставкой директора музея. 1 сентября, как мы уже сказали, истекает срок последнего контракта Владимира Вострикова. Неизвестно, чем и кому не угодил г-н Востриков, проработавший в музее почти два десятка лет. Владимир Николаевич начал рядовым сотрудником и дошел до заместителя директора, правой руки, опоры и наследника Аннэты Яковлевны Басс, которой в последние годы становилось все тяжелее вести дела музея. За эти годы Востриков прочно врос в музей, хорошо знает его структуру и коллектив. Очень боялись, что Самарский художественный сдаст с уходом директора-легенды Басс - слишком много здесь держалось на ее энтузиазме и личных знакомствах (музейное сообщество ставит Аннэту Яковлевну в один ряд с такими директорами, как Ирина Антонова и Михаил Пиотровский). Ан нет. При нем и Дом-музей Ильи Репина в селе Ширяево, любимое детище Аннэты Яковлевны, довели до ума. И связи с Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и другими крупными музеями не порвались. За прошедшие полтора года в Самару привозили ретроспективу Энди Уорхола, экспозицию "Пленники красоты" из Третьяковки, реалистическую живопись из коллекции той же галереи и многое другое. И Музеи Московского Кремля не боятся ехать в Самару: 19 сентября в СХМ должна открыться уникальная выставка ювелирного искусства. (Кстати, вернисаж почти совпадет с 50-летним юбилеем директора музея.) Впрочем, как раз выставка из Музеев Кремля под вопросом. Музейное дело не в последнюю очередь держится на личных связях, и никто не знает, как отреагируют в Москве на смену директора, если она произойдет. Да, у некоторых сотрудников музея есть к Вострикову серьезные претензии. Мол, самодурствует, ломает выставочные графики, говорят, что пиарит не столько музей, сколько себя самого, да к тому же не любит проекты слишком нетрадиционные и радикальные. Но обвинить его в непрофессионализме язык не повернется даже у них. В любом случае найти в Самаре другого музейщика с компетенцией и связями Вострикова невозможно. К тому же смена директора в ситуации готовящегося переезда музея может вообще парализовать деятельность СХМ лет минимум на пять. Однако первым признаком, что кадровые перемены в музее возможны, стал полугодовой контракт, который заключают с Востриковым уже второй раз (а традиционно самый короткий срок - год). В последнее время как возможного претендента на кресло директора называют Галину Рябчук, главного специалиста министерства культуры и молодежной политики. По образованию она историк, затем заочно окончила Петербургскую художественную академию им. И.Репина, заведовала сектором образовательных программ Самарского художественного музея, затем пришла в частную антикварную галерею "Виктория", где около двух лет работала консультантом в зале. Следующая ступенька в карьере - заместитель директора по развитию Художественного музея, куда ее пригласил сам Владимир Востриков. Однако ни одной выставки она не сделала, занимаясь административной деятельностью. При первой возможности ушла во власть. В настоящее время работает куратором музеев в министерстве культуры и молодежной политики Самарской области. Но в Самаре (и в стране) постоянно циркулируют слухи о грядущих переменах в области на самом высоком уровне, что повлечет за собой и кадровые перестановки в министерстве. И что станет с Рябчук в сентябре - неизвестно. Как и с фондами Самарского художественного музея. Также в рубрике:
|