Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраУ истоков Большого стиля, или Крестьянская элегияОбщество "Круг художников" в Русском музее Елена ТИТАРЕНКО
Выставочные залы Русского музея заполонила, захлестнула... Россия. Не то чтобы картин и скульптур, посвященных любезному Отечеству и населяющему его народу, нет в постоянной экспозиции или на выставках ГРМ - напротив, один из двух главных музеев национального искусства ими изобилует. Однако в обычное время в хор народных, по преимуществу крестьянских, голосов регулярно вторгаются иные партии, сольные или исполняемые пресловутой "прослойкой". Зато на выставке общества "Круг художников" в полную силу слышен гул народной стихии - той, что после 1917 года вольно или под давлением политических обстоятельств заново представала перед интеллигенцией как предмет изучения и восхищения, как главная тема творчества и важнейший источник вдохновения. Крестьяне и рабочие 1920-х и начала 1930-х, занятые повседневным трудом или увиденные художником в гуще города, который они осваивают неспешно и прочно; сельские и городские дети, женщины с младенцами (этакие крестьянские и пролетарские мадонны) или, напротив, в футболках и косынках работниц, то есть вырвавшиеся из вековечной круговерти "изба - двор - пашня". Вся эта многоголосая толпа живет и трудится, разумеется, не в безвоздушном пространстве, а посреди классического русского пейзажа, в гуще мегаполиса или в жаркой тесноте заводских цехов. И население этой страны столь велико, что анфилада Корпуса Бенуа, где обычно проводятся наиболее статусные и знаковые выставки ГРМ, до краев переполнена картинами, графическими листами и скульптурными композициями: даже при шпалерной развеске на стенах экспонаты не уместились, пришлось дополнительно строить выгородки в центре залов. Невероятно насыщенный энергетикой коллективный портрет России 80-летней давности - плод трудов весьма немалочисленного и работоспособного общества "Круг художников", чья история была недолгой, но запоминающейся и важной для последующего развития русского искусства. Организаторы проекта называют это объединение пусть и не лидером, но одним из ярких, своеобразных и притом "чрезвычайно характерных явлений своего времени". Здесь можно смело сказать - советского, поскольку принципы и находки круговцев были в дальнейшем использованы художниками нескольких поколений: от тех, что стали творцами "социалистического реализма", до тех, кто старался идти по обочине официального искусства, но все-таки быть органичным в той стране, которую тогда не часто называли Россией. Впрочем, об обществе "Круг художников", основанном в марте 1926 года студентами-выпускниками ВХУТЕИНа, на протяжении десятилетий многие, включая бывших его членов, предпочитали не вспоминать: его бурная и активная деятельность, поначалу благосклонно встреченная критикой, прервалась уже в начале 30-х. Если первая выставка объединения в Русском музее (благодаря политике своего отдела новейших течений, возглавляемого выдающимся искусствоведом Николаем Пуниным, он примет и две последующие выставки) в апреле - мае 1927 года прошла на самой оптимистической ноте: в печати звучали эпитеты "новаторский", "свежий" и рассуждения о творческих "возможностях, заложенных в молодом обществе", - то уже в 1930-м круговцы вынуждены отвергать обвинения в формализме. Вообще 1930 год оказался для общества переломным, как и для всей страны: большая группа его членов откололась, вступив в "Октябрь" и другие объединения, правда, им на смену пришел ряд молодых художников. Помимо выездных показов в рабочих клубах, на заводах и фабриках, как можно ближе к своим героям, "круговцы" устраивают свою выставку в Киевской картинной галерее, но открыть экспозицию в Ленинграде 1 октября 1930 года, как было намечено, им уже не дадут. Хотя их произведения широко экспонируются на общегородских выставках и включаются в выступления изобригад, хотя члены общества получают творческие командировки на заводы и в колхозы и не прекращают активной работы, вместе, то есть прежним коллективом единомышленников, им удастся собраться лишь единственный раз - на сборной юбилейной выставке "Художники РСФСР за XV лет", состоявшейся в 1932 году в Русском музее. Вот так и случилось, что почти 80 лет выставок у "Круга" больше не было. Немало входивших в объединение мастеров нам хорошо известны, числясь в увенчанных лаврами классиках советского искусства и входя в коллекции крупнейших музеев вплоть до Третьяковской галереи: это Владимир Денисов и Алексей Пахомов, Владимир Малагис и Александр Самохвалов, Абрам Малахин и Вячеслав Пакулин (последний был среди основателей общества и оставался его бессменным председателем, хотя на роль лидера претендовал и пришедший в "Круг" чуть позднее других Самохвалов). Куда больше имен лишь мелькают - то реже, то чаще, и некоторым из них специалисты могут предпослать только краткую биографическую справку: так, ученица Петрова-Водкина и Филонова Алиса Порет дожила до 1980-х и недавно была среди действующих лиц аукциона "Sotheby's", Герте Неменовой в этом году впервые устроили персональную выставку в одной из столичных галерей, а об умершей в 1932 году Екатерине Петровой-Троцкой известно крайне мало, как, впрочем, и о многих ее собратьях. Немало круговцев пополнили мартиролог Великой Отечественной и предшествовавшего ей "большого террора" (много биографий снабжены записью "Ленинград, 1942", что означает гибель в блокаде): Василий Купцов, Давид Загоскин, Николай Емельянов, Борис Иноземцев, Владимир Гринберг или Владимир Максимов - много ли мы помним работ этих одаренных авторов? Нужно ли после этого объяснять, каким событием стала грандиозная ретроспектива, вобравшая в себя около семисот произведений полусотни художников? Работы эти, датированные периодом с начала 1920-х до 1940-го, принадлежат ныне разным музеям (Третьяковка, Русский, ГМИИ им. Пушкина, Музей истории С.-Петербурга, Музей ЛФЗ при Эрмитаже, Музей Республики Карелия, Академии художеств и пр.), а также архивам или корпоративным коллекциям ЛОСХа и МОСХа. Но добрая половина экспонатов происходят из частных собраний - в основном они хранятся в квартирах бывших ленинградцев, включая потомков авторов, но к питерским энтузиастам все больше интереса проявляют и московские коллекционеры. Перечислить самые запомнившиеся картины и скульптуры в огромной экспозиции - задача не из легких. Впрочем, монументальные "жницы" и прочие деревенские персонажи Пахомова и Пакулина, вывешенные в первом же зале, напоминающая микеланджеловскую сивиллу "Швея" Загоскина, романтически-французистый "Монтер" Александра Русакова или озаренная футуристической неоновой вспышкой "Кондукторша" его тезки Самохвалова давно входят в число хрестоматийных шедевров. Очарование выставки как раз в том, что это не набор хитов или ряд мини-персоналок, встроенных в общее повествование, а очень живой, эмоциональный и предельно многообразный рассказ о большой и плодотворной работе группы людей - очень разных, но сплотившихся в едином порыве к новому искусству. У общества были и устав, и декларация, где, в частности, сказано о стремлении "объединить /.../ труды всех художников /.../, желающих работать над развитием профессиональных качеств и задач в противовес дилетантизму и халтуре", а также "на основе коллективного руководства в противовес индивидуальщине и субъективизму". Гарантией успеха виделись "коллективизм" и "единство взглядов". Были еще ключевые слова "через картину как конкретное выражение, одно из средств, организующих жизнь в противовес /.../ литературщине, ретроспективному и мещанству". И может быть, главное: "К созданию /.../ стиля эпохи в противовес вкусикам направленчеств, измам и т.д.". Этот мощный, яростно выразительный, временами окрашенный лирическим чувством или юмором, но чаще тяготеющий к серьезным "крупным" темам и монументальности "стиль эпохи" формировался на основе симбиоза тех направлений, которые Россия успела пережить с начала ХХ века (от сезаннизма с кубизмом до супрематизма и "аналитического искусства" филоновцев), с натурным реализмом, впрочем, бесконечно далеким от бескрылого натурализма. Как и москвичи из группы "НОЖ", круговцы могли бы сказать о себе: "Мы - бывшие левые..." Так что выставка интересна еще и в таком аспекте: в иных экспонатах неплохо видно, как преломился в творчестве недавних студентов, собравшихся в прежней столице со всей России, круг тем и стилистических поисков их недавних учителей или тех художников, которых теперь принято величать "титаны авангарда". Сегодня трудно понять, что же так раздражало власти в этом ярком (как по краскам, так и по индивидуальной манере) и в основном "правильном" (или стремящимся быть таковым) по сюжетам и духу творчестве круговцев. Вероятно, их чрезмерная индивидуальность или не всегда маскируемая тоска по вдумчивым и грустным лицам, по напоминающим о "мирной жизни" (той, что до 17-го года) натюрмортам и элегическим пейзажам. Или же просто "Круг" смела волна запрета на самостийные худобъединения, все начало ХХ века произраставшие в России в невероятных количествах: с 1932 года все творческие единицы должны были собраться под крылом нескольких союзов - художников, писателей и пр., дабы больше не проявлять никакой чрезмерной и потенциально опасной инициативы, не выдавать на-гора крамолы и ходить строем под команду партии большевиков. Словом, круг замкнулся... Однако искания круговцев, убежденно писавших: "Наша эпоха должна иметь свой стиль", - не пропали втуне. Сначала искренние в своей, пожалуй, наивной вере художники, ощущая себя "органичными с революцией", творили эпоху "советского романтизма". Затем, уже в наши дни, дают пример нелинейного развития искусства - свободного даже в несвободной стране, - взывая не только к историкам и музейщикам, но и к своим сегодняшним коллегам. У последних тоже есть и широкий выбор тем, и некие оковы - хотя бы в силу диктата рынка, что немногим лучше уз официоза. Также в рубрике:
|