Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7594) 23 - 29 августа 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

У истоков Большого стиля, или Крестьянская элегия

Общество "Круг художников" в Русском музее

Елена ТИТАРЕНКО
Санкт-Петербург - Москва


В.Пакулин. Жница". 1926 - 1927 гг.

Выставочные залы Русского музея заполонила, захлестнула... Россия. Не то чтобы картин и скульптур, посвященных любезному Отечеству и населяющему его народу, нет в постоянной экспозиции или на выставках ГРМ - напротив, один из двух главных музеев национального искусства ими изобилует. Однако в обычное время в хор народных, по преимуществу крестьянских, голосов регулярно вторгаются иные партии, сольные или исполняемые пресловутой "прослойкой". Зато на выставке общества "Круг художников" в полную силу слышен гул народной стихии - той, что после 1917 года вольно или под давлением политических обстоятельств заново представала перед интеллигенцией как предмет изучения и восхищения, как главная тема творчества и важнейший источник вдохновения. Крестьяне и рабочие 1920-х и начала

1930-х, занятые повседневным трудом или увиденные художником в гуще города, который они осваивают неспешно и прочно; сельские и городские дети, женщины с младенцами (этакие крестьянские и пролетарские мадонны) или, напротив, в футболках и косынках работниц, то есть вырвавшиеся из вековечной круговерти "изба - двор - пашня". Вся эта многоголосая толпа живет и трудится, разумеется, не в безвоздушном пространстве, а посреди классического русского пейзажа, в гуще мегаполиса или в жаркой тесноте заводских цехов. И население этой страны столь велико, что анфилада Корпуса Бенуа, где обычно проводятся наиболее статусные и знаковые выставки ГРМ, до краев переполнена картинами, графическими листами и скульптурными композициями: даже при шпалерной развеске на стенах экспонаты не уместились, пришлось дополнительно строить выгородки в центре залов.

Невероятно насыщенный энергетикой коллективный портрет России 80-летней давности - плод трудов весьма немалочисленного и работоспособного общества "Круг художников", чья история была недолгой, но запоминающейся и важной для последующего развития русского искусства. Организаторы проекта называют это объединение пусть и не лидером, но одним из ярких, своеобразных и притом "чрезвычайно характерных явлений своего времени". Здесь можно смело сказать - советского, поскольку принципы и находки круговцев были в дальнейшем использованы художниками нескольких поколений: от тех, что стали творцами "социалистического реализма", до тех, кто старался идти по обочине официального искусства, но все-таки быть органичным в той стране, которую тогда не часто называли Россией.

Впрочем, об обществе "Круг художников", основанном в марте 1926 года студентами-выпускниками ВХУТЕИНа, на протяжении десятилетий многие, включая бывших его членов, предпочитали не вспоминать: его бурная и активная деятельность, поначалу благосклонно встреченная критикой, прервалась уже в начале 30-х. Если первая выставка объединения в Русском музее (благодаря политике своего отдела новейших течений, возглавляемого выдающимся искусствоведом Николаем Пуниным, он примет и две последующие выставки) в апреле - мае 1927 года прошла на самой оптимистической ноте: в печати звучали эпитеты "новаторский", "свежий" и рассуждения о творческих "возможностях, заложенных в молодом обществе", - то уже в 1930-м круговцы вынуждены отвергать обвинения в формализме. Вообще 1930 год оказался для общества переломным, как и для всей страны: большая группа его членов откололась, вступив в "Октябрь" и другие объединения, правда, им на смену пришел ряд молодых художников. Помимо выездных показов в рабочих клубах, на заводах и фабриках, как можно ближе к своим героям, "круговцы" устраивают свою выставку в Киевской картинной галерее, но открыть экспозицию в Ленинграде 1 октября 1930 года, как было намечено, им уже не дадут. Хотя их произведения широко экспонируются на общегородских выставках и включаются в выступления изобригад, хотя члены общества получают творческие командировки на заводы и в колхозы и не прекращают активной работы, вместе, то есть прежним коллективом единомышленников, им удастся собраться лишь единственный раз - на сборной юбилейной выставке "Художники РСФСР за XV лет", состоявшейся в 1932 году в Русском музее.

Вот так и случилось, что почти 80 лет выставок у "Круга" больше не было. Немало входивших в объединение мастеров нам хорошо известны, числясь в увенчанных лаврами классиках советского искусства и входя в коллекции крупнейших музеев вплоть до Третьяковской галереи: это Владимир Денисов и Алексей Пахомов, Владимир Малагис и Александр Самохвалов, Абрам Малахин и Вячеслав Пакулин (последний был среди основателей общества и оставался его бессменным председателем, хотя на роль лидера претендовал и пришедший в "Круг" чуть позднее других Самохвалов). Куда больше имен лишь мелькают - то реже, то чаще, и некоторым из них специалисты могут предпослать только краткую биографическую справку: так, ученица Петрова-Водкина и Филонова Алиса Порет дожила до 1980-х и недавно была среди действующих лиц аукциона "Sotheby's", Герте Неменовой в этом году впервые устроили персональную выставку в одной из столичных галерей, а об умершей в 1932 году Екатерине Петровой-Троцкой известно крайне мало, как, впрочем, и о многих ее собратьях. Немало круговцев пополнили мартиролог Великой Отечественной и предшествовавшего ей "большого террора" (много биографий снабжены записью "Ленинград, 1942", что означает гибель в блокаде): Василий Купцов, Давид Загоскин, Николай Емельянов, Борис Иноземцев, Владимир Гринберг или Владимир Максимов - много ли мы помним работ этих одаренных авторов? Нужно ли после этого объяснять, каким событием стала грандиозная ретроспектива, вобравшая в себя около семисот произведений полусотни художников?

Работы эти, датированные периодом с начала 1920-х до 1940-го, принадлежат ныне разным музеям (Третьяковка, Русский, ГМИИ им. Пушкина, Музей истории С.-Петербурга, Музей ЛФЗ при Эрмитаже, Музей Республики Карелия, Академии художеств и пр.), а также архивам или корпоративным коллекциям ЛОСХа и МОСХа. Но добрая половина экспонатов происходят из частных собраний - в основном они хранятся в квартирах бывших ленинградцев, включая потомков авторов, но к питерским энтузиастам все больше интереса проявляют и московские коллекционеры.

Перечислить самые запомнившиеся картины и скульптуры в огромной экспозиции - задача не из легких. Впрочем, монументальные "жницы" и прочие деревенские персонажи Пахомова и Пакулина, вывешенные в первом же зале, напоминающая микеланджеловскую сивиллу "Швея" Загоскина, романтически-французистый "Монтер" Александра Русакова или озаренная футуристической неоновой вспышкой "Кондукторша" его тезки Самохвалова давно входят в число хрестоматийных шедевров. Очарование выставки как раз в том, что это не набор хитов или ряд мини-персоналок, встроенных в общее повествование, а очень живой, эмоциональный и предельно многообразный рассказ о большой и плодотворной работе группы людей - очень разных, но сплотившихся в едином порыве к новому искусству. У общества были и устав, и декларация, где, в частности, сказано о стремлении "объединить /.../ труды всех художников /.../, желающих работать над развитием профессиональных качеств и задач в противовес дилетантизму и халтуре", а также "на основе коллективного руководства в противовес индивидуальщине и субъективизму". Гарантией успеха виделись "коллективизм" и "единство взглядов". Были еще ключевые слова "через картину как конкретное выражение, одно из средств, организующих жизнь в противовес /.../ литературщине, ретроспективному и мещанству". И может быть, главное: "К созданию /.../ стиля эпохи в противовес вкусикам направленчеств, измам и т.д.". Этот мощный, яростно выразительный, временами окрашенный лирическим чувством или юмором, но чаще тяготеющий к серьезным "крупным" темам и монументальности "стиль эпохи" формировался на основе симбиоза тех направлений, которые Россия успела пережить с начала ХХ века (от сезаннизма с кубизмом до супрематизма и "аналитического искусства" филоновцев), с натурным реализмом, впрочем, бесконечно далеким от бескрылого натурализма. Как и москвичи из группы "НОЖ", круговцы могли бы сказать о себе: "Мы - бывшие левые..." Так что выставка интересна еще и в таком аспекте: в иных экспонатах неплохо видно, как преломился в творчестве недавних студентов, собравшихся в прежней столице со всей России, круг тем и стилистических поисков их недавних учителей или тех художников, которых теперь принято величать "титаны авангарда".

Сегодня трудно понять, что же так раздражало власти в этом ярком (как по краскам, так и по индивидуальной манере) и в основном "правильном" (или стремящимся быть таковым) по сюжетам и духу творчестве круговцев. Вероятно, их чрезмерная индивидуальность или не всегда маскируемая тоска по вдумчивым и грустным лицам, по напоминающим о "мирной жизни" (той, что до 17-го года) натюрмортам и элегическим пейзажам. Или же просто "Круг" смела волна запрета на самостийные худобъединения, все начало ХХ века произраставшие в России в невероятных количествах: с 1932 года все творческие единицы должны были собраться под крылом нескольких союзов - художников, писателей и пр., дабы больше не проявлять никакой чрезмерной и потенциально опасной инициативы, не выдавать на-гора крамолы и ходить строем под команду партии большевиков. Словом, круг замкнулся... Однако искания круговцев, убежденно писавших: "Наша эпоха должна иметь свой стиль", - не пропали втуне. Сначала искренние в своей, пожалуй, наивной вере художники, ощущая себя "органичными с революцией", творили эпоху "советского романтизма". Затем, уже в наши дни, дают пример нелинейного развития искусства - свободного даже в несвободной стране, - взывая не только к историкам и музейщикам, но и к своим сегодняшним коллегам. У последних тоже есть и широкий выбор тем, и некие оковы - хотя бы в силу диктата рынка, что немногим лучше уз официоза.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;