Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7181) 17- 23 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Общество

Культуру нужно приводить в систему

Музей Гончаровой и Ларионова - воспоминание о будущем

МАЛЫЕ МУЗЕИ МОСКВЫ

Беседу вела Мария ПЕТРОВА


В центре Москвы, недалеко от памятника А.С.Пушкину, в Трехпрудном переулке, расположена усадьба дворян Гончаровых. Между 1833 и 1854 годами она принадлежала Николаю Афанасьевичу Гончарову - отцу Натальи Николаевны. Когда Н.А.Гончаров тяжело заболел, усадьба перешла под опекунство его младшего сына Сергея Николаевича. Строительство же особняка закончил в 1908 году его сын Михаил Сергеевич - дед знаменитой художницы Натальи Гончаровой. Новейшая история этого знаменитого дома связана с беспрецедентными усилиями открыть здесь музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Наш собеседник - Наталья МОРОЗОВА, заведующая отделом Третьяковской галереи по изучению творческого наследия Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова, директор Дома-музея.

    

- Как известно, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов завещали свои полотна СССР...

- Да, во время визита Михаила Горбачева в качестве Президента СССР во Францию в числе других решался и вопрос, как эту богатейшую, наработанную за 50 лет коллекцию вернуть России. Было достигнуто следующее соглашение: поскольку Наталья и Михаил были уже гражданами Франции, за вывоз наследства следовало заплатить довольно весомую таможенную пошлину. В качестве компенсации было предложено (нашей стороной) отобрать определенное количество работ и так, не торгуясь, назначить им цену, эквивалентную таможенной пошлине. Эта работа была выполнена сотрудниками Музея современного искусства в Центре Помпиду. Поэтому 64 живописных полотна Гончаровой и Ларионова украшают стены этого музея. А остальная коллекция - очень большая - вернулась в Советский Союз.

Когда СССР стал обладателем этой уникальной коллекции, художественная интеллигенция столицы во весь голос заговорила, что надо в Москве организовать музей художников - родоначальников русского авангарда. Нашлось и место - дом Гончаровых, где жил и Ларионов, где родилось общество "Бубновый валет".

В этом доме собирались выдающиеся деятели русской культуры: Дягилев, Бенуа, Фокин, Лентулов, Шевченко, Фальк, известные поэты, и среди них Маяковский, когда он увлекался футуризмом.

К этому времени Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина открыл свой Музей частных коллекций и надеялся получить и это собрание в свое распоряжение. Но так как это все-таки очень большая коллекция и сохранилась часть усадьбы Гончаровых, исполком Моссовета принял решение о том, что дом в Трехпрудном изымается из жилого фонда и передается Третьяковской галерее для создания музея. С этого момента начались мои хождения по мукам.

Дом жилой, нужно было выселить жильцов - ни много ни мало восемь семей. Семьи начали делиться - и их тоже можно понять, каждая рассчитывала получить отдельную квартиру. В результате выселения трех семей удалось получить только одну квартиру, и я сделала ее мемориальной. В расчете на то, что она станет той самой стартовой точкой, от которой все и начнется.

    

- Однако сейчас 1999 год, и дальше этой квартиры дело не продвинулось...

- Но и это было очень непросто. А какие возникали коллизии! Во флигеле рядом с домом, например, предполагалось открыть медвытрезвитель. Не скрою, заведение полезное, но почему на территории исторической усадьбы? С невероятными трудностями мы эту идею похоронили. Но и музею во флигеле отказали. Причем одновременно трижды его продали. Мне рассказала об этом сотрудница Моспроекта-2 (мастерская N 13), которая решала проблемы реконструкции центра города и по возможности сохранения культурного исторического центра Москвы.

Когда Ю.Лужков стал мэром, он эти продажи отменил, и флигель был передан под Центр реабилитации детей, больных церебральным параличом. Во главе центра встала молодая женщина, она очень горячо взялась за его создание. Потом вдруг исчезла, и я поняла, что флигель опять кому-то продан: от меня отгородились стремительно построенным заборчиком, вход во флигель преграждала охрана. Сейчас, правда, охраны нет.

    

- Наталья Дмитриевна, существует ли концепция музея? Каким он вам видится: мемориальным, выставочным залом...

- Мне кажется, нужно создавать многофункциональный культурный центр. Например, возьмите музей Чехова. Он почти все время закрыт. Остальные малые музеи (например Голубкиной) практически непосещаем. Исключение составляет, пожалуй, музей Виктора Михайловича Васнецова - в Троицком переулке. Он пользуется большой популярностью у детей, потому что построен в виде терема и в мастерской висят огромные полотна на темы русских сказок.

Конечно, в нашем музее должны быть размещены 4 тысячи экспонатов, которые пришли в СССР. Это не только полотна, но и личная библиотека художников, их архив, где много любопытного и для специалистов, и для тех, кто почувствовал необходимость приобщиться к искусству. Здесь могут быть и театральные постановки в декорациях по эскизам Натальи Гончаровой. Например, "Сказка о царе Салтане", "Свадебка", "Петрушка" и еще ряд спектаклей. Здесь может звучать музыка Стравинского, Прокофьева. И маленький экспериментальный театр, и литстудия, и музыкальный салон. В усадьбе в Трехпрудном нужно воссоздать эпоху - уникальную культурную эпоху конца XIX - начала ХХ века. Я уверена, что успех будет грандиозный. Вот только задача эта должна решаться комплексно.

    

- Идея очень современная, но требующая больших финансовых вложений, которые Третьяковская галерея в нынешних условиях вряд ли найдет...

- Я очень рассчитываю, что такая мощная московская коммерческая организация, как АФК "Система", поможет создать этот центр. "Система" большое внимание уделяет благотворительности в области культуры и искусства, причем занимается этим целенаправленно. Именно поэтому она стала одним из учредителей "Общества поощрения художеств" (ОПХ).

Что Третьяковка ждет от ОПХ? Прежде всего - финансирования. За 50 лет творческой работы Гончаровой и Ларионова в Париже созданы уникальные вещи, которых практически никто не видел. В Париже они не выставлялись и сейчас находятся в запасниках Третьяковской галереи. А без этих художников наше искусство неполно. Нет их работ, и негде посмотреть. А они были художниками разноплановыми - писали не только станковые живописные вещи, но и создавали графику, были иллюстраторами, очень много сделали в области сценографии. И сейчас немало художников, которые своими истоками во многом обязаны творчеству Гончаровой и Ларионова. Они популярны в мире (прошла выставка в Новой Зеландии, просит эту выставку Южная Корея, японцы уже давно показали).

Все они обеспокоены тем, что работы - в запасниках. Наверное, можно было бы от них ждать пожертвований, но ведь тогда нужно будет делить наследие, а его завещали России. Нерационально отдавать и права на издание изопродукции этих художников - они еще могут приносить деньги, между прочим, русской культуре. В общем, жалко разбазаривать - самим надо крепиться. Одним словом, очень надеемся на ОПХ.

Комментарий

    

Александр МАЛЫХИН, директор "Общества поощрения художеств":

- Действительно, мы предпринимаем серьезные шаги по восстановлению усадьбы Гончаровых и созданию на базе музея культурного центра. Дело в том, что найти стандартным путем инвестора в настоящее время практически невозможно. Хорошенько подумав, мы пришли к выводу, что помочь музею можно только в рамках муниципальной благотворительной программы. Как выяснилось, у нас много единомышленников. Так, накануне Международного дня музеев в Мосгордуме проводилось очередное заседание пресс-клуба "Моя Москва". Обсуждалось, в частности, состояние музейного дела в Москве, особенно малых музеев. Очевидно, что необходимы новые формы работы, учитывающие современные экономические и социальные реалии, а также мировой опыт "выживания музеев". В условиях рынка, когда услуги, предоставляемые музеями, фактически становятся товаром, нужно учиться заново работать с посетителями, искать спонсоров, инвесторов и решать множество других вопросов (маркетинг, реклама, благотворительность и т.д.). Изучив, каким музеям помощь необходима в первую очередь, подготовили список: Голубкиной, Васнецова, Корина, А.Н.Толстого, Гончаровой и Ларионова. По параметрам и требованиям, которые существуют в Благотворительном совете, получилась целая программа (несколько объектов). Придумали и название - "Малые музеи Москвы". В основе программы, предложенной "Обществом поощрения художеств", - создание на базе малых музеев многофункциональных культурных центров, где первоочередной задачей остается поддержание экспозиции, самого музея, сохранение мемориальной квартиры Гончаровой. Но наряду с этим и создание мест проведения досуга для населения, включение его в туристические программы. Но важно не только найти средства, но и разработать эффективный механизм самофинансирования, сделать музей бесплатным, посещаемым и открытым для всех категорий населения. Привлекать средства можно за счет использования помещений, а уж какой процент от этого может быть коммерческим, будет решать музей в каждом конкретном случае. Программа рассчитана на два года. После завершения строительства одного объекта перейдем к реставрации другого. Здание в Трехпрудном начнет работать уже в 2000 году. Сегодня программа "Малые музеи Москвы" находится на рассмотрении Московского городского благотворительного совета. Надеемся, что там оценят ее значение для Москвы и москвичей и она будет принята. Общество поощрения художеств было воссоздано два года назад решением Московского правительства и ориентировалось на те цели, которые стояли перед Императорским обществом. Конечно, современное ОПХ не может работать так, как Императорское общество поощрения художеств, - в тех же масштабах и на таком же уровне. Мы ставим реальные задачи. И одним из конкретных и серьезных дел я считаю программу "Малые музеи Москвы".

Также в рубрике:

МАЛЫЕ МУЗЕИ МОСКВЫ

ОЧЕРКИ НРАВОВ

АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;