Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7181) 17- 23 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВсе тот же сон"Борис Годунов" на сцене Александринки Ирина ВАСИЛИНИНА Естественно, новая работа Петербургского театра драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) приурочена к 200-летнему юбилею поэта. Тем не менее это не просто галочка к знаменательной дате. Не один сезон в этом театре, в истории которого уже пятая постановка пушкинского произведения, мечтали вновь обратиться к нему. Искали режиссера. Поиск на данный момент более чем трудный. Велись переговоры то с одним постановщиком, то с другим, но все как-то не складывалось. Наконец появился А.Сагальчик, который и поставил спектакль. Мне всегда казалось, что "Борис Годунов" - почти непосильная ноша для любого драматического театра. Пышность иных постановок заставляет отдавать предпочтение опере, крен в психологизм как-то мешает воспринимать народную драму в целом, откровенное осовременивание подчас становится явным излишеством. В наше время, в наши дни "Борис Годунов" и так воспринимается современным до жути, до неприличия, чуть ли не до анекдота. Скверного анекдота. Лично мне как-то не очень хочется вникать в страдания Бориса с его кровавыми мальчиками в глазах и муками нечистой совести. И вряд ли здесь нужны на сцене матросы в тельняшечках, так прозрачно намекающие на вечность проблем пушкинского произведения. И так ясно - в наших дворцах, корчмах, на площадях мало что изменилось... Огромная сцена Александринки распахнута целиком - от колосников до авансцены. Гигантская колокольня лежит во всю глубину подмостков. Вокруг - бревна, выступы, ямы (художник М.Китаев). Все окутано тьмой, тонет во мраке, и мерцание свечей лишь подчеркивает это. Атмосфера общей, единой для всех безысходности заявлена сразу и остается неколебимой до конца. До наших дней. Власть и народ едины в одном - в страдании. Только однажды, на коронации, Борис (Ю.Цурило) предстанет в ореоле величия, энергии, надежды. Но быстро покинет его праздничное ощущение власти. Уже, он знает, недоволен народ, уже плетутся интриги, уже подковерная возня развернулась вовсю, уже качается трон, и пора думать, как защитить хотя бы жизнь собственных детей. Герой Цурило отягощен не муками совести, но общим, глобальным неприятием и предательством. Он бродит по покоям в посконной рубахе, одинокий, никому не нужный, подобно сумасшедшему разговаривая сам с собой. Зачем полез на царство? Хотел, как лучше? Для кого? Ю.Цурило играет страшное прозрение проигранной жизни, вознесенной на вершину и обреченной на бесславную гибель. Только однажды будет разорвана общая для всех тьма - в разговоре Бориса с сыном. Карта мира, как воздух, заполнит все пространство сцены. Где-то там волшебные страны. Где-то там, возможно, много солнца и счастья. Может быть. Кто знает... Весь спектакль сцементирован одним - таинственной народной силой. Некогда нам внушали революционную праведность подобного могущества. Забудем эту ерунду. Смутны и непредсказуемы чувства и настроения толпы. Что таит она в себе? На что способна? На злодейство и боль, на предательство и бескорыстие, на равнодушие и беспощадность. Из этой толпы и Юродивый, и Григорий Отрепьев. Гришка А.Баргмана - молодой, сильный, ловкий. Мутная волна всеобщего недовольства и интриг взметнула его и, как известно, опустила на плаху. А ведь сколько энергии и обаяния у этого авантюриста, да только, видимо, стремясь к власти, не стоит забывать и об удавке, которую она может накинуть на шею смельчака. В спектакле Александринского театра нет ни правых, ни виноватых. Как и нет просвета в конце тоннеля. Ведь смутное время для России отнюдь не историческое прошлое. Что тому причина - вопрос открытый. ... И вот он, знаменитый финал - "народ безмолвствует". На мой вкус, замечательно сделан он в этом спектакле. Медленно- медленно, во всю необъятную высоту сцены поднимается колокольня, чем-то напоминающая виселицу. Где-то там, на самом верху, - небольшой колокол, от него спускается длинная веревка, которую берет в руки Юродивый. Неужели раздастся звон? Но обрывается у колокола язык и вместе с веревкой падает к ногам толпы. Тишина. Все тот же сон - что же дальше? Театр драмы имени А.С.Пушкина славится своими актерами. Но эта постановка вполне сознательно уравнивает всех. Ее сила не в опоре на того или иного персонажа, но в общем эмоциональном настрое, в утверждении неразрывной связи между теми, кто на вершине власти, и последним нищим. Почти вся труппа, более восьмидесяти человек, занята в спектакле. Конечно, мы выделяем среди них Бориса и Отрепьева, Шуйского (С.Паршин) и Марину Мнишек (С.Смирнова), Юродивого (А.Волгин) и Пимена (Р.Кульд). Однако есть и общее впечатление - истовое исполнение любой, даже бессловесной роли. На сцене важны все - так задумано, так поставлено. Спектакль этот лишен легкого дыхания. Он обстоятелен и длинен. Никаких вольностей с пьесой, полное уважение к тексту. Никаких надсадных ассоциаций с современностью. И тем не менее... Тем не менее театр переполнен. В последнее время это уже стало привычным для Александринки. И все-таки "Борис Годунов", как уже не раз подтверждала сценическая практика, далеко не обязательно обречен на аншлаги. А тут - аншлаг. Значит, спектакль не экскурс в прошлое, а разговор, по сути - о нас. Даже грустно. Также в рубрике:
|