Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7181) 17- 23 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Все тот же сон

"Борис Годунов" на сцене Александринки

Ирина ВАСИЛИНИНА


Естественно, новая работа Петербургского театра драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) приурочена к 200-летнему юбилею поэта. Тем не менее это не просто галочка к знаменательной дате. Не один сезон в этом театре, в истории которого уже пятая постановка пушкинского произведения, мечтали вновь обратиться к нему. Искали режиссера. Поиск на данный момент более чем трудный. Велись переговоры то с одним постановщиком, то с другим, но все как-то не складывалось. Наконец появился А.Сагальчик, который и поставил спектакль.

Мне всегда казалось, что "Борис Годунов" - почти непосильная ноша для любого драматического театра. Пышность иных постановок заставляет отдавать предпочтение опере, крен в психологизм как-то мешает воспринимать народную драму в целом, откровенное осовременивание подчас становится явным излишеством.

В наше время, в наши дни "Борис Годунов" и так воспринимается современным до жути, до неприличия, чуть ли не до анекдота. Скверного анекдота. Лично мне как-то не очень хочется вникать в страдания Бориса с его кровавыми мальчиками в глазах и муками нечистой совести. И вряд ли здесь нужны на сцене матросы в тельняшечках, так прозрачно намекающие на вечность проблем пушкинского произведения. И так ясно - в наших дворцах, корчмах, на площадях мало что изменилось...

Огромная сцена Александринки распахнута целиком - от колосников до авансцены. Гигантская колокольня лежит во всю глубину подмостков. Вокруг - бревна, выступы, ямы (художник М.Китаев). Все окутано тьмой, тонет во мраке, и мерцание свечей лишь подчеркивает это. Атмосфера общей, единой для всех безысходности заявлена сразу и остается неколебимой до конца. До наших дней. Власть и народ едины в одном - в страдании.

Только однажды, на коронации, Борис (Ю.Цурило) предстанет в ореоле величия, энергии, надежды. Но быстро покинет его праздничное ощущение власти. Уже, он знает, недоволен народ, уже плетутся интриги, уже подковерная возня развернулась вовсю, уже качается трон, и пора думать, как защитить хотя бы жизнь собственных детей. Герой Цурило отягощен не муками совести, но общим, глобальным неприятием и предательством. Он бродит по покоям в посконной рубахе, одинокий, никому не нужный, подобно сумасшедшему разговаривая сам с собой. Зачем полез на царство? Хотел, как лучше? Для кого? Ю.Цурило играет страшное прозрение проигранной жизни, вознесенной на вершину и обреченной на бесславную гибель.

Только однажды будет разорвана общая для всех тьма - в разговоре Бориса с сыном. Карта мира, как воздух, заполнит все пространство сцены. Где-то там волшебные страны. Где-то там, возможно, много солнца и счастья. Может быть. Кто знает...

Весь спектакль сцементирован одним - таинственной народной силой. Некогда нам внушали революционную праведность подобного могущества. Забудем эту ерунду. Смутны и непредсказуемы чувства и настроения толпы. Что таит она в себе? На что способна? На злодейство и боль, на предательство и бескорыстие, на равнодушие и беспощадность. Из этой толпы и Юродивый, и Григорий Отрепьев. Гришка А.Баргмана - молодой, сильный, ловкий. Мутная волна всеобщего недовольства и интриг взметнула его и, как известно, опустила на плаху. А ведь сколько энергии и обаяния у этого авантюриста, да только, видимо, стремясь к власти, не стоит забывать и об удавке, которую она может накинуть на шею смельчака.

В спектакле Александринского театра нет ни правых, ни виноватых. Как и нет просвета в конце тоннеля. Ведь смутное время для России отнюдь не историческое прошлое. Что тому причина - вопрос открытый.

... И вот он, знаменитый финал - "народ безмолвствует". На мой вкус, замечательно сделан он в этом спектакле. Медленно- медленно, во всю необъятную высоту сцены поднимается колокольня, чем-то напоминающая виселицу. Где-то там, на самом верху, - небольшой колокол, от него спускается длинная веревка, которую берет в руки Юродивый. Неужели раздастся звон? Но обрывается у колокола язык и вместе с веревкой падает к ногам толпы. Тишина. Все тот же сон - что же дальше?

Театр драмы имени А.С.Пушкина славится своими актерами. Но эта постановка вполне сознательно уравнивает всех. Ее сила не в опоре на того или иного персонажа, но в общем эмоциональном настрое, в утверждении неразрывной связи между теми, кто на вершине власти, и последним нищим. Почти вся труппа, более восьмидесяти человек, занята в спектакле. Конечно, мы выделяем среди них Бориса и Отрепьева, Шуйского (С.Паршин) и Марину Мнишек (С.Смирнова), Юродивого (А.Волгин) и Пимена (Р.Кульд). Однако есть и общее впечатление - истовое исполнение любой, даже бессловесной роли. На сцене важны все - так задумано, так поставлено.

Спектакль этот лишен легкого дыхания. Он обстоятелен и длинен. Никаких вольностей с пьесой, полное уважение к тексту. Никаких надсадных ассоциаций с современностью. И тем не менее...

Тем не менее театр переполнен. В последнее время это уже стало привычным для Александринки. И все-таки "Борис Годунов", как уже не раз подтверждала сценическая практика, далеко не обязательно обречен на аншлаги. А тут - аншлаг. Значит, спектакль не экскурс в прошлое, а разговор, по сути - о нас. Даже грустно.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;