Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7181) 17- 23 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияАх, светлейший князь, зачем ты был так усерден...Дворец или битум - что матери-истории более ценно СВОЙ ИНТЕРЕСЕлена ПРУДНИКОВА Рассказывают, что когда светлейший князь Меншиков выстроил себе в Ораниенбауме дворец, к нему в гости направился Петр Алексеевич. У государя земли русской, как известно, был "пунктик" - корабли. И, обозрев берег и увидев, что дворец отстоит от оного на изрядное расстояние и на корабле подойти к нему никак невозможно, государь осерчал и повернул обратно. И тогда светлейший, созвав подвластных ему людишек, в три дня прокопал канал от залива до самого дворца, чем угодил повелителю. Ах, светлейший князь Александр Данилович, зачем ты был так усерден! Ораниенбаумский дворец с принадлежащим ему парком - единственный в окрестностях Петербурга подлинный дворцово- парковый комплекс первой половины XVIII века. Ведь и блистательный Петергоф, и упоительное Царское Село на самом деле - новоделы. Когда наши войска выкурили из пригородов Ленинграда солдат "самого культурного народа Европы", после них остались одни развалины. На Ораниенбаумский же пятачок немцев не пустили, и дворец сохранился в целости... чтобы затем влачить жалкое существование почти что краеведческого музея. Ибо в город Ломоносов иностранцев не пускали, а туризм у нас развивали только для зарубежных гостей. Так вот и получилось, что новодельные Царское Село и Петергоф стали всемирно известными туристскими центрами, а подлинный Ораниенбаум оставался забытым и заброшенным до последних лет. Реформы сняли запрет с посещений, и заповедник стал оживать, тем более что пресытившаяся муляжами Европа сходит с ума по всему настоящему. Оживать, пока не нависла над ним тень нефтеперегонного завода. Шведская фирма "Нинас Балтик" в 1998 году вышла к правительству Санкт-Петербурга с предложением построить на берегу залива битумный терминал. Из Швеции будут привозить битум, на месте, где-нибудь на заброшенном берегу, делать битумный клей и прямым ходом везти на ремонтируемые дороги. Что можно иметь против такого предложения? Ничего. Если бы в качестве "заброшенного берега" не выбрали кусок побережья прямо напротив Ораниенбаумского дворцового комплекса. Что, других мест на побережье нет? А причина, как оказалось, проста. Залив наш мелок, и в других местах надо проводить дноуглубительные работы. А здесь не надо, князь Меншиков постарался и своими стараниями сэкономил шведам 15 миллионов долларов. На свое несчастье город Ломоносов относится к тем городам- спутникам, которые являются районами Санкт-Петербурга. Если бы он принадлежал области, этот "замечательный" проект так легко бы не прошел. Администрация районов области более самостоятельна. Правительство же Санкт-Петербурга, по- видимому, в отдаленном районе имеет только один интерес: как бы побольше выкачать из него денег. Сначала там построили топливный терминал фирмы "Несте" - но построили все же в отдалении от дворца и города, возле дамбы. А теперь решили присовокупить битумный терминал. В перспективе к нему прибавится заводик по производству битумного клея мощностью 40 тонн в час, поговаривают и о лакокрасочном производстве. Один из чиновников проговорился о перспективных планах - вообще все побережье сделать промышленной зоной. И то верно - зачем таскать битум из Швеции, когда можно делать его на месте. И все эти вредные производства - в непосредственной близости от города и дворца, на берегу залива, в благословенном месте, где надо строить не заводы и терминалы, а пристани, отели и пляжи. Что значит для города такой проект - объяснять, думаю, не надо. А что это значит для дворца?
Людмила ШКАХОВА, заместитель директора Музея-заповедника "Ораниенбаум": - Это значит поставить под угрозу само существование заповедника. Во-первых, резко ухудшится экологическая обстановка. Не говоря уже о вредности самого производства, прямо перед окнами дворца проходит федеральная дорога, по которой пойдут тридцатитонные битумовозы. Нас уверяют, что грузопоток увеличится незначительно. Но позвольте не поверить. При мощности, которая заложена в проекте, срок окупаемости терминала - 35 лет. А договор аренды предполагается заключить на 25 лет. Кто станет строить что-либо на таких условиях? Производство, несомненно, будет расширяться. Далее: нас уверяют, что грузовики не пойдут мимо дворца, а будут идти в объезд, по бывшей военной дороге. Опять же позвольте не поверить! Мы уже просили ГАИ поставить на дороге знак, запрещающий проезд тяжелых грузовиков. Нам отказали. Какой шофер при отсутствии запрещения поедет в объезд? Сам терминал - двадцатиметровые в высоту металлические емкости - будет виден отовсюду. Представьте себе туриста, который приехал полюбоваться старинным парком, и с площадки перед дворцом ему открывается такой вид. Это сразу на порядок снизит привлекательность музея. Побережье станет промзоной, а значит, его уже нельзя будет использовать ни для отдыха, ни для туризма. Да что говорить - у нас разработана широкая программа развития музея-заповедника как туристского центра, есть инвесторы, готовые вложить деньги в наши проекты. Сейчас дело затормозилось. Инвесторы ждут решения проблемы терминала. Его строительство ставит крест на инвестиционной привлекательности проекта. Я сознательно не говорю о высоких материях вроде "священного трепета" перед историей, бережного отношения к красоте. Нынешние власти такие рассуждения трогают мало. У них всегда наготове аргумент о нашей нищете. Что ж, давайте посчитаем презренный металл. Согласно проекту, город будет иметь с терминала около 700 тысяч долларов налогов в год. И опять позвольте вам не поверить, господа. Во-первых, его владельцы наверняка получат на 5 - 7 лет налоговые льготы. Во-вторых, из этих долларов городу Ломоносову не достанется ничего, все уйдет в бездонный бюджет Санкт-Петербурга. А в-третьих, что такое 700 тысяч долларов в год по сравнению с прибылью от "раскрученного" туристского центра? Петергоф, например, посещают более 4 миллионов туристов в год. Если каждый принесет только один доллар прибыли - сколько это будет? Шведов понять можно. Относительно недорогое строительство (5 миллионов долларов вместо 20), рядом с рынком сбыта, опять же вывод вредного производства за пределы страны. Их выгода очевидна. Что им наши дворцы... Строительство такого объекта рядом с дворцом Меншикова в год 290-летия Полтавской битвы может считаться хоть в какой-то степени реваншем за Полтаву. Но как понять губернатора Санкт-Петербурга? Он гордится ремонтом дорог и строительством бетонно-стеклянного ледового дворца и в то же время хладнокровно взирает на вполне возможное уничтожение уникального, внесенного в список ЮНЕСКО, памятника. Пройдет время. Останется загаженное побережье, промзона вместо туристского центра и отремонтированные дороги. Но кто будет ездить по этим дорогам европейского класса? Битумовозам они не нужны, а туристов в такие места никакими калачами не заманишь. Ах, светлейший князь, знал бы ты, чем обернется твое усердие! ПОСТСКРИПТУМ
В заключение приводим ответ Смольного на запрос депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Щелканова и А.Никитина "Рассмотрев Ваш запрос от 05.05.99 N 1267-Д о правомерности строительства терминала перевалки битума на территории военного порта "Ораниенбаум" г. Ломоносова, сообщаю следующее. Принципиальное решение о целесообразности сооружения в Санкт-Петербурге терминала принималось с учетом возрастающей потребности Санкт-Петербурга в высококачественных исходных материалах для дорожно- транспортного строительства, ремонта и содержания дорог, а также в целях развития внешнеэкономических связей Санкт- Петербурга. На стадии изучения вопроса о возможности размещения указанного объекта был проведен анализ различных предложений, в результате которого наиболее подходящей по условиям функционирования и эксплуатации объекта определена территория военного порта "Ораниенбаум". В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим право граждан, объединений граждан и юридических лиц на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции и т.д.), начиная с сентября 1998 года проводилось обсуждение инвестиционного предложения общества с ограниченной ответственностью "Нинас Балтик" по сооружению вышеуказанного объекта на собраниях общественности города Ломоносова, предприятиях города, на заседаниях органов местного самоуправления, в СМИ. Несмотря на различные суждения по данном вопросу, Городское собрание общественных организаций г. Ломоносова 20.04.99 поддержало данное инвестиционное предложение. Как следует из Вашего запроса, муниципальный совет г. Ломоносова считает невозможным строительство терминала перевалки битума на территории военного порта "Ораниенбаум". В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Следует отметить, что ни законами Санкт-Петербурга, ни иными правовыми актами Санкт- Петербурга вопросы регулирования градостроительной деятельности к предметам ведения муниципальных образований не относились. Таким образом решение вопроса о строительстве указанного объекта не входит в компетенцию муниципального совета г. Ломоносова. Дополнительно сообщаю, что в настоящее время соответствующий проект проходит в установленном порядке процедуру согласования в уполномоченных органах государственной власти. С учетом изложенного полагаю, что принципиальное решение вопроса о строительстве терминала перевалки битума на территории военного порта "Ораниенбаум" г. Ломоносова было принято в установленном порядке, а процедура решения о реализации данного проекта соответствует действующему законодательству. Окончательное решение о проектировании и строительстве битумного терминала в Ломоносове может быть принято администрацией Санкт- Петербурга по итогам соответствующих согласований и выполнения требований, предусмотренных действующим законодательством, с учетом результатов изучения общественного мнения".
Губернатор Санкт-Петербурга В.ЯКОВЛЕВ Также в рубрике:
|