Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7181) 17- 23 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Вечера с Дягилевым

Балеты легендарных "Русских сезонов". Новые версии

Александра ТУРГАН
Леверкузен - Бонн


Российский балет для участия в "Русском сезоне" в Леверкузен не позвали. Устроитель праздника германский химический концерн Байер АГ посчитал достижения русского балета второй половины XX века не столь значительными и потому обратился к его блистательному прошлому. Так возник дягилевский проект из пяти спектаклей европейских театров.

Проект возник не только как желание вернуться к авангардному периоду русского балета, оказавшему колоссальное влияние на развитие хореографии XX века. Сама фигура Дягилева - создателя легендарного "Балле рюс", - дьявольская магия его многогранной и далеко не однозначной натуры по сию пору остаются для знатоков необыкновенно притягательными.

Но многочисленные публикации, спектакли и даже фильм о нем и Нижинском феномена Дягилева так и не объясняют. Кто бы ни подбирался к тайне дягилевского дара - роясь в письмах, мемуарах, вскрывая подробности его сексуальных увлечений, - никому не удавалось избежать упрощения. И все попытки, пусть даже и талантливые, найти ключ к тайне, скорее, запутывают, а временами просто умаляют масштаб этого невероятно талантливого человека. Не избежал сего и Йохен Ульрих.

Его танцевальный форум представляет собой первое европейское хореографическое объединение, созданное на базе немецкого, бельгийского и нидерландского театров.

В спектакле Ульриха "Дягилев: Фавориты" (поставлен специально для открытия "Русского сезона") тяжелый, брутальный эрос все крушит и ломает, прихотливо играя людскими судьбами. Прекрасные тела танцовщиков, опоясанные алым - цветом набухающей плоти, - кричат о сладостном рабстве подчинения Властелину. Истекающие кровавым бархатом юноши обморочно кружатся в объятиях господ в черных визитках, но никого из них не спасает животная преданность господину, и вот уже бывших "богинь", как измученных псов, волокут за ошейники...

И только Нижинский (Serdgio Bustinduy Soriano) делает робкую попытку освободиться от оскорбительной роли игрушки и выбирает свободу-женщину, но проклятого Дягилевым танцовщика настигает безумие. В полной мере подчиниться воле хозяина способна лишь марионетка, но и она скоро будет отброшена им в угол... Юная тень еще манит повелителя, но театральный занавес в абсолютной тишине сметет и эту причуду...

Постановка Йохена Ульриха намеренно провокационна. Суть дягилевских поисков в представлении Ульриха далека от полетов духа - только всепоглощающая, неистовая страсть высекает божественную искру творчества.

Национальный балет Нидерландов имеет в Европе самый обширный репертуар из спектаклей любимого ученика Дягилева - Джорджа Баланчина. Но вечер его памяти в Леверкузене не просто поразил, а озадачил своим убожеством. Бездонная пропасть между прозрачно-ясной геометрией Баланчина и исполнительскими возможностями танцовщиков была, к сожалению, очевидна. На легком дыхании плела баланчинские узоры лишь виртуозная выпускница Кировского балета Лариса Лежнина ("Аполлон Мусагет" и "Соло для скрипки"). То, что нам кажется непременным условием для выхода артиста на сцену - профессионализм, - оказывается абсолютно не обязательным для нидерландского балета.

Третьим в проекте балетной программы в Леверкузене был спектакль Фредерика Фламана "Движущиеся цели" (Балетная компания Charleroi/Danses - Plan K).

В основу сценического размышления Фламана о тайной связи подсознательных импульсов творца и телесной оболочки воплощаемых им видений были положены дневниковые записи Вацлава Нижинского, на десятилетия отъединенного от реального мира непроницаемой стеной сумасшедшего дома. Хореограф задействовал в своем пластическом эссе все технологические приемы и возможности других форм искусства. Зависающий над сценой экран назойливо вещал об анатомическом устройстве стопы и физиологической природе движения. Но бегущие неоновые строки сценического зазеркалья со словами Нижинского: "...Я - Бог, находящийся в быке - раненом быке. Я - Апис. Я - египтянин. Я - краснокожий индеец, негр, китаец, японец, иностранец, незнакомец. Я - морская птица и птица, живущая на суше..." - рассекали бездушный экран под механистические звуки виолончели и фортепиано. Тела танцовщиков, вращающихся на полу, неумолимо втягивались в иное измерение - зеркальный сценический небосвод, порожденный волей художника.

Фредерик Фламан творит на наших глазах свое пространство и время - шевелящаяся земля и парящее небо пересекаются в сознании зрителей, соединяя извечно разделенные пространства. А в точке их пересечения душа человека, воплощая мечту Нижинского, достигает невозможного: свободно и торжествующе парит в танце.

Три знаменитых балета, в начале века поставленных "Балле рюс": "Дафнис и Хлоя", легендарный "Послеполуденный отдых фавна" - хореографический шедевр Нижинского - и "Весна священная" на музыку Стравинского, - в конце двадцатого столетия заново родились в хореографии Джона Ноймайера. Созданные балетмейстером в разное время и в разных балетных компаниях, эти балеты были объединены хореографом в единый сюжет в Саксонской государственной опере (директор труппы Владимир Деревянко). Мастерство дрезденских танцовщиц позволяет балетмейстеру блестяще оперировать возможностями и модерна, и классики.

В постановке "Дафнис и Хлоя" 1972 года Ноймайер еще весь во власти классики и, подобно его Дафнису, ищет забвения в утерянном прошлом, чураясь новизны реального мира. Дремотная аура Мориса Равеля обволакивает так сладостно, что и само пробуждение героя выглядит не менее иллюзорным, чем его сны. (Солисты Райян Мартин и Екатерина Марковская).

Девятиминутный отдых Фавна в постановке Ноймайера приглашает не искать сверхсмыслов, а просто отдаться музыке Клода Дебюсси и ее пластическому созвучию. Здесь нет, как у Нижинского, свободы первобытного эроса и греха. Фавн Буасонэ - как герой парфюмерного клипа - так же неотразим, как и недолговечен.

"Весна священная" Стравинского - Ноймайера - это, скорее, "Война священная". Пластический Апокалипсис хореографа неумолимо безнадежен. Тут нет места прощению. И сама музыка, несущая в себе предчувствие надвигающейся трагедии, и последний танец-крик Вацлава Нижинского об ужасах войны и страданиях в отеле "Souvretta Haus", и беспощадно изуродованная безумцем в Риме "Пьета" Микеланджело подвигают Джона Ноймайера создать некое ужасающее поле безумия нашего бытия. Безумен не просто распад времен, распадается сама жизнь, так просто происходит превращение живого в мертвое, думающего в безумное, отторжение человека от божеского в нем, и на сцене возникает некое стоглавое насекомое, распадающееся на составные и сочленения под жуткий аккомпанемент щелкающих суставов...

Спектакль Ноймайера - это пластическая какофония погибающей плоти, в музыкальных провалах которой человеческая душа взывает к космосу, но он, как и она, уже давно и безнадежно мертв.

Последними в "Русском сезоне" были французы. Театр из Бордо привез восстановленные дягилевские балеты, когда-то на заре нашего века так поразившие мир. Сейчас они выглядят более чем наивно - и "Блудный сын" Баланчина, и почему-то какой-то совсем не танцевальный фокинский "Петрушка", с длинными переменами, которые не спасают даже декорации Бенуа. И только "Свадебка" Стравинского в хореографии Брониславы Нижинской (сценография Натальи Гончаровой) поражает острой, слегка угловатой, но удивительно свежей пластикой.

Смотреть этот последний спектакль было отчего-то грустно. И не только потому, что в "Русском сезоне" в Леверкузене не было нас - теперешних. Приближение к мифу всегда небезопасно. Реальность слишком далека от иллюзий. А мы еще так до обидного поздно прикасаемся к своей собственной легенде. Легенде, околдовавшей мир и от чар которой он до сих пор не желает освобождаться.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;