Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7597) 13 - 19 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНа пыльных страницах далеких "Планет"НФОР отметил день рождения Евгения Светланова МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Национальный филармонический оркестр России первым среди столичных собратьев открыл свой новый сезон. 6 сентября, в день рождения Евгения Светланова, в Московском международном Доме музыки, в зале имени великого маэстро, был проведен ставший уже традиционным для НФОРа концерт его памяти. В программу входили сочинения из репертуара самого Светланова - Первая симфония ("Зимние грезы") Чайковского и сюита Густава Холста "Планеты". За дирижерским пультом стоял Эри Клас. Первая симфония Чайковского звучит достаточно редко, хотя, по большому счету, не столь уж многим уступает шедеврам зрелого его периода. Главное ее отличие, к примеру, от трех последних симфоний состоит в том, что трагизм бытия, являющийся основой их содержания, здесь присутствует, скорее, на уровне подспудного ощущения, не выходя на первый план. Поэтому вряд ли правы те интерпретаторы, что пытаются подтягивать "Зимние грезы" к более позднему творчеству Чайковского, всячески выпячивая этот подспудный трагизм в ущерб лирической по преимуществу интонации. Эри Клас, по счастью, таким путем не пошел. Его трактовка привлекала прежде всего гармоничностью и соразмерностью, а характер музыки в каждой из частей был передан безукоризненно точно. Подчас, правда, возникало ощущение, что мастерства здесь все же больше, нежели души, но это во многом компенсировалось мягким и лирически распевным звучанием оркестра. Так что в целом Евгений Федорович, взиравший с двух больших экранов над сценой, мог быть удовлетворен этим исполнением. Прозвучавшая во втором отделении семичастная сюита Густава Холста "Планеты" оставила смешанные ощущения. Эту в определенной мере подражательную и сугубо изобразительную музыку, в которой начисто отсутствует человек со своими эмоциями, к тому же не самого первого сорта, слушать на протяжении целого часа довольно утомительно (неслучайно уже где-то после второй части публика потянулась к выходу). Возможно, причина еще и в том, что дирижер, не сумев, очевидно, по-настоящему увлечься этой музыкой, многое делал "крупным помолом", и в результате наиболее впечатляющими оказывались брутальные эпизоды в духе Вагнера. Наверное, при более ювелирной проработке материала (какой наверняка добивался здесь сам Светланов) слушать музыку "Планет" было бы интереснее. Но дирижер, да и оркестр, очевидно, сочли, что вряд ли она стоит таких усилий: сыграли один раз - и забыли. Можно было бы задаться вопросом, а стоило ли вообще браться за сочинение явно второстепенного композитора, тогда как еще столько куда более достойной музыки коллективом не освоено, но в данном случае подобный вопрос не вполне корректен. Программу выбирали не дирижер и не оркестр, а вдова Евгения Светланова, пожелавшая услышать в день его рождения именно это, а не что-либо иное. И если музыка Чайковского оказалась близка оркестру и интересна дирижеру, то во втором отделении все происходило по принципу: вы попросили - мы сыграли. Сыграли, впрочем, вполне профессионально, продемонстрировав многие свои ценные качества, но для того чтобы оживить музыку, подобную "Планетам", требуется все же нечто большее. Эри Клас пополнил внушительную коллекцию именитых дирижеров, с которыми уже успел посотрудничать НФОР, открывший свой пятый концертный сезон. Следующим станет не кто иной, как Геннадий Рождественский, с которым оркестр выступит 19 сентября, когда состоится официальное открытие сезона ММДМ. Также в рубрике:
|