Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7597) 13 - 19 сентября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДАНИЛА КОРОГОДСКИЙ: "Отец любил актерские импровизации"Беседу вел Анатолий КЛИМЕНСКИЙ
Два года назад созданный режиссером и педагогом Зиновием Корогодским Санкт-Петербургский "Театр Поколений" возглавил его сын Данила - театральный художник, профессор сценографии, много лет живущий и работающий в США. Выяснилось, что Данила КОРОГОДСКИЙ не только талантливый сценограф, но и интересный режиссер. Первый же его спектакль "Без Лира" - более чем смелое прочтение известной трагедии - привлек внимание прессы и публики. Не в последнюю очередь это произошло потому, что руководимый им "Театр Поколений" пригласил своих зрителей в совершенно необычное театральное пространство, обосновавшись в одном из казематов Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости.
- Как случилось, что вы, известный театральный художник, более 15 лет отдавший преподаванию сценографии в Америке, стали питерским режиссером? - Летом 2005 года я получил письмо от актеров "Театра Поколений" с предложением возглавить коллектив. Сложность заключалась в том, что я живу и работаю в Америке. Все же я решил попробовать. Первый мой спектакль "Без Лира" по мотивам трагедии Шекспира имел успех и хорошую прессу. Стало ясно, что так тому и быть.
- С тех пор живете и работаете в двух странах? - Да, в течение учебного года я преподаю в Лос-Анджелесе, все остальное время отдаю работе в Санкт-Петербурге.
- Известно, что основой режиссерских исканий и достижений вашего отца была прежде всего педагогика. Его театр всегда был театром-школой. - Мы не собираемся отказываться от творческого наследия Зиновия Яковлевича Корогодского. В нашем театре мы все - его ученики, и я в том числе.
- Американское театральное образование - что это такое? - В двух словах не скажешь. В России оно тесно связано с деятельностью крупных репертуарных театров. Ведущие театральные педагоги в России - это либо руководители таких театров, либо работающие в них актеры, режиссеры, сценографы. В Штатах все иначе.
- Считается, что репертуарного театра в нашем понимании в США нет. - В принципе репертуарный театр там есть, но в других формах. После войны у быстро богатеющего американского общества стали меняться культурные ориентиры. Появилась настоящая национальная американская драматургия - Уильямс, Миллер... Именно тогда во всей Америке стали возникать региональные театры. Они строились и содержались на деньги, которые жертвовали корпорации. Налоги на их бизнес при этом уменьшались на сумму пожертвований.
- Для этого были изданы какие-то законы? - Нет. Америка - страна, где нет никакой унитарности - ни в чем, это федерация в самом подлинном смысле этого слова. Каждый штат устанавливает свои правила налогообложения. Но тогда к театральному искусству возник как бы общенациональный интерес, и, как следствие этого, появилась целая сеть региональных театров - к началу 1960-х годов их было уже более сорока.
- Это и есть то, что вы называете американским репертуарным театром? - В известном смысле. В американских региональных театрах властвует интерес публики - каждым таким театром руководит специально выбранный директорат из представителей общественности, бизнеса, деятелей культуры. Репертуар в этих театрах планируется на год вперед и состоит примерно из восьми названий. Однако спектакли идут по очереди - полностью отыгрывается один, затем другой и так далее. Актеры, режиссеры и художники живут от контракта к контракту.
- И где же они получают свое театральное образование? - С середины 1950-х американское театральное образование обосновалось в университетах. Сейчас в Америке более 3000 университетов, и театральное образование в них организовано так же, как и любое другое. Оно двухступенчатое. Проучившись четыре года, можно получить диплом бакалавра. Высшая ступень образования - магистратура, три года специализации. Я преподаю студентам, которые будут магистрами изящных искусств по специальности театральный художник.
- Как строится учебный процесс? - Надо приехать, заплатить вперед за семестр, снять квартиру за 700 - 800 долларов в месяц. Дороговато, но студенты кооперируются - одна квартира на троих. Посещаемость занятий является обязательной. Если студент пропустил даже одну лекцию в течение семестра, класс считается им не законченным. Я своим студентам разрешаю пропустить три занятия в течение семестра, если у них есть медицинское свидетельство о болезни. Каждый семестр происходит аттестация.
- Если не прошел аттестацию, - отчисление? - Бывают случаи, когда мы делаем студенту предупреждение. В конце курса студентам, обучающимся на магистра по специальностям "художник" или "режиссер", дают самостоятельную постановку. Факультет выпускает примерно 12 спектаклей в год. В ведении университета - четыре театральных здания.
- Как вы лично решаете проблему набора? - Очень просто - набираю студентов со всего мира. У нашего университета есть сайт в Интернете, и часто желание учиться у нас приходит в виде электронного послания: я такой-то, видел информацию о вас, у меня такая-то биография, такое-то образование, заинтересованы ли вы? Я в этих случаях обычно отвечаю: заинтересован, пришлите портфолио. И мне по почте приходит пакет - фотографии, рисунки, чертежи и т.д.
- Сколько стоит американское театральное образование? - Для жителя Калифорнии обучение у нас стоит 6 - 7 тысяч долларов в год. Есть, однако, множество систем снижения затрат на образование. Можно учиться в кредит, можно, в зависимости от оценок, получить скидку.
- А можно ли вообще не платить? - Студенты, которые учатся на магистров, работают в мастерских - строят декорации, шьют костюмы. Им университет прощает плату. А за то, что они работают, они получают 800 долларов в месяц.
- Что бы вам хотелось привнести в американское театральное образование? - Театральное образование в России основано на шкале ценностей, связанных с качеством и элитарностью. В Советском Союзе были всевозможные детские кружки, студии, дома пионеров. Там ничего этого нет. Зачастую к нам приходят люди, которых, по большому счету, приходится учить с нуля. Или почти с нуля. Слабость американской системы театрального образования - в отсутствии предварительных фильтров, которые отбирали бы действительно пристрастных к этому людей.
- Что бы вы посоветовали нам перенять у них? - Когда я учился в Ленинградском театральном институте, мы занимались театром теоретически. А многие американцы еще в школе ставили реальные спектакли и играли в реальных театральных зданиях. При американских школах - роскошные профессионально оснащенные театры. Не говоря уже об университетских театрах, оборудованных по последнему слову техники. В самом плохом американском университете даже те, кто толком не умеет рисовать, создают реальные спектакли, используя все достижения современной театральной технологии.
- Каков бюджет вашего театрального факультета? - Около двух миллионов долларов в год.
- А у вашего "Театра Поколений"? - Предпочел бы не говорить об этом. Во всяком случае, пока.
- Ваши репертуарные предпочтения? - Классика и лучшее из современной драматургии. Последние премьеры нашего театра - это пьеса Ф. Брукнера "Болезни молодости", первая постановка на русском языке, "Антигона" Софокла в постановке немецкого режиссера Эберхарда Келера, "Черная птица" по пьесе английского драматурга Дэвида Хароуэра.
- Вам помогают? - "Театр Поколений" поддерживает правительство Санкт-Петербурга. В этом смысле мы особенно благодарны главе Комитета по культуре Николаю Бурову.
- Вы выбрали очень необычное место для своего театра. - Для Европы это является традицией - в любом городе, где есть старинная крепость или замок, там обязательно дают театральные представления, проводят фестивали. Предполагается, что "Театр Поколений" в Петропавловской крепости станет культурным центром, открытой театральной площадкой, базой всего нового и интересного в театральной жизни Санкт-Петербурга.
- Что вы собираетесь сделать для сохранения творческого и педагогического наследия Зиновия Корогодского? - Прежде всего сохранить созданный им уникальный театральный коллектив. Большинство наших актеров - это ученики Зиновия Яковлевича разных поколений. Мы продолжим его линию на создание спектаклей, в основе которых - актерские импровизации. Кроме того, идет работа по созданию фонда его имени.
- Ваша последняя постановка в "Театре Поколений" - спектакль "Лампочка". Что это такое? - Это наши наблюдения и размышления о времени и о себе. В его основе как раз - те самые актерские импровизации.
- О чем? - О том, что свет в душе побеждает тьму вокруг. Также в рубрике:
|