Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7597) 13 - 19 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тусклое очарование тоталитаризма

"Программные мозаики" Ольги Солдатовой в Музее архитектуры

Никита АЛЕКСЕЕВ


О.Солдатова. "Доярка". 2004 г.

Обычно представители "искусства женского рода" (это не сексизм, а название одной из мегавыставок Третьяковской галереи, лет пять назад прошедшей с большим успехом) страшно обижаются на определение "художница". Мол, я - никакая не художница, а художник, как и все. И только убежденные феминистки настаивают на собственной непохожести, но в российских широтах они встречаются очень редко и погоды не делают. Тем не менее гендерный (напишешь - "половой", могут не так понять, а значение термина сложнее) акцент исподволь чувствуется в самых разных работах, проектах и инициативах авторов, никак не выпячивающих эту свою гендерную принадлежность. Превращение античных или соцреалистических мозаик в дамскую "игру в бисер" (Ольга Солдатова), рисование критически-ироничных портретов маскулинных вершителей государственных судеб (Наталия Турнова) или создание целого многожанрового, многочастного и многоучастного эпоса о рождении ребенка (Марина Звягинцева) могут позволить себе без угрозы обвинений во вторжении в чуждые сферы только женщины.

И это их огромное преимущество. Нижеследующие рецензии - не суммирующий обзор московского "женского искусства".

Просто совпали вернисажи. Но симптоматично уже одно это. Короче, cherchez la femme. Да она и не скрывается.

Ольга Солдатова хорошо известна модникам Москвы и Парижа как создатель одежды и аксессуаров, эксплуатирующих советский "Большой стиль" - то есть эстетику славных времен Осоавиахима, ДОСААФа, Коминтерна, КИМа и строительства живых пирамид на Красной площади, на которые, ласково щурясь и подкручивая ус, взирал с Мавзолея Ленина товарищ Сталин. Солдатова вышивает сумки, платья и шали бисером, стразами и полудрагоценными камнями в приблизительном соответствии с заветами и директивами о том, что есть истинно прекрасное, сделанными партайгеноссе Ждановым.

О.Солдатова. "Девушка на берегу". 2005 г.

Ностальгия по этой дивной эпохе не новость. Еще во времена поздней перестройки совсем молодой тогда художник Георгий Острецов обставил свою свадьбу как пролеткультовское агитационное мероприятие. А ныне модельер-дизайнер Денис Симачев с успехом торгует в Интернете майками с советской символикой, а светские звезды вроде Ксении Собчак сладко рассказывают, как любят кинофильм "Светлый путь". И наши искусствоведы нередко склонны выискивать в картинах художников сталинских времен тончайшие живописные оттенки-валёры и высочайшие мировоззренческие ценности-valeurs.

Людоедство эры Канала имени Москвы соблазнительно. Как все тогда было красиво и героически! Так и хочется закапсулироваться и при помощи ментальной транспортировки отправиться в дейнековско-самохваловский - а теперь еще и солдатовский - хронотоп, где в ярко-голубом небе парят ангелические аэропланы, мускулистые физкультурники бегут по направлению к счастливому будущему, а героические шахтеры выдают на-гора миллиарды тонн угля, сверкающего пуще алмазов.

Это само по себе ужасно, но понятно. У нас ведь уже несколько десятилетий обожают кинофильм "Семнадцать мгновений весны", причем в основном не потому, что там про борьбу с нацизмом, а по другой причине: эсэсовцы в их черной форме выглядят очень стильно. И вообще то, что было давно, даже если и было совершенным кошмаром, через годы и через расстоянья способно казаться очень милым.

Так что коммерческая деятельность Ольги Солдатовой как стилиста, дизайнера, автора более двадцати фэшн-коллекций удивления не вызывает. Но на своей выставке с декларативным названием "Программные мозаики" в Государственном Музее архитектуры им. А. В. Щусева она выступает в роли художника (в экспозиции в самом деле есть не только фирменные вышивки-панно, но и дисфункциональные настоящие мозаики в антично-византийском духе, сделанные просто из любви к искусству). И это уже несколько иное. О ней приходится говорить не просто как об "одевальщице" тех, кто готов выглядеть девушкой с веслом или пограничником Карацупой. Она ведь, используя стилистику соцреализма, пытается создать собственный авторский вариант актуального искусства.

Действительно, главным источником вдохновения для Солдатовой является Александр Дейнека - несомненно, очень талантливый, но и очень токсичный в идейном смысле. Если не зажмуриваться, ясно, что он мало чем отличается от образцовых художников Третьего Рейха. Различия - только в деталях и символике. У нацистов - свастики и орлы, а у Дейнеки - серпы-молоты и пятиконечные звезды. В остальном то же самое: культ здорового тела, милитаризм и налет гомоэротизма, парадоксального для пуритански-лицемерных сталинско-гитлеровских времен. Ну и, разумеется, самолеты. Так что Дейнека - сомнительный объект для подражания. Хотя Солдатова не подражает, а вольно цитирует по памяти.

Ведь сейчас у нас другая эпоха. Искусством правят не партийные принципы, а рынок и желание красивой жизни. Именно гламурность, похоже, и является теперь национальной идеей. И Ольга Солдатова, отталкиваясь от стилистики 30-х годов, лишает ее лютой агрессивности и неудержимого порыва в коммунистический парадиз. Ее бисерные панно с самолетами и спортсменами - это уютные интерьерные объекты, одинаково уместные и в дизайнерском бутике, и в банковском офисе, и в квартире человека с доходом много выше среднего. Сразу видно, что это дорогие вещи. Конечно, не сравнить с последним шедевром знаменитого британца Дэмиена Хёрста - с человеческим черепом, отлитым из платины и сплошь усыпанным бриллиантами, который недавно был продан за 100 миллионов долларов. Но можно надеяться, что у Солдатовой все впереди, и от бисера или полудрагоценных камней она перейдет к настоящему золотному шитью и вышивке жемчугами и лалами.

Важно, что произведения - трудоемкие, штучные. Более того, от них веет милой девичьей старательностью. Благодаря этому тоталитарная мифология подергивается трогательным флером, напоминающим даже о временах крепостных мастериц, вышивавших дивные чудеса своими волосами. На это работает и то, что выставка, организованная охочей до эффектных ходов "pARTner project Gallery", развернута во флигеле-руине МУАРа - великолепном полуразрушенном здании XVIII столетия. В его сумрачном сводчатом пространстве изделия Ольги Солдатовой тускло мерцают, как запыленные сокровища в темной пещере. В общем, все приятно и эстетично.

Но, возвращаясь к прототипам показанного, снова задаешься вопросом, что лучше - мощнейшая идеологизированная энергетика Дейнеки или смирный и деидеологизированный гламур Солдатовой? Ответить на него можно по-разному. В том числе и так, по-сталински: "Оба хуже". Дейнека при всех своих неоспоримых художественных достоинствах плох потому, что пел панегирики чудовищному режиму. Солдатова плоха потому, что, произведя убедительную дезинфекцию "Большого стиля", довела его до состояния плосковатого декоративизма, совершив не слишком корректный подмен понятий.

Но, возможно, маленькая ложь все же лучше большой?

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; мозаика для мальчиков