Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7597) 13 - 19 сентября 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Художник в кольце гор

Североосетинские этюды

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Елена ТИТАРЕНКО
Фото автора
Владикавказ - Беслан - Москва


Беслан. В спортзале школы №1

Совсем недавно отметили печальную дату - три года с момента трагедии, разыгравшейся в Беслане. Видевшие хотя бы по телевизору, а тем более наяву опустевшую, разрушенную школу № 1 с дотла сожженным спортзалом долго будут вспоминать это жуткое зрелище. Сейчас идут дебаты, что делать со школой: оставить ли ее стоять как есть, со следами пуль и ужасающим хаосом внутри, без окон и дверей? Или сохранять от дальнейшего разрушения, закрывать, превращать в музей? На мой взгляд, сегодня это открытое всем ветрам пепелище - очень убедительный памятник, от него мороз по коже и активное чувство протеста.

Замечу, Беслана не может миновать ни один из прилетающих во Владикавказ: этот крохотный город расположен на пути в аэропорт североосетинской столицы. А значит, любой турист или командированный, как бы ни спешил, непременно увидит из окна машины кладбище, уставленное одинаковыми надгробиями розового гранита под гигантским, леденящим душу бронзовым "древом скорби", появившимся здесь к годовщине трагедии 1 сентября 2004 года.

С.Тавасиев. Памятник К.Хетагурову

Однако нельзя не согласиться с жителями Северной Осетии, которые категорически против того, чтобы их республика вызывала ассоциации прежде всего с бесланской катастрофой. Да еще с природным катаклизмом, о котором до сих пор помнят и в центре России: в 2002 году сход ледника Колка в Кармадонском ущелье унес жизни ста с лишним людей, в числе которых была съемочная группа Сергея Бодрова. Но сильно ошибаются те, кто полагает, будто маленькая страна, находящаяся на полпути между Россией и Грузией в одной из "горячих точек планеты" - на Северном Кавказе, лежит в руинах и медленно врачует раны. Да, горе изживать чрезвычайно тяжело, отстраивать разрушенное непросто, но жизнь продолжается. И как часто бывает в трудные периоды истории, на помощь приходит... терапия искусством.

Самый наглядный пример ее в сентябре был доставлен в Москву - в Госцентр современного искусства, где состоялась выставка "Возвращая будущее. Рисуют дети Беслана". Специально для Беслана российские психологи разработали уникальную программу интенсивного творческого развития "обычных" и "одаренных" детей. При поддержке Британского благотворительного фонда "Charities Aid Foundation" (CAF - Россия) ее реализуют с первых же дней после драмы: в Художественной мастерской по развитию творческих способностей дети учатся рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации. И хотя в Москву привезли только сорок работ из сотен, а возможно, и тысяч созданных за неполные три года, экспозиция не оставляет сомнений в креативном потенциале Северной Осетии.

"Сплошная поэзия" на фоне героев

На археологической выставке во Владикавказе

Когда попадаешь во Владикавказ, особенно в ясную погоду, начинаешь подозревать, что эпитет "культурная столица Северного Кавказа", с которым этот город вписан в историю ХХ века, предопределен самой природой. Местные жители уверяют, что только здесь да еще в Таджикистане столь гармонично соотношение городской среды с живописными горами (выше всех покрытый ледяной шапкой Казбек), ровным кольцом окружающими столицу Северной Осетии. В этот почти идеальный круг вписана страна с небольшим населением (около 700 тысяч жителей), множеством ущелий, каньонов и стремительных рек, что обеспечило ей еще один эпитет - "кавказская Швейцария", и очень древней историей, которая запечатлена в тысячах памятников. Две тысячи исторических объектов, разбросанных на невеликой территории, стоило бы для полноты картины - пусть хотя бы в воображении - дополнить массой археологических находок, подчас дивной красоты и огромной значимости, большинство из которых хранится в Эрмитаже, Историческом музее и прочих столичных сокровищницах. Раскопки в местах обитания аланов, принадлежавших к скифо-сарматской культуре, ведутся в республике и по сей день. А в центре североосетинской столицы работает выставка "В поисках дигорского фарна", знакомящая с недавними находками археологов. Посвященная 25-летию совместной экспедиции ГИМа и одного из музеев Северной Осетии, она демонстрирует памятники так называемой кобанской культуры, добытые в Дигорском ущелье. Пожалуй, после поразившей московских зрителей выставки "Аланский всадник", не так давно прошедшей в Музее Востока, эти трофеи археологов кажутся скромными. И тем не менее найденные и изученные экспедицией под руководством Александра Мошинского артефакты, например птицевидные бляхи с бараньей головой - изображением фарна (символ удачи и божественной благодати), датируемые серединой II тысячелетия до н.э., для специалистов чрезвычайно важны. А для зрителей простых, но к истории неравнодушных это не только подтверждение древних корней североосетинского народа, но еще и увлекательные произведения искусства: здесь ажурные бронзовые булавки и бляшки, которым не менее трех тысячелетий, фигурка волка из резного дерева V века до н.э. и того же времени погребальный комплекс, где есть и кинжалы, и конский убор в скифском "зверином" стиле. Земля Северной Осетии продолжает удивлять: где угодно воткни лопату в землю - и найдешь нечто ценное, уверял меня едва знакомый человек, в запале проговорившийся, что при наличии солидной должности является "черным" археологом. Признания небезопасные для горе-энтузиаста с его "зовом души", а для общества симптоматичные - к ним стоило бы прислушаться прежде всего местным властям, в данный момент обсуждающим, в частности, вопрос о целесообразности продолжения раскопок на месте предстоящего затопления могильников вокруг строящейся Зарамагской ГЭС.

Приехав по приглашению министерства культуры РСО-Алания и галереи "IR-ART" на организованный ими симпозиум художников-живописцев "Осетинские этюды", я стремилась повнимательнее рассмотреть "культурную столицу", дабы понять движущие силы ее сегодняшнего арт-процесса. В самом деле, довольно активная творческая жизнь черпает истоки как в щедрой красотами природе, так и в богатом прошлом. Причем седая история идет рука об руку с относительно недавней, последних двух столетий, когда эти края посещали (не без творческого отражения) Грибоедов и Лермонтов, Островский и Лев Толстой, Есенин и Булгаков. На фасадах низеньких домов в центре то и дело мелькают мемориальные доски - тут и Пушкин, и Вахтангов, уроженец Владикавказа. Здесь бывали Шаляпин, Горький, Маяковский, даже Чайковский и Чехов, написавший: "...пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном, влюбленным в Тамару". К слову, эта самая "сплошная поэзия" начинается непосредственно за городской чертой столицы, где шоссе вдоль мрачно-серого Терека рассекает горы по Дарьяльскому ущелью. Правда, романтические настроения гаснут, когда там и сям видишь блещущие на солнце бюсты "вождю народов": не все, конечно, но многие осетины чтут диктатора как "соплеменника".

В Мемориале Славы на южной окраине города высится монумент в честь 220-летия основания крепости Владикавказ (столица Северной Осетии была заложена в 1784 году, историческое название вернула в 1990-м, а с 1931-го звалась "Орджоникидзе"). Памятник симптоматичен для России в целом: на фоне отличного фриза с барельефом, сочетающего в себе наследие осетинской пластической культуры с традицией московской суриковской школы, выстроилась круглая группа: Екатерина II принимает посланцев Кавказа. Большие коренастые фигуры из бронзы вылеплены в грубовато-усредненной манере, где авторская индивидуальность будто нарочно стерта, и могли бы прописаться, не будь тут сюжетной привязки к конкретному месту, в любом российском мегаполисе, осчастливленном заботой отцов города вкупе с их же эстетическими предпочтениями.

Современно, актуально или...

Обилие скульптуры во Владикавказе то радует, то огорчает: работы яркие и отмеченные талантом, как полувековой давности памятник главному культурному герою Коста Хетагурову или отдельные произведения наших современников, соседствуют с опусами наглыми, бьющими в глаза сугубо поверхностными эффектами и явным отсутствием не только вкуса, но и здравого смысла. Но как знать, будут ли они появляться в дальнейшем. Как раз в эти дни в Куртатинском ущелье близ поселка Фиагдон проходит еще один симпозиум, на сей раз по камню. И уже не первый: в 1990-е годы подобные форумы здесь проводились трижды, собирая превосходных авторов. Надо сказать, такие симпозиумы в ряде городов России опередили московские, где форумов скульпторов не удавалось "пробить" до середины 90-х, хотя еще в 70-е годы подобные арт-акции проводились в республиках СССР. В Европе, от Скандинавии до Португалии, симпозиумы давно прижились как весьма эффективная форма взаимоотношений скульптора и города. Вскоре Владикавказ практически безвозмездно получит новую коллекцию пластики: в финале все произведения установят в парке на берегу Терека. Есть надежда, что городу они послужат к украшению - ведь команда ваятелей, которые сейчас "рубят" мрамор, гранит и доломит, подобралась сильная. В этой дюжине - ведущие скульпторы Осетии Борис Дзобаев и Георгий Сабеев, москвичи Билар Царикаев, Андрей Плиев, Олег Цхурбаев, петербуржец Дмитрий Каминкер, Алан Корнаев из Краснодара. Труд плечом к плечу на открытой площадке - стоящий мастер-класс, и интерес к симпозиуму вышел далеко за пределы коллектива непосредственных участников.

Однако первой ласточкой в наши дни стал все-таки праздник живописцев - а в том, что это праздник, не усомнился бы никто из оказавшихся в его орбите. Не меньше, чем возможности писать в горах на вольном воздухе, свободно трактуя тему (художественный образ Осетии-Алании каждый творец видит на свой лад), художники рады интенсивному и плодотворному общению с коллегами. К мэтрам и молодым живописцам Осетии, в том числе Южной, присоединились авторы с Юга России, из Москвы: Светлана Демкина, Виталий Коробейников, Наталья Бритова, Владимир Мигачев. Международный статус обеспечил англичанин Пол Кричли, создавший фирменные окна-складни с местным пейзажем. В итоге - живая, бурлящая творческими идеями среда, атмосфера ожесточенных дискуссий и взаимного обогащения. Кто-то вернулся к давно отставленным этюдам или портретам, кто-то с жаром выяснял, что же такое современное искусство, в частности "актуальное". К сожалению (или к счастью?), о последнем во Владикавказе знают в основном понаслышке - здесь преобладает классическая натурная школа, нередко стилизованная, но с опорой на реальный ландшафт или предмет (Шалва Бедоев, Магрез Келехсаев, Роберт Каркусов). Иные художники, такие, как Юрий Абисалов, Ахсар Есенов или совсем молодой Аркадий Абаев, используют этнографические мотивы и опыт народного искусства, порой добиваясь великолепных результатов. По итогам симпозиума живописцев сейчас в зале Союза художников РСО-Алания развернута яркая и разноплановая выставка.

Художники не должны замыкаться в своих мастерских и вариться в собственном соку, отчего нередко они чувствуют себя отрезанными от большой арт-жизни, - это внятный месседж осетинских симпозиумов и главная цель, поставленная организаторами. В их планах - ежегодное проведение такого рода встреч, дабы оживить арт-процесс внутри республики, улучшить ее имидж, залечить раны, нанесенные запутанной и травматичной для населения "кавказской" политикой. Образец взаимодействия дает общекавказский театральный фестиваль "Сцена без границ", регулярно проходящий во Владикавказе (кстати, здесь целых семь театров - по одному на каждые сто тысяч жителей Северной Осетии, почти как в столицах). На фестиваль, чтобы показать свое искусство в ситуации, когда гастролей давно нет, а границы все крепче на замке, приезжают также коллективы из России, Закавказья и стран Балтии. А в столице РСО-Алания вот-вот начнут строить Центр современного искусства, включающий в себя и театральную сцену с массой вариантов трансформации. Словом, как бы ни было трудно Северному Кавказу, жизнь культурная идет столь же неотвратимо, как и жизнь вообще.

Также в рубрике:

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

ТЕАТР

КНИГИ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;