Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7607) 22 - 28 ноября 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираРеволюционерка и теория эволюцииВ Париже состоялась премьера балета "Генус" Александра ГЕРМАНОВА
Британский хореограф Уэйн Макгрегор проник в Парижскую Оперу одним из последних среди адептов радикального современного танца. В выборе хореографов на постановки в Париже директор труппы Брижит Лефевр всегда была политкорректна - сюда попадали американцы (Форсайт, Ноймайер) и афроамериканцы, немцы (Бауш и Вальц), голландцы (Ван Данциг, Ван Манен), чехи (Килиан), шведы (Эк), испанцы (Начо Дуато) и все до одного французы. Ставить приезжали даже французы, заброшенные в Америку или Канаду. Но почему-то долго обходили английскую хореографию - кроме "Манон" МакМиллана, которая к современности имеет мало отношения, почти и вспомнить нечего. Вот только прошлым летом французы осилили старую "Тщетную предосторожность" Аштона, пропустив вперед Штутгарт, Москву, Гамбург и других. Ни Кристофер Уилдон, ни Кристофер Хэмпсон, ни Мэтью Боурн, ни даже Дэвид Бинтли с Парижской Оперой не работали. И вдруг объявили, что новую постановку для Оперы сделает Уэйн Макгрегор. Видимо, его имя возникло в связи с программой Жерара Мортье по привлечению в театр людей, которые работают на стыке жанров, то есть могут больше, чем просто поставить оперу или балет. Тридцатисемилетний Макгрегор по-настоящему популярен и успешен. Его имя мелькает не только на балетных форумах (он - лауреат премии Бенуа де ля данс, с 1992 года руководитель труппы "Random Dance Company", которая на постоянной основе с 2001 года обосновалась в лондонском театре Сэдлерс-Уэллс), но и на киносайтах благодаря участию в съемках фильма "Гарри Поттер и кубок огня", где он ставил танцы. В интервью он признавался, что включился в "Поттера" не потому, что так уж хотел получить конкретно эту работу, но почувствовал желание расширить сферу деятельности. Он опробовал на миллионной аудитории воздействие новейшей технологии поставленных на компьютере танцев и добавил пару лишних звездочек в рейтинге популярности своей лондонской труппы "Random Dance Company". Ему удалось вовлечь локальную танцевальную компанию в международный мейнстрим. Ведь он давно потерял веру в то, что балет является искусством эфемерным и возвышенным. Эти представления он оставил XIX веку, когда эфемерное было в моде. Если тогда к романтическому балету писал музыку композитор-романтик, то сейчас к техногенному балету Макгрегора музыка должна также писаться в стиле техно, а к его компьютерному балету логичнее добавить компьютерную обработку пусть и старинной музыки. Таким образом, балет сможет не устареть как жанр. Макгрегор не увлекается научной фантастикой, он просто ищет доступный многим язык. И быстрее других схватывает смены настроения современных "пользователей" развлечений, в которые среди прочего включены и театр, и концерт, и кино и компьютерная игра. Хореограф любит загонять танцовщиков в заданные, запрограммированные пространства и заставлять метаться там, словно гонимыми курсором пользователя или рукояткой игрока виртуальной игры. Артистам Парижской Оперы ничего подобного ранее делать не приходилось. В этой труппе все - от этуали до девочки в последнем ряду кордебалета - знают себе цену и имеют собственное лицо. Однако Макгрегор вошел в прославленный театр знаменитым ньюсмейкером, на постоянный контракт с которым согласился и ретроградный Королевский балет (с 2006 года Уэйн Макгрегор является резидентным хореографом Ковент Гарден), и носителем массовой культуры. Свою роль сыграл и тот факт, что на всех углах в Париже развешены плакаты с афишей музыкальной комедии "Кирику", до конца декабря идущей в Парижском казино, - Макгрегор сочинил для этого спектакля танцы (сюжет тот же, что в популярном мультфильме "Кирику и колдунья"). Работать с постановщиком захотели абсолютно все. Хотя пальму первенства продолжает держать этуаль Мари-Аньес Жилло, за которой в этом театре закрепилось право первой пробовать все самое современное. За пятнадцать лет работы в труппе она участвовала почти во всех премьерах, половина из которых - постановки ныне живущих хореографов, сделанные специально для нее. Она работала с Пиной Бауш, Эдуардом Локком, Каролин Карлсон, Абу Лаграа, Даниэлем Ларье, Домиником Багуэ, Анжленом Прельжокажем. Интересно, что Жилло не менее востребована и в классике, - за ней числится премьера "Пахиты" Лакотта и все сложнейшие партии классического репертуара. Чтобы солировать в "Генусе" Макгрегора, Жилло пришлось отказаться от участия в "Сне Медеи" Прельжокажа (поставленном на нее в 2004 году и записанном для телевидения), который идет в той же программе, и, главное, выйти с недолеченной травмой. Но выбора не было, так как Макгрегор ставит в Париже здесь и сейчас и на любопытную тему - происхождение человека по теории эволюции Дарвина. Поскольку англичанин не привык ставить на индивидуальность, за единицу измерения взята группа танцовщиков в десять человек. Заняты две сольные пары и секстет (три танцовщицы и три танцовщика). Пару Жилло составил Бенжамен Пеш - в течение всего репетиционного процесса они вдвоем давали интервью любопытствующим СМИ. Журналисты вообще настороженно относились к дебюту британца, хотя после личного общения с обаятельным и очень колоритным Макгрегором поняли, что ошибались. Отчасти "Генус" (название можно перевести как "род", "пол" или "происхождение") является продолжением того исследования, которое Макгрегор постоянно проводит со своим собственным телом, испытывая его возможности. Теорию эволюции он свел к эволюции балетного тела. На заднике постоянно шло кино, иногда даже с закадровым текстом. Жизнь десятерых избранных для опыта демонстрации теории Дарвина превращена в ожесточенное состязание мужчин и женщин, человека и пространства, внутренней силы и внешней поддержки, музыки (Джоби Талбот и Deru) и природного шума. Сделал ли Макгрегор нечто оригинальное для парижской труппы? Пожалуй, сделал, так как ему не удалось сломить иерархию индивидуальностей. Выделилась, как всегда, Мари-Аньес Жилло, победив других в этом балетном состязании. Хотя, может, это был только обман зрения? Победа привычки над новым чувством? Также в рубрике:
|