Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7608) 29 ноября - 5 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Быть или убить?

"Грустные песни из сердца Европы". Фестиваль NET

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Очередной фестиваль NET открылся весьма симптоматичным действом. Совместный финско-литовский проект "Грустные песни из сердца Европы" (компания "Аудронис Люга Продакшн", Литва) замечательно представил один из аспектов того самого Нового Европейского Театра, знакомство с которым и есть суть фестиваля. Плюс прелюбопытнейшая связь с культурным прошлым и нашего Отечества, ведь в основе спектакля - мотивы "Преступления и наказания" Федора Достоевского. Да и сами Финляндия и Литва в далеком и недалеком прошлом были кровными сестрами или частями - Российской ли империи или Великого и Нерушимого.

Рискну утверждать, что самое интересное здесь - современное взаимодействие с текстом и сюжетом Достоевского. Известный финский режиссер и драматург Кристиан Смедс, молодой еще человек тридцати с лишним лет, не просто перечел заново знаменитый роман, но спроецировал его на сегодняшнюю европейскую реальность, словно бы проверяя его на прочность: выдюжит или нет? Роман вкупе с Федором Михайловичем не подвели, но потребовали некоторых комментариев и иной социальной конкретики. Впрочем, подобный подход по меньшей мере актуален, а по большому счету - просто необходим, если понимать театр как одно из проявлений реального бытия, а не дистантное любование сокровищами прошлого. Тут, кстати, вспоминается недавний фестиваль спектаклей по произведениям Достоевского в Старой Руссе, где в добром десятке постановок их создатели занимались иллюстрированием, инсценированием, психологическими переживаниями, формальными экспериментами, но актуальная потребность в нынешнем диалоге с классиком оставалась за бортом.

Кристиана Смедса заинтересовал скорее некий общий сюжетно-смысловой посыл "Преступления и наказания", перенесенный в реалии европейских задворок начала ХХI столетия - с молодежными и этническими бунтами, маргинальностью существования и тотальным человеческим одиночеством. Впрочем, что касается смысла и социального облика персонажей, то все это пришлось изрядно подкорректировать. Смедс просто-напросто сочинил новый "сценарий" с редкими вкраплениями подлинных текстов Достоевского. И это отнюдь не выглядело кощунством, потому что и впрямь, кажется, идет из глубины "европейского сердца".

Там Сонечка Мармеладова, не анализируя причин и следствий, уже в первой фразе открыто констатирует: "Я - проститутка". Там старик Мармеладов - пьяница-ветеран, "сбитый летчик", побывавший на всех возможных войнах. Там Катерина Ивановна еще готова биться за устройство личной жизни, перечисляя зрителям параметры своих малоаппетитных "окружностей". Там сам Родион Романович - типичный представитель "рассерженного" молодого поколения, "влюбленный в свою ненависть" к зажравшейся Объединенной Европе. Его бунт скорее социален, чем духовен и направлен не внутрь себя, а вовне. И разбираться этот Раскольников будет не с самим собой, а с Европой. Результатом же может стать "акция протеста" любого формата: то ли голый зад на людной площади показать, то ли убить какого-либо "европейца". И раскаяния не ждите. "На каторгу я не пойду" - финальная фраза этого Раскольникова.

Впрочем, все это относится к сакраментальному вопросу "про что?", с которым в одной упряжке бредет не менее сакраментальное "как?". Вот тут-то у Смедса случилась полная гармония и одновременно известная парадоксальность воплощения. Потому что все это в данной ситуации играется в жанре моноспектакля одной-единственной литовской актрисой Алдоной Бендарюте, нам знакомой по многим спектаклям Някрошюса. В крохотном пространстве, где компанию традиционным столу-стулу составляет ветхий гардероб (сценография самого Смедса), а зрителей встречает меланхоличный Серый Волк (в подобных костюмах дети пляшут под елкой) - ходит туда-сюда, присаживается на зрительские места, тут же освобождая их для обладателей билетов. Такая вот грядет сказочка - грустная, судя по понурости волчьего облика. Внутри же облика, как вскоре выяснится, находится сама актриса.

Но это, увы, не сказка, а самая настоящая быль, история в прошедшем времени, граничащая потому со сновидением. Рассказанная Сонечкой Мармеладовой, растворенной в тотальном "после" - после семьи, после страшных перипетий собственной биографии, после любви, которая здесь не имеет покаянного финала. С финала, впрочем, все и начинается: Соня - Бендарюте, сидя за столом в своей одинокой "конуре", перебирает клубки шерсти, постепенно начиная отматывать ниточку воспоминаний. Она не перевоплощается, не начинает говорить на разные голоса, не меняет костюмов. Отец, мачеха, Раскольников и даже старуха "вошь" ("паразит" - в этом переосмысленном новом европейском переводе) словно бы просвечивают сквозь эту Соню, являясь нам в отражениях ее восприятия. Она, как полусонный медиум, вызывает этих родных ей духов, с ними разговаривает, спорит, прощается.

Вот постучала по полупустой бутылке - явился отец, поджигающий бумажные самолетики. Засунула себе под кофту два объемистых клубка - материализовавшаяся Катерина Ивановна раздает зрителям фотографии давно минувших лет, усаживаясь затем на колени вальяжному мужчине из первого ряда. На дверце гардероба мелом нарисовала топорик в виде буквы "р" - жди прихода Раскольникова. Тем же мелом чертит на столе крест, оказывающийся перекрестком многих дорог, пальцами-ножками ведет по нему Родиона Романовича - прямо к бездне, что скрывается за краем стола. Забралась в шкаф, зажгла свечу - вот вам и "комната, похожая на гроб", где рождается новый монолог нового Раскольникова.

Сколь незначительна человеческая жизнь, как смешно выглядит убийство старухи, выполненное в жизнеутверждающих джазовых ритмах. Топор-убийца, кажется, и не нуждается в присутствии человека. Старушонка с топором заигрывает, смачно слизывает с него ею же разлитый кетчуп, вытирает руки о кофту, оставляя "кровавые" следы. А столкнувшись с топором лоб в лоб, комично уговаривает его "отвернуться". Но тщетно...

Да, все это игра. Но не холодно-расчетливая, не головная только. И главное, без навязшей в зубах истеричной жалостности. Довольно жесткая, но не чуждая временной сентиментальности. Виртуозная по актерской технике (а чего иного можно ожидать от актрис Някрошюса?), но протестированная, впрочем, "европейским сердцем". "Все мы - отбросы цивилизации", - нечто подобное утверждает Раскольников. Но отбросы живые, на какой бы свалке ни влачили свои дни. "Пожалеть не грех", - сказали бы раньше. Здесь нет ни жалости, ни греха, и Бога тоже нет. Есть финальное, тотальное одиночество Сони - Бендарюте, все так же шагающей пальцами-ножками по рыжему апельсину, как по крохотному земному шарику. Есть о чем хотя бы задуматься? Более чем. И не без помощи "нового европейского" Достоевского.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ХРОНИКА

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;