Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7608) 29 ноября - 5 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Жизнь как хобби

Скончался Морис Бежар

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото ИТАР-ТАСС


М.Бежар

Морис Бежар был настоящим французом - он во Франции родился, пережил вместе со своей страной все передряги минувшего века, и ей он оставил завещание - быть и впредь первой во всех революциях. Благодаря Бежару Франция сохранила право первооткрывательницы в балете - с француженки Тальони начался культ женского балета в XIX веке, после Бежара права мужчин на самостоятельное философское высказывание в танце стали неоспоримыми.

Ранний Бежар существовал в системе турне, колесил с труппой на автобусе по миру. Началась бежаромания как самое авангардное течение франкомании. Информационный поток был настолько бурный и стремительный, что никакая броня режима бывшего СССР не могла его остановить. Да и Бежар тянулся к русским, искренне благоговея перед балеринами императорских театров и, с другой стороны, будучи не чуждым левых идей. Все его гастроли в СССР и после в России обрастали легендами и мифами, которые передавались из уст в уста, потому что другой возможности лелеять в памяти глубокие чувства и эмоции, вызываемые спектаклями великого хореографа, попросту не было. О Бежаре хотелось говорить и говорить. Из этих кратких встреч, разделенных временем, рождался образ русского Бежара. Конечно, воздействие на зрителя имели спектакли, но авторское в них было настолько сильным, что копились вопросы. Интерес к личности Бежара местами преобладал над интересом к хореографии. Встречи Бежара с журналистами напоминали встречи верующих со своим гуру, достаточно было оглянуться и посмотреть в глаза соседу, чтобы оценить степень бежаромании, хотя сам Бежар принимал обожание русских за сверхчувствительность и искренность, которой во Франции и не сыщешь. На мое время выпало несколько таких встреч - в конце девяностых и в двухтысячные. Бежаромания во Франции к этому моменту улеглась настолько, что даже упоминать о революционных свершениях Бежара в хореографии считалось моветоном. Но только не в России - в стране, где ни один балет Бежара так и не был поставлен, несмотря на дружбу хореографа с всемогущим в 60 - 90-е годы Григоровичем. Когда нам рассказывали, что на спектаклях Бежара в Париже завывают недоброжелатели, мы не верили. Не верим и теперь, после того как услышали эти звуки зла собственными ушами. Наш образ Бежара останется незамутненным.

Сильное впечатление лично на меня произвели две последние встречи с Бежаром в Москве. На первой из них - чуть меньше десяти лет назад - Бежар производил впечатление совершенно здорового, полного сил человека, который находится посередине жизненного пути и собирается сделать, по крайней мере, столько же (хотя на самом деле это был Бежар, оплакивавший потерю близких друзей и явно вступивший в период, когда собирают камни). Видя живой блеск в глазах и интерес ко всему у французского хореографа, одна дама из глянцевого журнала спросила: "Господин Бежар, когда в последний раз вы вставали на пуанты?" Толковый переводчик перевел ее вопрос как "когда вы в последний раз занимались в классе у станка?", и недоумевающий, отчего хохочут журналисты, Бежар серьезно ответил, что "занимался у палки пару дней назад". Бравая журналистка появилась и на другой встрече, которая состоялась лет пять спустя, и снова обратилась к Бежару (на этот раз было понятно, что Бежар навсегда прощается с Москвой, до следующей очной встречи он не доживет), любопытствуя на тему "есть ли у господина Бежара какое-нибудь хобби?". Больные глаза старого одинокого человека вдруг загорелись, и он ответил: "Да, у меня есть хобби. Я люблю жизнь. Люблю ее каждый день и каждый час". В тот год он привозил совсем свежую премьеру "Бреля и Барбары", полагая, что чувствительные русские оценят его посвящение. Он не прогадал, приехав в Россию со спектаклями, отвергнутыми во Франции. У зрителей лились слезы, когда Жиль Роман и Элизабет Роз разыгрывали на сцене воображаемые встречи популярных французских шансонье Жака Бреля и Барбары под музыку их песен. Те, кто не застал сумасшедшей популярности этих артистов в России, заинтересовались сейчас, увидев спектакль Бежара.

Изменится ли что-то в расстановке сил на балетной карте мира после смерти Бежара? Наверное, не изменится. Судьба школы и труппы Бежара на какое-то неопределенное время обеспечена самим хореографом - есть обученные педагоги-репетиторы с контрактами, есть директор-преемник, есть пленки со всеми спектаклями. Остается сказать, чего нет и чего уже точно не будет, - живой эмоции, горящего взгляда и мудрого слова. Артисты Парижской Оперы, которые позапрошлым летом в последний раз работали с Бежаром, рассказывали, что, хотя они учили балеты давно существующие, которые записаны на пленках, им не хватало присутствия создателя. Артисты на руках приносили балетмейстера в зал, чтобы он хотя бы знаками принимал участие в их работе.

Они уже понимали, что общаются с легендой, с человеком-эпохой, потому что после Бежара французским танцовщикам довелось пережить еще несколько революций. Для них Бежар стал классикой, для нас же, видимо, останется недостижимой птицей-фениксом из "Жар-птицы", сочиненной им по следам китайской революции.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;