Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7608) 29 ноября - 5 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираЖизнь как хоббиСкончался Морис Бежар Екатерина БЕЛЯЕВА
Морис Бежар был настоящим французом - он во Франции родился, пережил вместе со своей страной все передряги минувшего века, и ей он оставил завещание - быть и впредь первой во всех революциях. Благодаря Бежару Франция сохранила право первооткрывательницы в балете - с француженки Тальони начался культ женского балета в XIX веке, после Бежара права мужчин на самостоятельное философское высказывание в танце стали неоспоримыми. Ранний Бежар существовал в системе турне, колесил с труппой на автобусе по миру. Началась бежаромания как самое авангардное течение франкомании. Информационный поток был настолько бурный и стремительный, что никакая броня режима бывшего СССР не могла его остановить. Да и Бежар тянулся к русским, искренне благоговея перед балеринами императорских театров и, с другой стороны, будучи не чуждым левых идей. Все его гастроли в СССР и после в России обрастали легендами и мифами, которые передавались из уст в уста, потому что другой возможности лелеять в памяти глубокие чувства и эмоции, вызываемые спектаклями великого хореографа, попросту не было. О Бежаре хотелось говорить и говорить. Из этих кратких встреч, разделенных временем, рождался образ русского Бежара. Конечно, воздействие на зрителя имели спектакли, но авторское в них было настолько сильным, что копились вопросы. Интерес к личности Бежара местами преобладал над интересом к хореографии. Встречи Бежара с журналистами напоминали встречи верующих со своим гуру, достаточно было оглянуться и посмотреть в глаза соседу, чтобы оценить степень бежаромании, хотя сам Бежар принимал обожание русских за сверхчувствительность и искренность, которой во Франции и не сыщешь. На мое время выпало несколько таких встреч - в конце девяностых и в двухтысячные. Бежаромания во Франции к этому моменту улеглась настолько, что даже упоминать о революционных свершениях Бежара в хореографии считалось моветоном. Но только не в России - в стране, где ни один балет Бежара так и не был поставлен, несмотря на дружбу хореографа с всемогущим в 60 - 90-е годы Григоровичем. Когда нам рассказывали, что на спектаклях Бежара в Париже завывают недоброжелатели, мы не верили. Не верим и теперь, после того как услышали эти звуки зла собственными ушами. Наш образ Бежара останется незамутненным. Сильное впечатление лично на меня произвели две последние встречи с Бежаром в Москве. На первой из них - чуть меньше десяти лет назад - Бежар производил впечатление совершенно здорового, полного сил человека, который находится посередине жизненного пути и собирается сделать, по крайней мере, столько же (хотя на самом деле это был Бежар, оплакивавший потерю близких друзей и явно вступивший в период, когда собирают камни). Видя живой блеск в глазах и интерес ко всему у французского хореографа, одна дама из глянцевого журнала спросила: "Господин Бежар, когда в последний раз вы вставали на пуанты?" Толковый переводчик перевел ее вопрос как "когда вы в последний раз занимались в классе у станка?", и недоумевающий, отчего хохочут журналисты, Бежар серьезно ответил, что "занимался у палки пару дней назад". Бравая журналистка появилась и на другой встрече, которая состоялась лет пять спустя, и снова обратилась к Бежару (на этот раз было понятно, что Бежар навсегда прощается с Москвой, до следующей очной встречи он не доживет), любопытствуя на тему "есть ли у господина Бежара какое-нибудь хобби?". Больные глаза старого одинокого человека вдруг загорелись, и он ответил: "Да, у меня есть хобби. Я люблю жизнь. Люблю ее каждый день и каждый час". В тот год он привозил совсем свежую премьеру "Бреля и Барбары", полагая, что чувствительные русские оценят его посвящение. Он не прогадал, приехав в Россию со спектаклями, отвергнутыми во Франции. У зрителей лились слезы, когда Жиль Роман и Элизабет Роз разыгрывали на сцене воображаемые встречи популярных французских шансонье Жака Бреля и Барбары под музыку их песен. Те, кто не застал сумасшедшей популярности этих артистов в России, заинтересовались сейчас, увидев спектакль Бежара. Изменится ли что-то в расстановке сил на балетной карте мира после смерти Бежара? Наверное, не изменится. Судьба школы и труппы Бежара на какое-то неопределенное время обеспечена самим хореографом - есть обученные педагоги-репетиторы с контрактами, есть директор-преемник, есть пленки со всеми спектаклями. Остается сказать, чего нет и чего уже точно не будет, - живой эмоции, горящего взгляда и мудрого слова. Артисты Парижской Оперы, которые позапрошлым летом в последний раз работали с Бежаром, рассказывали, что, хотя они учили балеты давно существующие, которые записаны на пленках, им не хватало присутствия создателя. Артисты на руках приносили балетмейстера в зал, чтобы он хотя бы знаками принимал участие в их работе. Они уже понимали, что общаются с легендой, с человеком-эпохой, потому что после Бежара французским танцовщикам довелось пережить еще несколько революций. Для них Бежар стал классикой, для нас же, видимо, останется недостижимой птицей-фениксом из "Жар-птицы", сочиненной им по следам китайской революции. Также в рубрике:
|