Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7610) 13 - 19 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Плюсы и минусы "Ликвидации"

Фильм Сергея Урсуляка - новый двигатель одесской мифологии

СЕРИАЛ

Елена КАРАКИНА
Одесса


Кадр из фильма

Оказывается, сериал может преподнести сюрпризы не только неожиданные, но и восхитительные.

Всем известно, Одесса - такой странный город, где живут смешные жулики и бандиты. Город, где жители говорят смешно. Вроде как по-русски, вроде как и нет. Такова легенда, способствующая неизменной, хотя и не лишенной подозрения и пренебрежения улыбки, появляющейся при слове "Одесса".

Всем известно, телефильм - такая низка сменяющихся эпизодов "про войну" или "про любовь", сдобренная криминалом или мистикой, предназначенная для того, чтобы заполнить эфирное время и скучный вечер.

Можно соединить их - город Одессу как фон и низку телеэпизодов на этом фоне. Сдобрить привычные сюжеты одесской экзотикой. Растянуть показ недельки на две. Получится сносное (или несносное - дело вкуса) заполнение скучных вечеров. У некоторых - получается. Минус на минус - не всегда плюс. Просто один длинный скучный минус.

А вот у режиссера Сергея Урсуляка вышло так, что минус на минус, как в математике, дал плюс. Получился несколько иной продукт, не телесериал - фильм. Фильм, о котором можно "говорить и спорить". Да и "усталые глаза" - буквально сквозной мотив четырнадцатисерийного телефильма "Ликвидация".

Еще один минус: сценарий фильма несколько фантастичен. К чему странный сюжетный ход, являющийся основой действия, - военный переворот в одном отдельно взятом городе Одессе? В послевоенном, 1946 году? "Чтобы свалить самого Маршала Победы", - объясняет один из "нехороших" героев фильма. Но Георгий Жуков и без того в опале, судьба его висит на тонком волоске, независимо от действий бандитов. Да и зачем асоциальному элементу такая высокая цель? Что им Гекуба? Правда, другой персонаж фильма произносит сакраментально одесскую послевоенную фразу: "При румынах было лучше". Эту фразу произносили те, кто сумел открыть свои маленькие частные предприятия. И те, кто настрадался от беззаконий cоветской власти (они коснулись всех слоев населения, в том числе и одесских подпольщиков, которых, по свидетельству очевидцев, расстреливал СМЕРШ). Но чтобы ради мести режиму сваливать самого Маршала Победы? Несерьезно.

Правда, сериал - не учебник истории. У него свои законы: "любовь-морковь-кровь", обойма выстрелов и трупов, три капли мистики, два зернышка тюрьмы (лагеря, зинданы - ямы для рабов), а главное - динамика и еще раз динамика. И вовремя закончить телесерию, чтобы зритель в напряжении ждал, как же продолжится шоу. Даже если это - экранизация классики. Таковы рамки жанра.

Вот на таком плюс-минус фундаменте Сергею Урсуляку было необходимо возводить высокое здание искусства. Отчего бы режиссеру экстра-класса браться за работу в таком низкопробном, не однажды разруганном высоколобыми критиками жанре, как сериал? Оттого, что за это хорошо платят? Может быть. Но такой ответ слишком примитивен. А может, все-таки оттого, что режиссер хочет (и, как выясняется, может) доказать, что нет плохих жанров. И профессионалу под силу преодолеть сопротивление самого "низкого" материала? Подтвердить, что искусство действительно растет из "любого сора"? А сделать это как? Нежно.

Кто из смотревших "Место встречи изменить нельзя" не запомнил слов Жеглова - Высоцкого во время погони за преступником? Если кто позабыл, стоит напомнить. Когда Жеглов высовывается из окна машины, чтобы стрелять по уходящему преступнику, он говорит напарнику: "Держи меня". Тот спрашивает: "Как?" - "Нежно", - бросает Жеглов.

Цитата приведена не просто к слову. "Ликвидация" - уж так сумел снять картину режиссер - и продолжение знакового фильма "Место встречи изменить нельзя", и спор с этим фильмом. Точнее, с кондовыми советскими клише, которыми тот изобилует. Продолжение и спор, неизбежные, как отношения отцов и детей.

Впрочем, и обо всем сериале "Ликвидация" так и хочется сказать словами поэта: "Одна великолепная цитата". Постмодернизм в его высочайшем проявлении. Гимн большому и любимому советскому кино. То, что сделал Стивен Спилберг в "Индиане Джонсе" на материале кино американского и западного, сделал Сергей Урсуляк в "Ликвидации".

Вот музыка к фильму, вот взаимоотношения "команды" главного героя - подполковника Гоцмана, отсылающие зрителя к "Месту встречи..." Станислава Говорухина. А закадровый текст непременно вызовет в памяти голос Ефима Копеляна, напомнив о "Семнадцати мгновениях весны" Татьяны Лиозновой.

Вот маршал Жуков, ставящий на граммофон пластинку со своими любимыми "Валенками" и пляшущий "русскую" в одиночестве. Чем не Штирлиц с его печеной в камине картошкой? Только с иным знаком - Жуков поднимает бокал к портрету Сталина, а в глазах его угроза и известный тост: "Чтоб он сдох".

Вот Гоцман с его "трудным романом", ни дать, ни взять Лапшин Алексея Германа, только удачливей в любви. Возлюбленная Кречетова - как узнаваема в ней Белка Татьяны Самойловой из "Летят журавли" Михаила Калатозова! Песня, исполняемая хором интернатовских мальчишек: "И той, Заречной улицы"... Привет от Марлена Хуциева и его "Весны на Заречной улице", снятой в прошлом тысячелетии на Одесской киностудии.

Знаков-отсылок в "Ликвидации" множество. Наверное, много больше, чем можно заметить при первом просмотре. Но именно они делают плоское пространство расхожего жанра "телесериал" объемным, глубоким, теплым. Они - и великолепные актерские работы.

В "Ликвидации" Сергея Урсуляка нет блистательных бенефисных выходов - еще один спор-повторение знакового фильма Станислава Говорухина. Можно ли забыть эти вспышки яркого света - выход Маньки-облигации (Лариса Удовиченко), Ручечника (Евгений Евстигнеев), Кирпича (Станислав Садальский)? Но Урсуляк усложняет задачу, его фильм в этом плане менее театрален. Не яркая вспышка, но постоянное горение высокого накала. Каждый актер - главный ли, эпизодический ли - ведет свою роль "от и до". Даже Фима (так трогательно и доверчиво исполненный Сергеем Маковецким), убитый во второй серии, незримо присутствует во всех остальных. Он живет в трагических глазах Давида Гоцмана, в которых умещается не только "вся скорбь еврейского народа", но и пустыня, по которой сорок лет скитались евреи.

Взятые крупным планом глаза актеров, - как правило, самые уязвимые моменты любого кинопроизведения. Поразительная смелость режиссера - не только постоянно употреблять крупные планы, но и настаивать на них. И смелость оправданная - гениальные диалоги глаз Чекана и Иды, то выжженные изнутри, то вдруг снова согретые внутренним теплом глаза Гоцмана, становящиеся совсем пустыми и никакими глаза Кречетова - "человека без лица", они еще говорят о высочайшем мастерстве режиссера, оператора и, конечно же, артистов.

Актерский ансамбль - сыгранность актеров, внутренняя связь, которая между ними возникает, - великолепен. Великолепны и признанные звезды, и восходящие, и те, кто еще не успел заслужить "звездного титула". Все - мастера, которым веришь до последнего произнесенного ими по-одесски звука, до последнего вздоха, снятого крупным планом, "глаза в глаза", когда фальшь чувствуется моментально.

Стоит ли говорить, что в фильме камера творит чудеса. Снять Одессу 1946-го, чтобы не лезли на каждом шагу подробности ХХI века, практически невозможно. Но невозможное было сделано. Почти без проколов. Удачно использовано общее состояние города - обшарпанные, с облупленной штукатуркой стены домов, проваленный асфальт - все точь-в-точь, как "после войны". В "Ликвидации" - ни одного "знакового", парадного вида города. Ни памятника Дюку де Ришелье, ни знаменитой лестницы. Нет там и взгляда на Оперный театр (еще бы, во время съемок фильма театр был в алюминиевых лесах!). Но атмосфера жизни Одессы передана точно и достоверно.

Домишки Молдаванки, мраморные лестницы парадных входов, галереи и галерейки дворов, лавовые ступени лестницы у истока Дерибасовской - это настоящая, не туристическая Одесса, пусть изнутри, но фильм - не путеводитель, не учебник истории. Можно считать это минусом. Хотя с какой стороны поглядеть.

"Ликвидация" Сергея Урсуляка добавляет еще один золотой в копилку одесского мифа. Миф - это, возможно, минус. Но фильм, настоящее кино, пропитанное этим мифом, - плюс.

Также в рубрике:

СЕРИАЛ

ПЕРСОНА

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;