Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7610) 13 - 19 декабря 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ТИМ РАШТОН: "Не могу терпеть ксенофобию"

Беседу вела Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора


Т.Раштон

В продолжение темы, которая возникла в прошлом номере

("Культура" рассказывала о новом назначении на пост худрука Финского балета датского премьера Кеннета Грева), одновременно с "датским акцентом" на фестивале "Балтийский дом в Москве", предлагаем интервью с Тимом РАШТОНОМ, руководителем Датского театра танца.

    

- Если честно, то я была уверена, что вы датчанин. Все, что доводилось видеть и слышать, связанное с вами, происходило из Дании. В 2001 году вашу хореографию танцевал на гастролях в Москве Алексей Ратманский, еще будучи артистом Датского Королевского балета. Только что датчанин Йохан Кобборг показал "Послеполуденный отдых фавна" в вашей хореографии. Как вы, британец по происхождению, к тому же классический танцовщик в прошлом, стали ключевой фигурой в датском современном танце?

- Расскажу все по порядку. Я действительно родился в Англии в Бирмингеме в 1963 году. Учился в школе Английского Королевского балета. И по образованию я - классический танцовщик. Но я не обладал подходящей внешностью и идеальными ногами, чтобы стремиться в будущем стать достойным балетным принцем. По молодости мне очень хотелось делать что-то идеально и обязательно выделяться из массы. Тогда я решил попытать счастье в театрах где-нибудь на окраине ойкумены классического танца, где было бы нужно традиционное балетное образование, но идеальная форма не считалась бы главным достоинством. Объехав несколько театров на севере Европы, я осел в Копенгагене в труппе Датского Королевского балета. В этом театре всячески поощрялось сочинительство - любой из артистов, кто имел склонность и желание, мог ставить для своих товарищей. Я ставил, но рядом работал Алексей Ратманский, который был абсолютным лидером - он мог делать с классическим танцем все что угодно. Начиная, он сразу выделился в сфере классики, или неоклассики, если хотите. А я, даже танцуя в его балетах, понимал, что классическая ниша уже занята. Мне не на что было рассчитывать. Вот я и решил отклониться в другую сторону - в современный танец.

    

- Что значит отклониться? Отказаться от классических позиций, пуантов, пачек или что-то еще?

- Я отрезал от себя все - и Англию, и классические традиции. У меня была в 2001 году цель - сделать труппу Датского театра танца (с 2001 года Тим Раштон, завершив в 38 лет, как и положено, карьеру танцовщика, стал худруком Датского театра танца. - Е.Б. ) уникальной, самобытной и безупречной в смысле уровня исполнения.

    

- Хотите сказать, что не следите за творчеством ваших младших коллег из Англии - вполне успешных Уэйна Макгрегора, Кристофера Уилдона, Кристофера Хэмспсон, Рассела Малифанта?

- Точно. Понятия не имею, что они делают. Отрезал, так отрезал. Или ты делаешь свое, или смотришь на других. Я сосредоточен на Дании. А здесь исторически сложилась такая ситуация, что в каждой сфере - один лидер. Вспомним, что был один Бурнонвиль, один Торвальдсен, один Андерсен. Я имею в виду людей, во всех отношениях самобытных. В Дании благоприятная атмосфера для создания вещей с национальным ярлыком. Многие из них не нуждаются в постоянной апробации на интернациональное качество. Акцент что ли особый существует.

    

- Странное дело. Месяц назад Йохан Кобборг в своих интервью разным газетам убеждал нас в обратном - говорил, что Дания закрытая страна, в которой он задыхается. И аудитория просто смешная по сравнению с Англией, например.

- Это слова амбициозного человека. Я свободен от амбиций - хочу заниматься чистым искусством. Полагаю, что даже в безвоздушном пространстве художник может выжить, если ему есть что сказать.

    

- О чем вы любите говорить? Сама Дания вдохновляет вас? Ваш кумир Бурнонвиль был патриотом, между прочим.

- Я наблюдатель - смотрю на людей в обществе. Мои спектакли о том, что я вижу вокруг. Основная тема "Парка животных" - нетерпимость людей друг к другу и страшная ксенофобия. Люди считают чужим любого "другого" - с иным, чем у тебя, цветом кожи, иным языком, иным взглядом на отношения полов. Датчане - сдержанный народ - негров открыто не оскорбляют, геев не бьют, хотя могут и в автобусе отсесть, и руки не подать. Не от ненависти, а от страха. Пока все это есть среди нас, я не устану ставить об этих общественных фобиях спектакли. Уверен, что в маленькой стране мое прямое высказывание со сцены все же будет услышано когда-нибудь. Пусть людям будет поначалу некомфортно в нашем театре. Однако если держать труппу в наилучшей физической форме, поддерживать на высоком уровне пластическую сторону спектаклей, но при этом говорить о вещах актуальных, то молодой зритель вернется в это место.

    

- Ваш балет "Мел" тем не менее имеет сюжет иной, чем на тему "человек и общество". Что за история лежит у его истоков?

- Я не успел сказать о второй составляющей моих спектаклей. Почти все они имеют личную окраску. Когда-то в детстве я присутствовал на похоронах и был сильно потрясен увиденным - особые песнопения, церковный обряд, слезы отца и земля, которую все присутствующие кидали. То, что родом из детства, - оно сидит в нас и рвется наружу время от времени. Я сделал спектакль о том, какой универсальный путь проходит человек, о библейских истинах-императивах, о силе обряда. Заодно избавился от странного чувства, от детской фобии.

    

- Что же, датская публика питается только заумными абстракциями? Неужели она может жить без литературных сюжетов, без story в традиционном понимании?

- Хочет story, но уже привыкает, что танцтеатр - это нечто другое. И критика своя сформировалась - корреспонденты, охватывающие исключительно зону современного танца. Но когда вы сказали, что я похож на настоящего датчанина, то вы мне льстили. Я бы очень хотел стать датчанином, однако я англичанин и не могу жить без некоторых вещей. Вот без литературной story, например. Как раз собираюсь поставить нечто с литературным сюжетом. Спросите, зачем? Не знаю. Наверное, затем же, зачем Ратманский поставил "Анну Каренину". Поставлю и изживу фобию раз и навсегда.

    

- Каков состав вашей труппы? Балетных игнорируете?

- Состав интернациональный. В труппе 11 человек, из них двое "классиков". Я не обращаю внимания на образование артиста при отборе, для меня главное - яркая индивидуальность. И умение двигаться. Комплекс вины перед классическим балетом имею, поэтому с удовольствием работаю с балетными.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;