Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7610) 13 - 19 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Культурная политика: из первых устМАЙЯ КОБАХИДЗЕ: "Актуальное искусство становится модным, главное - чтобы не стало гламурным"Беседу вела Евгения МИРОНОВА Конец декабря - традиционное время, когда подводят итоги уходящего года и строят планы на будущее. 2007 год, может быть, в большей степени, чем предыдущие, отразил всю парадоксальность нынешнего существования культуры. С одной стороны, масштабные международные проекты, блистательные и мощные, с другой - 14 копеек в год на культурные нужды одного сельского жителя. С одной стороны, амбициозный проект Президентской библиотеки, устремленный в высокотехнологическое будущее, с другой - зарплата библиотекарей, так и не догнавшая прожиточный минимум. С одной стороны, ревизия музейных фондов фиксирует невероятные художественные ценности, с другой - их негде хранить и некому охранять. Блеск и нищета... И гигантское расстояние между этими полюсами не позволяет признать современное состояние культуры благополучным и безоблачным. Хотя в будущее мы смотрим, скорее, с оптимизмом. Уже готовы серьезные документы, предопределяющие развитие культуры на ближайшие 3 - 5 лет, содержание которых позволяет говорить о том, что у нас начинают формироваться контуры взвешенной государственной культурной политики. Собственно, об этом и рассказывают наши собеседники на этой полосе.
В последние годы заметно выросли количество и масштаб российских международных культурных проектов. Многие из них проводятся под эгидой Управления современного искусства Роскультуры. О нарастающей активности России на внешнеполитической культурной арене и состоянии дел в современном искусстве внутри страны мы разговариваем с начальником управления Роскультуры Майей КОБАХИДЗЕ.
- Каковы основные приоритеты внешней культурной политики России? - В первую очередь мы должны способствовать созданию позитивного образа России за пределами нашей страны. Именно этим мы руководствуемся при проведении международных культурных акций - фестивалей, дней, сезонов и годов культуры. А создается этот позитивный образ за счет тщательной подготовки каждой из запланированных акций. Мы детально продумываем программу, учитываем культурный контекст принимающей стороны, сложившиеся традиции культурного обмена. Есть страны, где мы можем без опаски представлять весь спектр российского современного искусства, будучи уверены, что даже самые смелые эксперименты будут поняты и восприняты адекватно, но есть и такие, в которых еще не сформировалась публика, готовая к радикальным творческим актам. Не столь важно, какое искусство мы показываем за рубежом - классическое или современное, важно, чтобы это было качественное искусство, способное наглядно продемонстрировать, что в нашей стране сегодня созданы благоприятные условия для развития культуры. Еще очень важен сам факт государственной поддержки международных культурных проектов, которые ассоциируются у местного зрителя с российским государством. Не секрет, что многие российские коллективы, в первую очередь музыкальные, часто посещают западные страны и без нашей помощи, в рамках регулярных гастролей. Но гастроли носят разовый характер, а крупные международные культурные акции влекут за собой позитивное развитие культурных отношений между странами. Мы стараемся, чтобы иностранный зритель получал многообразную, полную и вместе с тем доступную картину, отражающую текущее состояние дел в российском искусстве. То же самое можно сказать и о культурных программах, которые иностранные державы показывают в России, поэтому двусторонние международные проекты в области культуры не только формируют позитивный образ России за рубежом, но и улучшают имидж России в глазах ее собственных граждан. Помимо паритетных международных культурных акций - дней, сезонов и годов культуры, в которых ответственность за программу обычно берет на себя противоположная сторона, ведется постоянная фестивальная работа, которая особенно интересна тем, что зарубежных участников отбирают наши, российские, эксперты. Чеховский фестиваль, Фестиваль "Новый европейский театр", Фестиваль "Территория", Московская биеннале современного искусства, Пасхальный фестиваль, Фестиваль "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге, Фестиваль симфонических оркестров мира - все они позволяют расширить кругозор российской публики, показать здесь то, что позволяет получить представление о мировом культурном контексте. Я вспоминаю одну из первых подобных акций - Театральную олимпиаду в Москве, которая, на мой взгляд, стала настоящим прорывом. Несмотря на все экономические трудности 2001 года, Театральная олимпиада сумела ощутимо изменить культурную ситуацию и даже сознание зрителя, освободить его мировосприятие от штампов. Помните, как раньше была организована наша гастрольная деятельность? На гастроли в Россию приезжали только артисты, которые уже сходят с концертной сцены. Сегодня благодаря активной и продуманной фестивальной деятельности у нас есть возможность привозить в Россию звезд первой величины.
- Можем ли мы говорить о том, что российское искусство востребовано в мире? В каких странах его лучше всего принимают? - Да, российское искусство сейчас очень востребовано, но восприятие и мотивации везде разные. И здесь особое место занимают страны СНГ, публика в которых просто истосковалась по культурным контактам с Россией. Особенно это касается людей среднего и зрелого возраста, чья молодость была неразрывна с российской культурой. Теперь они хотят, чтобы к ней приобщились их дети. Это, кстати, накладывает на нас особую ответственность - мы не можем себе позволить обмануть их ожидания.
- Значит, страны СНГ не остались за бортом международной культурной политики России? - Конечно, нет! Со странами СНГ ведется планомерная работа по культурному обмену. С Белоруссией у нас существуют общие культурные программы, которые успешно реализуются. Очень стабильные отношения с Арменией, Азербайджаном и Казахстаном. Проходят обменные Дни культуры с Молдовой - мы принимали их в этом году, а на будущий год поедем в Кишинев. Украина, особенно Крым, всегда были хорошо охвачены гастрольной деятельностью российских деятелей культуры, а в этом году мы заметно расширили географию украинских гастролей за счет ее западных областей. Мы успешно работаем с Балтийскими странами: в этом году у нас проходит сезон культуры Латвии. С другими странами не так все гладко, в основном это связано с их нелегким экономическим положением, из-за которого они не всегда готовы к паритетным культурным отношениям, а это немаловажно при организации двусторонних культурных акций. В работе со странами СНГ нам очень помогают российские фестивали искусств, поддерживаемые государством, которые проводят свои собственные международные программы. Хороший пример - "Золотая Маска", главный национальный драматический фестиваль, который успешно проходит и на балтийской земле.
- Какие крупные культурные инициативы Роскультуры на международной арене вы хотели бы отметить? Что нас ожидает в будущем? - Из прошедших событий: "обменные" года культуры между Россией и Китаем, Фестиваль российской культуры в Японии, который имел такой успех, что на государственном уровне было заключено соглашение о придании ему ежегодного статуса. В этом году мы представляли российское искусство в Турции, а в 2008-м ждем их у себя. В декабре завершается российский сезон в Польше. В следующем году состоится Год России в Болгарии, Год России в Индии. В 2010-м мы обменяемся годами культуры с Францией, договоренность об этом была достигнута во время визита президента Франции в Россию. Ведутся переговоры о проведении в 2011-м обменных годов культуры с Великобританией. Важно, что после завершения каждой из этих акций мы не прекращаем сотрудничать в области культуры. Скажем, мы договорились с китайскими коллегами о проведении дней культуры наших стран, которые теперь будут проходить ежегодно. В рамках этих дней культуры мы постараемся показать в Китае наше молодежное искусство, поп- и рок-музыку. Кстати, со следующего года мы начинаем ежегодно отмечать День России - 12 июня - акциями в странах Содружества, в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Вы руководите Управлением современного искусства. Считаете ли вы, что российская публика готова к восприятию сложного, экспериментального искусства? - Об этом легко судить по полным залам на фестивалях современного искусства. Вспомните, какой аншлаг сопутствовал мероприятиям, проводившимся в рамках Московской биеннале... Аудитория современного искусства - это самая социально активная часть нашего общества, и она, что называется, "голосует рублем".
- Достаточно ли, на ваш взгляд, финансируется современное искусство? - Полагаю, никто не поверит, если я скажу "достаточно". Все новое, то, что еще не продается, требует финансовой поддержки, в том числе и от государства. Впрочем, ситуация немного меняется. Очень радует, что в последнее время в современное искусство пришли спонсоры и меценаты. Но государство ни в коем случае не должно уходить из этих проектов, подвергая их опасной тенденции к коммерциализации. Уже есть успешные примеры совместного государственного и спонсороского финансирования в области современного искусства: скажем, создание экспозиции в павильоне России на Венецианской биеннале, которой в этом году сопутствовал колоссальный зрительский успех. Очевидно, что актуальное искусство становится модным. С одной стороны, это нас радует, с другой - мы должны быть начеку, чтобы не дать ему отклониться в сторону гламура. Именно на это и направлена взвешенная политика государства в области современного искусства.
- Что вам кажется наиболее сложным в работе на посту начальника Управления современного искусства Роскультуры? - Практика показывает, что самое сложное - это общение. Порой непросто наладить конструктивный и доверительный контакт с творческими людьми. В этом не помогут ни долгий стаж работы, ни накопленные знания и опыт... Каждый художник требует индивидуального подхода, он по-своему уникален, неповторим, и успех переговоров с ним во многом зависит от того, насколько ты в состоянии проникнуться его проблемами, понять, что его тревожит. С одной стороны, мы вынуждены "подстраиваться" под него, с другой - действовать, исходя из принципов культурной, а часто и экономической целесообразности. Честно говоря, это отнимает много сил.
- Чем лично вам запомнился прошедший культурный сезон? - Было много интересного и заслуживающего внимания, но я бы хотела особо отметить событие, которое способно серьезно повлиять на театральную жизнь страны: Театр Наций возглавил Евгений Миронов. Театр, пусть еще не завершенный, буквально ожил с приходом этого потрясающего человека, невероятно одаренного и энергичного. Кстати, в прошлый четверг у него был день рождения. Идеи, возникающие в стенах этого театра, нас очень вдохновляют. Я надеюсь, у нас хватит сил достойно поддержать инициативы. Также в рубрике:
|