Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7610) 13 - 19 декабря 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесМАРИНА ЗУДИНА: "Мечтаю сделать с Табаковым характерную роль"Беседу вела Вера ЗВЕЗДОВА
Получив известность как киноактриса, Марина ЗУДИНА довольно быстро предпочла кинематографу театральную сцену. И это понятно: то, что она имеет в "Табакерке" и МХТ, несравнимо больше того, что могут предложить ей современные кинорежиссеры. Однако редкие "вылазки" на экран Зудина время от времени все-таки совершает. Сейчас, например, она снимается у Тимура Исадзе в телесериале "Наследники". - На мой взгляд, это интересная, а главное, не криминальная человеческая история с неожиданными ситуациями, в которых раскрываются характеры героев. На картине собралась очень хорошая компания: Родион Нахапетов, Елена Сафонова, Данила Белых, Маша Машкова. Моих братьев играют Александр Домогаров и Александр Балуев. Первый канал обещает показать фильм следующей осенью. Но пока съемки еще не закончены.
- Из телесериалов, снятых в последние годы, особенно много шума наделал "Есенин". Вы в этом проекте сыграли Зинаиду Райх. По объему роль невелика. Почему вы согласились? - Если честно, меня Сережа Безруков попросил. Ему было важно, чтобы рядом с ним были люди, которым он доверяет. Я знаю, что фильм ругали, но мне было интересно и с Сережей работать, и играть эту роль. Когда в нескольких сценах нужно раскрыть неординарный характер, это увлекает. По мне, лучше небольшая, но выпуклая роль второго плана, чем пресная главная героиня в долгоиграющем сериале. Лучше немного, но ярко. Я внимательно читала мемуарную литературу. К тому же моим партнером по фильму был Петр Васильевич Меркурьев, внук Мейерхольда по линии его первой жены. И он очень хорошо говорил о Зинаиде Райх. Пересказывал то, что слышал от своей матери, что никак не вязалось со сложившимся стереотипом негативного восприятия Райх: жена-премьерша, красивая, но бездарная. Все со знаком "минус". А то, что у них с Мейерхольдом были по-настоящему замечательные работы, небрежно "промахивалось".
- То есть вы для себя определили Райх как талантливую актрису? - Она была неординарной личностью. Вообще-то она училась у Мейерхольда режиссуре и актрисой быть не собиралась. Но вскоре очень тяжело заболела. Настолько тяжело, что болезнь грозила душевным расстройством. И Мейерхольд, чтобы придумать какую-то эмоциональную разрядку, стал занимать ее как актрису. Есть свидетельства, что в "Ревизоре" и "Даме с камелиями" она играла грандиозно. Во всяком случае, когда Театр Мейерхольда гастролировал в Германии, многие не приняли режиссера Мейерхольда, но все безоговорочно приняли актрису Райх. Так писали немецкие критики, у которых не было изначально предвзятого отношения к ней. Трудно сказать, до какой степени Райх была одарена как актриса. Я так понимаю, что Мейерхольда она интересовала как определенный женский тип. И в своих спектаклях он многое строил именно вокруг ее индивидуальности.
- Многие находят в судьбе Райх параллели, сходные с вашими жизненными обстоятельствами: муж - режиссер и худрук театра, жена - главная актриса его труппы... - Да, есть такое. Может быть, мне было интересно ее сыграть и поэтому тоже.
- Сегодня актрисы все чаще бросают театр ради работы на телевидении. Как вы думаете, что движет ими в большей степени: желание славы и денег или все-таки творческая неудовлетворенность? - Есть разные сериалы, в том числе и очень неплохие. Но если взять за точку отсчета основной поток, особенно "мыльные оперы" по сто серий и больше, говорить о творческом удовлетворении здесь не приходится. Однажды ради эксперимента я попробовала сняться в костюмном сериале "Адъютанты любви". Уверяю вас, это не творчество. Мало того, что сценарий очередной серии пишется накануне и дается тебе в день съемок, так еще и заявленный поначалу характер трансформируется до неузнаваемости. От тебя ничего не зависит. Ты даешь согласие на роль сильной, волевой женщины, а через десять серий понимаешь, что играешь какую-то полудурошную - полуводевильную героиню. Мне это все напоминает инсценированные "народные шоу", где участникам заранее раздается текст. Ну не может прийти на телевидение человек, подсыпавший теще в суп отраву, чтобы рассказать и откомментировать свои действия на всю страну! Хотя кто-то, наверное, верит, что все это правда. Так что театр ради телевидения чаще бросают все-таки из-за заработка. Популярность? Может быть, кому-то ситкомы и помогли. Но таких единицы. Периодически на экране из сериала в сериал мелькают какие-то лица, однако они не становятся звездами. Их популярность остается на уровне "где-то я вас видел". Думаю, что скоро и у нас произойдет разделение: артистов, принимающих участие в ситкомах, перестанут снимать в кино. Как в Америке, где люди из "мыльных опер" никогда не приглашаются в крупнобюджетные кинопроекты. С другой стороны, лучше играть в телесериалах, чем сидеть дома и пить. Для многих артистов сериалы - реальный выход из тупиковой ситуации. Это деньги и все-таки занятие профессией.
- Марина, вам невероятно везло в жизни на партнеров. И в кино, и в театре. Какие качества, на ваш взгляд, необходимы, чтобы в актерском дуэте ни один из участников не тянул одеяло на себя? - Все зависит от таланта. Талантливый артист - всегда замечательный партнер. Но думаю, что важны еще и человеческие отношения. Например, с Олегом Ивановичем Борисовым на съемках картины "По главной улице с оркестром" сложилось все не сразу. Он очень закрытый человек был, а я привыкла к комфортному общению. Мы отыгрывали с ним сцену, и он мгновенно отделялся от меня некой стеной, что я болезненно воспринимала. Но потом, видимо, появилось доверие ко мне, и это прошло. Олег Иванович даже хотел, чтобы я играла с ним "Кроткую". Он тогда переехал в Москву и готовился перенести на сцену МХАТа питерский спектакль. Но мы уже думали о своем театре, создавали "Табакерку", и я не очень за идею Олега Ивановича зацепилась, так все на нет и сошло. А, например, с Сережей Безруковым у нас все спектакли складывались легко. Но была одна сцена в "Мудреце", где он привык к аплодисментам. А в какой-то момент я в этой сцене что-то по-другому стала делать, и внимание зрителей перешло ко мне. Помню, поначалу он очень старался перетянуть одеяло на себя, так что мне даже обидно стало. Господи, думаю, ну у тебя и так роль яркая, а у меня и кусков-то всего ничего! Но это нюансы, которые потом выровнялись, поскольку возникли от непривычности. Когда меняется реакция зала, партнеру в первый момент начинает казаться, что это потому, что он делает что-то не так. Но все-таки Олег Павлович учил нас, что мы играем по-живому и друг с другом. И поэтому импровизация всегда приветствуется. В пределах заданного рисунка.
- То есть Табаков-режиссер оставляет пространство для импровизации? - Обязательно. Постановка спектакля - это же творческий процесс. И когда есть какие-то предложения, когда ты можешь что-то придумать и твои идеи на пользу дела, то творческие споры бывают только плодотворны. Другой вопрос, что как с режиссером я с Олегом Павловичем очень давно не работала. Уже лет восемь, наверное. Кстати, он всегда очень интересно показывает. А поскольку мне с возрастом стали любопытны характерные роли, чему у него можно и нужно поучиться, то я бы очень хотела сделать с ним какую-нибудь характерную роль. Чтобы он мне помог.
- Олег Павлович Табаков относится к редкой категории строителей театра. Как вы думаете, почему таких людей сегодня все меньше и меньше? - На этот вопрос очень хорошо мог бы ответить сам Олег Павлович. Думаю, талант строителя театра - это отдельный талант. Он живет общим делом. Он - политик. Даже если в обыденной жизни он что-то не принимает, то в театре, для того чтобы совместить интересы многих людей, порой закрывает на это глаза. Или, помимо негативных проявлений, концентрируется на положительных качествах участников процесса. С точки зрения того, как их можно использовать в общем деле. И, конечно, это ответственность за других. Надо думать о том, кому нужна квартира, кому звание, кому повышение зарплаты и так далее. Сегодня немногие хотят за что-то отвечать, это сложно. Режиссеры нацелены на то, чтобы делать определенные проекты. И никто не хочет руководить театром в полном смысле этого слова: думать о сбалансированности репертуара, о занятости труппы и уж тем более о финансовых вопросах. Они готовы работать только на собственный успех. Настоящему же руководителю нужно, чтобы все спектакли были одинаково успешны. И чем больше успешных спектаклей, чем больше хороших артистов, режиссеров и художников работает в театре, тем лучше.
- Вы очень много играете и в "Табакерке", и в МХТ. Какой спектакль на сегодняшний день ваш любимый? - Раньше я всегда называла "Мудреца" и "Идиота", а сегодня мне нравятся "Дядя Ваня" и, как ни странно, "Утиная охота". Притом что роль в "Охоте" не главная. Но мне кажется, что сейчас я что-то открыла в ней для себя. И лучше стала играть. Более жестко, более сдержанно и более... правильно. Когда спектакль только выпустили, я Костю Хабенского не знала. К тому же у него совсем другая школа, питерская. Мне было проще с артистами нашего театра. И понадобилось несколько лет, прежде чем мы с Костей что-то поняли друг про друга и притерлись.
- А в кино вы ходите? - Не часто, но ходим, обычно с сыном. Но иногда и втроем. Последний раз все вместе посмотрели "13 друзей Оушена", а с Павликом - "Внука Гагарина".
- Дочери Гагарина подали на авторов этой картины в суд. На ваш взгляд, их претензии справедливы? - Честно говоря, я не очень понимаю причины, побудившие их совершить подобный поступок. Это абсолютный вымысел, впрямую к Гагарину фильм никакого отношения не имеет. И ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову, что он порочит честь и достоинство космонавта номер один. Наоборот, это добрый фильм о человеческих отношениях, очень трогательный. Павлик даже плакал. И у меня комок в горле был. Это не просчитанное коммерческое кино, на котором люди деньги делают. И будет очень жалко, если широкий зритель картину не увидит.
- Иногда кажется, что с газетных страниц критика сегодня целиком переместилась в Интернет. Там обсуждают всех и вся. Ведутся споры и о вашем творчестве. Вы их читаете? - У меня нет Интернета. Но, честно говоря, меня не волнует, что думают по моему поводу какие-нибудь Иван Петрович или Софья Марковна. Я же им не высказываю, как они выглядят, что носят и с кем живут. Так почему я должна интересоваться тем, что обо мне говорят на форумах?
- А профессиональная критика актрисой Зудиной востребована? - Мне интересно мнение, например, Анатолия Мироновича Смелянского. Или Инны Натановны Соловьевой. Или некоторых журналистов, которых я знаю на протяжении времени и которые знают меня и мое творчество. И я спокойно отношусь ко всему другому. Очень часто критика хвалит какой-то спектакль, а он зал не собирает, так что через полгода театр вынужден снять его с репертуара. И бывают спектакли, про которые критики снисходительно говорят: "Ну ничего", - а они через два-три года расцветают. У нас так с "Мудрецом" было. Сколько бы мы его ни играли, всегда - аншлаг. Потому что по-настоящему спектакль состоялся не на премьере, в подвале "Табакерки", а через полгода, когда мы его вынесли на большую сцену. Но критики-то ходят на премьеры - вот в чем дело. Для меня важнее, когда режиссеры и партнеры хотят со мной работать. Когда звонят с какими-то интересными предложениями. Именно это определяет твою актерскую состоятельность. Кроме того, мне кажется, артисты сами про себя достаточно много знают. С другой стороны, когда вышел спектакль "Гамлет", на мой взгляд, очень талантливого режиссера Юрия Бутусова с Пореченковым, Хабенским и Трухиным, пресса откликнулась на него рецензией "Менты" на сцене". Я знаю, с какой любовью репетировали спектакль артисты и от скольких предложений в кино ради него отказались. И мне очень хотелось сказать дорогим критикам, что, если они будут так писать, все артисты убегут из театра в сериалы, чтобы зарабатывать деньги и не читать ту ругань, которой их поливают. Театр - это процесс, это поиск, во время которого художник может ошибиться. Поэтому любая, даже неудачная театральная работа заслуживает уважения. Также в рубрике:
|