Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7183) 1 - 7 июля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Евразия

ЕВГЕНИЯ ЛИСИЦЫНА: "Какую пьесу поставила жизнь!"

ЛАТВИЯ

Беседу вела Ирина КИРЬЯНОВА
Краснодар


С тех пор как пять лет назад в порыве удивительного вдохновения мэрия Краснодара отдала под концерты свой зал заседаний и оплатила работу знаменитой немецкой органостроительной фирмы "Беккерат", которая установила в зале великолепный инструмент, каждую осень сюда на Международный органный фестиваль съезжаются интересные музыканты из стран бывшего Союза, а также Германии. И всякий раз самой обаятельной звездой оказывается гостья из Риги - Евгения ЛИСИЦЫНА. Та самая, что божественно царила над нами в Домском соборе, когда мы - ты, я, он, она, вместе целая страна - в толпе восторженных туристов являлись поклониться самой популярной достопримечательности старого города.

    

- Евгения Владимировна, рижанкой вы стали благодаря органу, а по-настоящему...

- Тульские мы. Самоварщики-оружейники. А прапрабабушка моя была кормилицей Льва Николаевича Толстого. Существует семейное предание, что он ее очень любил, навещал в ее деревенской избе, печь там выложил своими руками... Деревня, в которой жили предки моей мамы, называется Житово, это рядом с Ясной Поляной. А дедушка был гармонщик. Делал гармошки. Мама моя помнит, как - маленькой - вставляла в дедушкины гармошки перламутровую инкрустацию.

Папина родня из самой Тулы. Говорят, видели самовар середины прошлого века, на котором было написано "Лисицынъ". А дедушка отца был книготорговец Белов. Начинал с нуля, сам выучился, начал торговать, разбогател, у него было несколько больших домов и магазинов в Туле и Москве.

В 49-м году папа, мама и мы с братишкой перебрались на Урал, в Челябинск-40. Папа работал на знаменитом комбинате "Маяк", страшно засекреченном, где в 57-м году произошел памятный взрыв. Сейчас наш номерной городок переименовали в Озерск. Брат мой Володя пошел служить во флот, сам выбрал, говорил: "Хочу туда, где интересно. Будет, что внукам рассказать..." Он был членом экипажа той подводной лодки К-129, которая 30 лет назад бесследно исчезла в Тихом океане близ Гавайских островов. Страшная трагедия пришла в семью. Помню, я неделю не в этом мире была. Чтобы уберечь родителей от воспоминаний, перевезла их в Латвию, они прожили там 10 лет и переехали в Москву.

    

- Как случилось, что вы выбрали столь экзотический инструмент и оказались в Латвии?

- Когда я училась в 11-м классе, папа привез из ленинградской командировки проспект консерватории для поступающих в вузы. Там я прочитала: "Объявляется прием на фортепьянно-органный факультет..." Меня заворожили эти слова. В них было небо... Проучилась четыре года и поняла, что органом в Ленинграде заниматься не смогу. Потому что все препоны, какие можно вообразить, были мне поставлены. В то время в классе органа преподавал Исайя Браудо. У него дочка была моего возраста. Ему хотелось сохранить семейную монополию. Во мне он почувствовал слишком серьезного конкурента.

    

- Вы бросили консерваторию и уехали в Ригу?

- Не совсем. Меня исключили. Тот же Браудо и исключил. Повод представился, когда я "без спросу" съездила в Минск и дважды сыграла там на концертах "Страсти по Матфею" Баха. Конечно, если б я молчала, это бы сошло с рук. Но поскольку меня распирало от радости, я поделилась с друзьями-подругами. Дошло до Браудо, он рассвирепел. А я потому и не спрашивала разрешения, что была уверена в отказе. Вот и подумала: "Эх, была не была! Хоть раз по-настоящему сыграю..." Формально дирекция консерватории придралась к не вовремя сданному зачету по английскому. И меня, четверокурсницу, имеющую пятерку по специальности, отчислили с формулировкой: "За несвоевременную сдачу задолженности..." Приказ вывесили в день моего рождения, 11 ноября

64-го года. Спас органист Марк Борисович Шахин. "Женечка, поезжай-ка в Прибалтику, там органное дело ценят". Ну я и рванула в Ригу.

    

- И сразу к Николаю Карловичу Ванадзиню?

- Сразу! Обаятельнейший был человек! Души - необыкновенной! А занималось у него в органном классе Рижской консерватории полтора человека. И тут - я. Он взял меня на второй курс. Я практически жила возле органа, занималась по 8 часов в день. В конце первого рижского года состоялся мой сольный концерт в Домском. У второкурсницы! Первый случай в истории консерватории. А сколько важных мелочей преподавал мне Ванадзин! Например, ни в коем случае не принимать перед концертом горячий душ... Пока я училась в консерватории, его все время мучил страх, что я голодная. Подкармливал. Очень за меня переживал. И говорил: "У меня такой ученицы еще не было". В конце концов стал звать "доченькой". Повторял: "Доченька, вы меня зажгли..." И действительно, он столько играл мне сам, мы столько литературы просмотрели...Со второго курса меня перевели на четвертый, а на пятом премировали стипендией имени Чайковского.

    

- Ванадзинь считал вас своей наследницей в Органном зале Рижской консерватории. Однако "наследство" досталось другому...

- Да, Николай Карлович считал меня наследницей. Но человека нет - и его не спрашивают. Может быть, если бы я обивала пороги... Но я этого не делаю никогда. Обидно, конечно. Потому что мне есть чем поделиться...

    

- Ученики-то у вас все равно есть.

- Скорее - верные люди. Вот Миша Павалий из Краснодара. Он еще подростком приехал в Ригу к приятелю, церковному органисту. И надумали ребята разыскать меня. Сначала я не относилась к Мише серьезно. Теперь смотрю - замечательный музыкант получился: умница, со вкусом, технически оснащен полностью. В Италии есть ученик - как Миша, в точности. Когда я там бываю. берет уроки и всем говорит: "Евгения приехала - мне теперь работы на полгода хватит".

    

- Долгие годы Домский собор прочно связывался с вашим именем. Но, кажется, в начале 90-х вас от него "отлучили"?

- Было такое, когда под меня "копали". Я там не играла полтора года. Но когда однажды мне устроили концерт в другой церкви - боже мой, что творилось, столпотворение, я даже была удивлена. Сейчас все нормально, время запретов прошло. Но концертов очень мало. Публики нет. 200 - 300 человек в зале на полторы тысячи мест. А то и 50... Нет в Риге культуры посещения концертов.

    

- Это у рижан-то нет культуры слушания органа?

- А чему удивляться? Рижане не ходят в Домский. Часто доводится слышать: "Домский? Я там ни разу не был..." Подумайте! Такой уникальный инструмент! А само помещение какое! Все построено с одухотворенностью, даже стены. Акустика потрясающая. Красота неописуемая. Просто заходишь в зал и уже становишься другим. А рижане не ходили, не ходят и не будут, наверное, ходить.

    

- Почему же раньше в Домский нельзя было попасть?

- Действовали санатории, базы отдыха, в свободную продажу попадало не больше 200 билетов. Те же 200 билетов покупают и сегодня. Туристов мало, и в основном они с Запада.

    

- Насколько я знаю, в период "отлучения" вы занимались на органе, подаренном вам итальянцами, а его, в свою очередь, "приютил" собор Святого Петра...

- Недавно все переменилось. Во-первых, сын сказал: "Мама, что ты все куда-то бегаешь заниматься, ставь свой инструмент дома". Теперь я белый человек, занимаюсь в квартире и получаю колоссальное удовольствие. Во-вторых, я решила сделать подарок Риге к ее 800-летию, которое будет в 2001 году: сыграть всего органного Баха, 15 концертов. Городская дума проект поддержала. Конечно, это будет происходить в Домском. Концерты расписаны до марта 2000 года, но я подумала: как же так, юбилейный-то 2001-й. Стала размышлять. И придумала, знаете! Когда-то Бах, чтобы расположить к себе власти одного из городов, написал цикл "Музыкальное приношение". А французский композитор и органист Жан Гийю лет 20 назад подарил мне собственную обработку этого произведения. Что может быть лучше "Приношения" в день юбилея!

    

- Вы обожаете экспериментировать. Обработали для органа Мусоргского. Да еще раскрасили его "Картинки" колоколами, барабанами и тамтамом...

- О, Мусоргский! Это интересная история. Как-то я была в Германии. И пригласили меня сыграть в церкви. Сыграла - и вдруг оказалось, что немцы несколько разочарованы, потому что ждали от меня русской программы. Но какая может быть русская органная программа? Нонсенс! И тут на меня снизошла идея: Мусоргский! Сделала переложение, сыграли на трех органах - немцы были в совершеннейшем восторге. Из Германии я ехала в Италию. Попробовала и там играть те же "Картинки с выставки". И вот в одной церкви встретились мне колокола. Настоящие, не трубочки, не имитация. Ну я их, естественно, употребила. В другой церкви использовала колокола на башне, чем совершенно ошеломила местную публику... А потом я обратила внимание вот на что: на органе невозможно делать акценты. А в "Картинках" много мест, где написано "sforzando", акцент. Я подумала: если у меня будет ударник, почему бы не попросить его сыграть эти акценты? Так и сделала переложение для органа и ударных. Сначала робко. А потом появился полный набор: и барабаны, и большой гонг, и колокольчики, и флексотон, и ксилофон, и литавры, и тарелки... В Риге это произвело фурор. В России это первыми услышали краснодарцы.

    

- Не собираетесь переезжать в Россию?

- Кто меня ждет? Мир уже сложился. Кстати, я ведь прожила в Москве 8 лет, хотя работала в Риге. И Москва меня не приняла. Я ходила в филармонию систематически. Столь же систематически мне отвечали: "Мест нет". А в Риге люди давно успокоились, более того, у меня теперь с латышами отношения лучше, чем раньше. Они стали теплее, даже молодежь приветливая. Мне дали гражданство Латвии - "за особые заслуги". Такой шум устроили. Фильм сняли. Это было в 95-м году. Тогда пять человек получили гражданство. Правда, потом опять перестали давать. Конечно, заслуги перед Латвией имеют все, кто жил и честно работал там. А теперь им говорят: "Уезжайте". Все равно что деревьям сказать: "Уходите".

Иногда мне кажется, что под влиянием звезд, солнца или чего-то еще люди вдруг сходят с ума. Самые умные, интеллигентные начинают нести ужаснейшую чепуху. Вот ведь какую пьесу поставила жизнь... И думаю, эта пьеса еще не закончена.

Также в рубрике:

ЛАТВИЯ

БЕЛОРУССИЯ

УКРАИНА

КРЫМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;