Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7183) 1 - 7 июля 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраАнтикварная Пальмира"Экспо-Парк" представляет Надежда НАЗАРЕВСКАЯ Проходивший в Питере в середине июня Антикварный салон, традиционно организуемый "Экспо-Парком", еще раз подтвердил статус Северной Пальмиры как средоточия художественных ценностей. В течение почти двух столетий российские самодержцы и русская аристократия привозили из Европы живопись и скульптуру, мебель, бронзу, фарфор, серебро. Дворцовый Петербург обставлялся превосходными мебельщиками, а изящные горки и шкафы наполнялись произведениями императорских заводов. И ныне московский антикварный рынок живет, что называется, поставками из Петербурга. В открывшейся 15 июня в Мраморном зале Этнографического музея экспозиции приняли участие немногие москвичи: "Гелос", "Традиция и личность" и "Русский модерн". Остальные 17 участников - сами питерцы, и треть из них впервые представили себя на широкое обозрение. "Уровень нынешнего салона ниже московских, - полагает Евгений Малышев, генеральный директор магазина "Санкт- Петербург". - Наше участие мы не рассматривали как коммерческую акцию. Это скорее первое знакомство с публикой, которое может принести дивиденды в далеком будущем". Этот магазин представил редчайшие вещи: полотно Ивана Клюна "Вечер. Веранда" и "Апокалипсис" Ильи Репина. Произведений Клюна сохранилось очень мало. Большинство его работ исчезло во время второй мировой войны. То немногое, что уцелело, было собрано известным коллекционером Г.Костаки. Появление любой вещи этого мастера на легальном рынке - значительное событие! Столь же редко появляются и произведения В.Тропинина. Петербургский "Антик-центр" и его генеральный директор Роман Жаголко уже много лет разыскивают шедевры русской живописи. На этот раз они "вывели" на рынок тропининский "Портрет старой финки" 1851 года. И самая их большая удача - русская классика XVIII века. Замечательный пейзажист Федор Матвеев - в Третьяковке всего 6 его работ - представлен "Итальянским пейзажем" (100х135) 1780 года. Почти у каждого участника был свой топ-экспонат. Так, на стенде галереи "Терция" можно было увидеть единственное в России произведение фламандского художника Каспара ван ден Хуке (1585 - 1616) "Брак в Кане Галилейской". Его работы в последние десятилетия всего два или три раза появлялись даже на европейских аукционах. Подлинность этого раритета подтвердила известнейший эксперт Эрмитажа Ирина Линник. Так что в Петербурге было что посмотреть. Качественный уровень старинной мебели был гораздо выше привычного на московских ярмарках. В той же "Терции" были предметы музейного порядка: комод и кресло черного дерева с инкрустацией из слоновой кости, датируемые XVIII веком, - вещи, которые называются дворцовым антиквариатом и подобных которым никогда не было ни на одном из шести московских салонов. Прошедший салон в большей степени, нежели московские ярмарки, подчеркнул культурологическое значение антикварного рынка. Немало этому способствовали и сохранившиеся в Петербурге традиции работы с антикварными вещами. Здесь более внимательно относятся к изучению провенанса и атрибуции. Евгений Малышев рассказал мне удивительную историю двух дворцовых ваз Императорского завода. Их когда-то император Павел I подарил великому князю Александру - будущему самодержцу России. В архивах были найдены подтверждающие этот факт документы. И стоимость ваз, естественно, возросла. Миф стоит денег. И, может быть, именно в Петербурге в рамках салона имеет смысл организовать семинар или курс лекций по проблемам документальной атрибуции. В Петербурге работают эксперты, чья квалификация получила мировое признание. Знатока Фаберже В.Скурлова приглашают в "Сотбис" для предаукционной подготовки вещей. Он разыскивает документальные факты, позволяющие порой развенчивать подделки - внешне абсолютно безупречные. В Петербурге работает 55 лицензированных магазинов, и работают они на высочайшем профессиональном уровне. Но, увы, им не сопутствуют высокие доходы, подобные тем, что удается извлекать их московским коллегам, хотя товар у питерцев высококлассный. Стоимость антиквариата в Петербурге на 15 - 20 процентов ниже, чем в Москве, что объясняется весьма просто. Антиквары разыскивают вещи и приобретают их у самих владельцев. Отсутствуют дилерские накрутки. И если бы окно в Европу не было бы так плотно забито запретительными законами, быть бы петербургским антикварам в орбите европейского рынка. Там, кстати, проявляют к северной столице большой интерес, что подтвердилось присутствием на салоне Джоан Викери - сотрудницы русского отдела "Сотбис", и Джона Стюарта - известного специалиста по русскому искусству. Выступивший на открытии салона начальник регионального Управления по сохранению культурных ценностей А.Лещинский выразил надежду, что Петербург станет действительно антикварной столицей. Все в городе для этого есть. Тормозят ситуацию только высокие таможенные пошлины на ввоз произведений искусства и запрет на их вывоз. Анатолий Лещинский едва ли не первый из государственных чиновников открыто выразил свое несогласие с этими законами. Остается надеяться, что он найдет поддержку среди своих коллег. Во всяком случае появился очередной шанс вывести российский антикварный рынок на уровень мировой цивилизации. Также в рубрике:
|