Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 03 (7616) 24 - 30 января 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

В городе М.

Мариинск и его обитатели

Под покровительством "умной Маши"

Ольга ЮДИНА
Юрий ЮДИН
Кемерово


Памятник императрице Марии Александровне работы Л.Усова

Если бы Ватикан располагался не на Апеннинском полуострове, а на территории России, то он считался бы "малым городом". Многие малые города России (численность населения которых не превышает 50 тысяч жителей) в Европе числились бы городами крупными. Россию же смело можно назвать страной малых городов, потому как их насчитывается в нашем государстве свыше 750, хотя и проживают в них только 16 миллионов человек.

При этом огромный пласт культурного наследия России сосредоточен именно в этих малых городах, более половины которых имеют государственный статус "исторических". Город имеет призвание объединить разных людей с разными мировоззрениями, разные субкультуры и разные идеологии. В городе должны возникнуть и конкурировать разные среды, создающие неповторимый дух истинно городской культуры. Именно наличие городской культуры отличает город от поселка, пусть и городского типа, или от села. Более того, культурный ресурс в малых российских городах зачастую становится важной составляющей их экономического развития.

Мы представляем два малых города большой России - Мышкин и Мариинск, в которых этот самый культурный ресурс не пустой звук, а фактор сохранения и развития городской среды.

Ю.Михайлов

Город Мариинск возник на пересечении старого сибирского тракта и реки Кии, заметной даже по сибирским меркам, - правого притока Оби. Первое упоминание о русских поселенцах в этих местах относится к 1630 году, но возраст свой Мариинск предпочитает отсчитывать от другой вехи. Постепенно здесь возникло торговое село Кийское. В 1856 году оно получило статус окружного города, а через год - и свое нынешнее название. В Кийском на ночлег останавливался наследник престола, будущий император Александр III, совершающий путешествие по Сибири. Депутация местных купцов испросила разрешения присвоить городу его имя; наследник такого разрешения не дал, но посоветовал назвать город в честь своей матушки, императрицы Марии Александровны, в девичестве Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софии-Марии. С тех пор город своего имени уже не менял, сохранив его, как это ни удивительно, и при советской власти.

Мариинск - один из старейших кузбасских городов, но угля здесь нет. Зато всегда находились другие ресурсы.

Золотая лихорадка

В Сибири поиски "земляного масла", как здесь называли золото, потихоньку велись с начала XVII века. Но лишь в 1812 году, когда государство отказалось от монополии на добычу драгметаллов, появились настоящие поисковые партии. И сибирская золотая лихорадка началась как раз в этих местах.

Некоторые источники утверждают, что первый самородок в здешней тайге поднял ссыльный крестьянин Егор Лесной, но это какой-то откровенно баснословный персонаж, подозрительно напоминающий обыкновенного лешего. Достоверно же известно, что верхотурский купец первой гильдии Андрей Попов в компании со своим племянником - купцом Федором Поповым - в 1820-х годах организовал здесь поиски рассыпного золота; вскоре они застолбили первые двенадцать участков на отрогах Кузнецкого Алатау в районе реки Берикуль. "Вся добыча золота за 1829 год, который считается начальной датой развития частной золотопромышленности в Сибири, составила только 1 пуд 10 фунтов, - утверждает академическая "История Сибири". - Но в последующие годы она стала быстро расти. До конца 1830-х годов главным золотопромышленным районом оставалась Мариинская тайга. С 1829-го по 1860 год в Мариинском округе было добыто около 1458 пудов золота".

Своих певцов наподобие Джека Лондона или Чарли Чаплина у отечественной золотой лихорадки, увы, не нашлось - Дмитрий Мамин-Сибиряк с Вячеславом Шишковым сочиняли о золотопромышленниках вещи чрезвычайно унылые.

Живая вода

Золотая лихорадка постепенно смещалась на восток, в Красноярский край и дальше, на Лену. Но золотые капиталы уже составили закваску благосостояния местного купечества. Город стал знаменит своими ярмарками, а в конце XIX века через него прошла Транссибирская магистраль.

События первой половины ХХ столетия вроде бы не должны были оставить от мариинского благополучия камня на камне. Торговля естественным образом сошла на нет, а в Гражданскую войну обывателям изрядно досталось и от колчаковцев, и от белочехов, и в особенности от красных партизан. Но город и тут извернулся.

Нынче население Мариинска составляет около 35 тысяч жителей. Градообразующие предприятия - железнодорожная станция и два завода, спиртовый и ликеро-водочный. Хлебное вино здесь начали изготовлять в 1902 году. Но промышленный размах это производство приобрело уже при советской власти, а во время Великой Отечественной спирт и вовсе сделался стратегическим товаром.

Мария Александровна

К 150-летнему юбилею города здесь решили установить монумент государыне императрице, давшей Мариинску свое имя. Памятник заказали томскому скульптору Леонтию Усову, знаменитому, в частности, своей галереей скульптурных портретов русских писателей. Деньги на памятник собирали всем миром - большей частью, как водится, с предпринимателей.

К юбилею, который широкошумно праздновался здесь в 2006-м, впрочем, не поспели; памятник установили прошлым летом. Мария Александровна сидит на набережной Кии на обыкновенной садовой скамейке и кормит голубей. Пьедестала особенного нету, при желании можно присесть рядом. Горожане, говорят, уже прозвали статую Машенькой. Можно предложить варианты: "умная Маша" (вид у императрицы нарочито задумчивый) или "бедная Маша" (монумент, покрытый позолотою, вид имеет весьма гламурный - для Леонтия Усова, скульптора иронического, даже как-то странно).

Есть в Мариинске и другие гении места.

Юрий Михайлович

Почетный гражданин Мариинска Юрий Михайлов более всего известен как мастер-берестянщик. Берестой он занимается лет тридцать, освоил ремесло почти самоучкой, до этого делал чучела птиц и баловался живописью. Привез однажды на выставку в Кемерово свои работы; выставком постановил: бог с ней, с твоей живописью - своей хватает; давай лучше декоративно-прикладное... Михайлов вернулся в Мариинск и вместе с приятелем за три дня изготовил одиннадцать туесов для выставки.

С этого и началась кузбасская школа бересты, особый, узнаваемый знатоками стиль. Потом появились еще две школы - в Кемерове и Прокопьевске. Но Михайлов - первый на этом поприще. И наиболее консервативный. Из бересты делают кукол, птиц, рожки, церковки, коллажи, абстрактные композиции. Михайлов упрямо держится традиционных туесов, полагая, что это наиболее совершенная форма для выражения утилитарной и эстетической сути бересты.

Сейчас его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, побывали на выставках в Москве и Питере, в Испании и Германии, в Китае и Японии. Открылся и в Мариинске музей бересты, и Михайлов, ясное дело, его директор.

Впрочем, он еще руководит ансамблем песни "Казачий строй", каждый Новый год строит снежные городки, расписывает стены в краеведческом музее...

Петр Михайлович

Петр Зубарев - основатель, директор и главный режиссер Мариинского театра. Пятнадцать лет назад, когда он приехал сюда из Кемерова, у него не было ни помещения, ни труппы, ни публики.

"Даже просто знакомых людей, которые понимали бы, что я хочу здесь сделать, - вспоминал Зубарев. - Я, пожалуй, и сам тогда этого отчетливо не понимал. Хотелось просто сделать нечто такое, что взбудоражило бы весь город, нарушило мерный сонный быт... Например, устраивали дурацкие первоапрельские демонстрации (как альтернативы майским)...

За первый год мы поставили четыре премьеры - "По щучьему велению", "Сны про детство", "Остров монстриков" (это кукольное представление) и "Пять ложек эликсира" по киносценарию Стругацких. Как сейчас понимаю, мы работали очень грубыми мазками, дерзко, на одном драйве. Но у нас выхода иного не было... На следующий же год нам выделили помещение в центре города (бывший швейный цех)".

Театр "Желтое окошко" долгое время считался любительским, в последние годы приобрел статус муниципального, но сохранил семейную атмосферу: кроме самого Зубарева, здесь играют бывшая и нынешняя его жены и трое детей. Но все вертелось, разумеется, вокруг самого Петра - автора пьес и инсценировщика, режиссера и художника и, как правило, исполнителя главной роли...

В последние пять лет Зубарев ежегодно вывозил свои спектакли на фестивали, причем поначалу ему случалось добираться до них через пол-

страны автостопом. Теперь он - лауреат и дипломант фестивалей в Перми и Сочи, в Томске и Петербурге (весьма престижный "Арлекин", гран-при за спектакль "Иваново сердце").

Но, может статься, еще важнее, что публика на открытие сезона собиралась со всей Сибири: в Томске и Красноярске, Новосибирске и Кемерове у Зубарева появились свои фанаты. Что же касается Кузбасса, то "Желтое окошко" Зубарева наряду с "Ложей" Гришковца - безусловно, самые интересные театральные проекты последних десятилетий.

Правда, с 9 января нынешнего года Зубарев в Мариинском театре не работает: пригласили в соседнюю Хакасию. Нельзя сказать, что в городе театр не ценили - недавно отремонтировали помещение, приобрели кое-какую технику... Однако понятно, что Петр масштабы маленького Мариинска давно уже перерос.

Впрочем, в городе почему-то не сомневаются, что он вернется.

Вечный город

Кроме всего прочего, Мариинск славен своей традиционной деревянной архитектурою. Целых деревянных кварталов и улиц сплошь старинной застройки, как в Томске, здесь, впрочем, не найдется. Очень уж примечательные здания наперечет, и большей частью это здания каменные: гимназия, куда другой наследник, будущий Николай II заезжал, дома купцов-золотопромышленников, тюрьма, построенная в XIX веке... Но резных наличников и карнизов в Мариинске хватает, и это деревянное кружево по-прежнему составляет главное украшение города.

К тому же здесь нет другой проблемы, характерной для Томска. Тамошние столетние деревянные особнячки горят с удручающей регулярностью: земля в центре города очень уж дорога. И места под застройку не хватает. В Мариинске бума жилищного строительства пока не предвидится.

Юрий Михайлов вообще держится мнения, что в патриархальной устойчивости здешней жизни огромную роль играет ландшафт. Кругом болота, а их торф обладает замечательными консервирующими свойствами. Так, в Великом Новгороде и через тысячу лет находят замечательно сохранившиеся берестяные грамоты.

Также в рубрике:

В ГОРОДЕ М.

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;