Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 03 (7616) 24 - 30 января 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Клиника для хроников

"Ивановъ" из Санкт-Петербурга на сцене Театра Наций

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Владимира ЛУПОВСКОГО


М.Семенова - Саша Лебедева и К.Шелестун - Иванов в сцене из спектакля

Фестиваль ранней пьесы Чехова "Иванов" на сцене бывшего Театра Корша - ныне Театра Наций продолжается. Дело в том, что именно этой московской площадке пьеса обязана своим сценическим рождением в 1887 году (120 лет тому назад). А 125 лет назад был основан сам Театр Корша. В связи с совпадением дат и родилась идея проведения в нынешнем сезоне фестиваля одной пьесы. Первый спектакль, показанный накануне Нового года, тоже приезжал из Петербурга - из "Такого театра", где режиссером выступил знаменитый артист Александр Баргман. Нынче на смену "Такому" заступил "Небольшой драматический театр" под руководством Льва Эренбурга - в Питере мастера придумывать названия, в Москве почему-то с этим делом скучно. Однако, что в имени? - не столь важно, как - что за именем? Театр Льва Эренбурга уже успел оглушить москвичей своей версией горьковской пьесы "На дне", показанной на позапрошлой "Золотой Маске". Одним жутко понравилось, другие возмутились, а вот равнодушных не было.

В спектаклях Эренбурга, доктора и по основному образованию, и по одной из своих ныне действующих профессий (в смысле - врачом он работает, не только спектакли ставит), имеет место отчетливо выраженная клиника. Нездоровы герои, нездоровы их взаимоотношения. Кто ж спорит - в пьесе "На дне" редкий обитатель ночлежки может похвастаться душевным и физическим благополучием. Да и заглавный герой чеховской пьесы явно поражен недугом. Но все это, коренящееся в человеческой психике, попробуй-ка припечатай конкретным диагнозом, тут даже медики бывают крайне осторожны. Тем более режиссеры. А вот Эренбург не осторожничает. Пространство пьесы "Иванов" у него - это скверный климат и хроническое нездоровье населения. Мир раннего чеховского сочинения, где еще видны классические каноны, колоритные типы и привычный расклад амплуа, режиссер отвергает. Здесь - не типы, не герои и даже не среда, а именно клиника, в которой обитают неизлечимо больные люди. Да, собственно, никто их и не лечит. Методы доктора Львова - не в счет. Ампулы и пилюли, которые он носит в своем саквояже, помогают, как мертвому припарки. Делая инъекцию Иванову, он заодно, да той же иглой вкалывает дозу и себе. И пьют они с Ивановым одинаково много. Впрочем, с фляжками, бутылками, лафитниками здесь накрепко срослось все мужское население - если не пьяны в стельку, то под легким допингом, иначе не переживешь ни мелкие, ни крупные неприятности.

А неприятности меж тем неотличимы от подлинных трагедий. Все не просто нервны или куражатся, но все - на грани. Поэтому между смертельной болезнью жены Иванова Анны Петровны, в девичестве Сарры Абрамсон, и досадной неуплатой долга соседу практически нет разницы. Все - маета, от всего голова болит.

Спектакль Льва Эренбурга откровенно снижает лирическое начало чеховской пьесы. Милые чеховские люди, растерявшие свои былые духовные приобретения, обманувшиеся в мечтах, не сдюжившие жизнь, - все это в привычных театральных трактовках все же "перфект". Помещик Лебедев, преподававший когда-то в университете, или сам Иванов, женившийся на еврейке по любви и вопреки общественному мнению, еще помнят себя, прежних, страдают оттого, что все это ушло. Но в питерском спектакле все эти материи - уже "плюсквамперфект". Будто затхлая, уездная жизнь высосала из людей все, кроме инстинктов. Взаимоотношения мужчин, в частности, Иванова (Константин Шелестун), доктора Львова (Сергей Уманов) и управляющего Миши Боркина (Юрий Евдокимов), скажем так, двусмысленны. И в какой-то момент посещает мыслишка: герою не до любви к жене (Ольга Альбанова) и к Саше Лебедевой (Мария Семенова) по одной "простой" причине. Но, впрочем, если эта причина и имеется, то она - лишь одна в ряду прочих, и все они вместе - хроническое нездоровье.

Еще со спектакля "На дне" актеры "Небольшого драматического театра" запали в душу. Играют они сильно, нервно, психологически точно и как-то очень отважно. Все хороши, и наваливаются всем миром. В "Иванове" - та же история. Артисты не боятся предстать обнаженной натурой, хотя можно было бы и поменьше, смысла бы не убавилось. Ни на минуту не теряют честной достоверности, хотя позволяют себе и гиперболы, и откровенный театр. Вот, например, Альбанова играет Сарру на таком отчаянном градусе несчастья, что порою дух захватывает. Но она же, ее Сарра, при этом и смешна, и порочна. Или вот Вадим Сквирский, играющий приживала Шабельского. Персонаж его - смесь водевильных дядюшек с пьяницами из спектаклей Николая Коляды. Но и у него есть моменты, когда горло сжимает острая жалость. Саша у Марии Семеновой - одержимая нимфетка, а к финалу и ее жаль. И незамысловатого Лебедева - Кирилла Семина жаль... С самим же Ивановым - странно. Константин Шелестун играет будто уже не человека, а оболочку, внутри которой остался один морок. Потому, когда он стреляется (как-то внезапно, по-звериному шмыгнув в бок и оставив на белом заднике огромное клюквенное пятно), невольно хочется вздохнуть с облегчением.

На нем-то, на этом живом мороке, сходятся интересы и желания всех обитателей уезда. Человек-призрак и есть свет в окошке. Клиника, навязчивое состояние, вымороченное существование.

"Иванов" "Небольшого драматического театра" - это в полном смысле слова спектакль без героев. Ибо заглавные герои чеховских пьес (что Платонов, что Иванов) и так-то не оправдывают надежд, сами себе не рады и живут, будто лопнувшие мячи. А здесь еще особого рода постмодернизм - клинический эпикриз для целой компании, "прочитанный" под дивный, душещипательный аккомпанемент из Чайковского и Шопена. И привет земляку Льву Додину, чей Платонов ("Пьеса без названия") тоже все купаться любил, и на сцене была настоящая вода. Для пущей констатации всеобщего, болезненного душевного тупика доктор Эренбург дописывает то, что только наметил в свое время доктор Чехов. Спектакль начинают и заканчивают родители Сарры. Немощный отец (Евгений Карпов), пораженный болезнью Паркинсона, так и не прощает дочкиного отступничества. Сам, будучи одной ногой в могиле, он обещает супруге путешествие в Землю обетованную и предлагает родить новую, правильную дочку.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

КИНО

ДАТА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;