Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 03 (7616) 24 - 30 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеКлиника для хроников"Ивановъ" из Санкт-Петербурга на сцене Театра Наций ТЕАТРНаталия КАМИНСКАЯ
Фестиваль ранней пьесы Чехова "Иванов" на сцене бывшего Театра Корша - ныне Театра Наций продолжается. Дело в том, что именно этой московской площадке пьеса обязана своим сценическим рождением в 1887 году (120 лет тому назад). А 125 лет назад был основан сам Театр Корша. В связи с совпадением дат и родилась идея проведения в нынешнем сезоне фестиваля одной пьесы. Первый спектакль, показанный накануне Нового года, тоже приезжал из Петербурга - из "Такого театра", где режиссером выступил знаменитый артист Александр Баргман. Нынче на смену "Такому" заступил "Небольшой драматический театр" под руководством Льва Эренбурга - в Питере мастера придумывать названия, в Москве почему-то с этим делом скучно. Однако, что в имени? - не столь важно, как - что за именем? Театр Льва Эренбурга уже успел оглушить москвичей своей версией горьковской пьесы "На дне", показанной на позапрошлой "Золотой Маске". Одним жутко понравилось, другие возмутились, а вот равнодушных не было. В спектаклях Эренбурга, доктора и по основному образованию, и по одной из своих ныне действующих профессий (в смысле - врачом он работает, не только спектакли ставит), имеет место отчетливо выраженная клиника. Нездоровы герои, нездоровы их взаимоотношения. Кто ж спорит - в пьесе "На дне" редкий обитатель ночлежки может похвастаться душевным и физическим благополучием. Да и заглавный герой чеховской пьесы явно поражен недугом. Но все это, коренящееся в человеческой психике, попробуй-ка припечатай конкретным диагнозом, тут даже медики бывают крайне осторожны. Тем более режиссеры. А вот Эренбург не осторожничает. Пространство пьесы "Иванов" у него - это скверный климат и хроническое нездоровье населения. Мир раннего чеховского сочинения, где еще видны классические каноны, колоритные типы и привычный расклад амплуа, режиссер отвергает. Здесь - не типы, не герои и даже не среда, а именно клиника, в которой обитают неизлечимо больные люди. Да, собственно, никто их и не лечит. Методы доктора Львова - не в счет. Ампулы и пилюли, которые он носит в своем саквояже, помогают, как мертвому припарки. Делая инъекцию Иванову, он заодно, да той же иглой вкалывает дозу и себе. И пьют они с Ивановым одинаково много. Впрочем, с фляжками, бутылками, лафитниками здесь накрепко срослось все мужское население - если не пьяны в стельку, то под легким допингом, иначе не переживешь ни мелкие, ни крупные неприятности. А неприятности меж тем неотличимы от подлинных трагедий. Все не просто нервны или куражатся, но все - на грани. Поэтому между смертельной болезнью жены Иванова Анны Петровны, в девичестве Сарры Абрамсон, и досадной неуплатой долга соседу практически нет разницы. Все - маета, от всего голова болит. Спектакль Льва Эренбурга откровенно снижает лирическое начало чеховской пьесы. Милые чеховские люди, растерявшие свои былые духовные приобретения, обманувшиеся в мечтах, не сдюжившие жизнь, - все это в привычных театральных трактовках все же "перфект". Помещик Лебедев, преподававший когда-то в университете, или сам Иванов, женившийся на еврейке по любви и вопреки общественному мнению, еще помнят себя, прежних, страдают оттого, что все это ушло. Но в питерском спектакле все эти материи - уже "плюсквамперфект". Будто затхлая, уездная жизнь высосала из людей все, кроме инстинктов. Взаимоотношения мужчин, в частности, Иванова (Константин Шелестун), доктора Львова (Сергей Уманов) и управляющего Миши Боркина (Юрий Евдокимов), скажем так, двусмысленны. И в какой-то момент посещает мыслишка: герою не до любви к жене (Ольга Альбанова) и к Саше Лебедевой (Мария Семенова) по одной "простой" причине. Но, впрочем, если эта причина и имеется, то она - лишь одна в ряду прочих, и все они вместе - хроническое нездоровье. Еще со спектакля "На дне" актеры "Небольшого драматического театра" запали в душу. Играют они сильно, нервно, психологически точно и как-то очень отважно. Все хороши, и наваливаются всем миром. В "Иванове" - та же история. Артисты не боятся предстать обнаженной натурой, хотя можно было бы и поменьше, смысла бы не убавилось. Ни на минуту не теряют честной достоверности, хотя позволяют себе и гиперболы, и откровенный театр. Вот, например, Альбанова играет Сарру на таком отчаянном градусе несчастья, что порою дух захватывает. Но она же, ее Сарра, при этом и смешна, и порочна. Или вот Вадим Сквирский, играющий приживала Шабельского. Персонаж его - смесь водевильных дядюшек с пьяницами из спектаклей Николая Коляды. Но и у него есть моменты, когда горло сжимает острая жалость. Саша у Марии Семеновой - одержимая нимфетка, а к финалу и ее жаль. И незамысловатого Лебедева - Кирилла Семина жаль... С самим же Ивановым - странно. Константин Шелестун играет будто уже не человека, а оболочку, внутри которой остался один морок. Потому, когда он стреляется (как-то внезапно, по-звериному шмыгнув в бок и оставив на белом заднике огромное клюквенное пятно), невольно хочется вздохнуть с облегчением. На нем-то, на этом живом мороке, сходятся интересы и желания всех обитателей уезда. Человек-призрак и есть свет в окошке. Клиника, навязчивое состояние, вымороченное существование. "Иванов" "Небольшого драматического театра" - это в полном смысле слова спектакль без героев. Ибо заглавные герои чеховских пьес (что Платонов, что Иванов) и так-то не оправдывают надежд, сами себе не рады и живут, будто лопнувшие мячи. А здесь еще особого рода постмодернизм - клинический эпикриз для целой компании, "прочитанный" под дивный, душещипательный аккомпанемент из Чайковского и Шопена. И привет земляку Льву Додину, чей Платонов ("Пьеса без названия") тоже все купаться любил, и на сцене была настоящая вода. Для пущей констатации всеобщего, болезненного душевного тупика доктор Эренбург дописывает то, что только наметил в свое время доктор Чехов. Спектакль начинают и заканчивают родители Сарры. Немощный отец (Евгений Карпов), пораженный болезнью Паркинсона, так и не прощает дочкиного отступничества. Сам, будучи одной ногой в могиле, он обещает супруге путешествие в Землю обетованную и предлагает родить новую, правильную дочку. Также в рубрике:
|