Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 03 (7616) 24 - 30 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрРыцарь нечаянных образовАлександр Лазарев отметил юбилей Ирина АЛПАТОВА
О "рыцарстве" Александра Лазарева говорил, наверное, каждый из тех, кто пришел на его юбилейный вечер в Театр имени Маяковского. О рыцарстве в самых разных его проявлениях, но с единством сути: верность, честь, достоинство и полная самоотдача. Он почти уже полвека верен одному театру, где Александра Сергеевича называют "нашим всем". Он верен семейным узам, которые опять-таки почти пять десятилетий делит с замечательной актрисой Светланой Немоляевой. Он - основоположник театральной династии, которую успешно продолжает сын, Александр Лазарев-младший, и уже готова в этому внучка Полина. Юная студентка РАТИ, лишь на пару минут появившись на сцене, успела доказать: природа и на внуках отдыхать не собирается. Но если вернуться к творчеству, то и здесь роль Рыцаря печального образа в знаменитом спектакле Андрея Гончарова "Человек из Ламанчи" когда-то стала одной из главных и судьбоносных на сценическом пути Лазарева. Александр Лазарев уже с первого студенческого дня в Школе-студии МХАТа оказался в блистательной звездной компании, поскольку среди его однокурсников были однофамилец Евгений Лазарев, Алла Покровская, Татьяна Лаврова, Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин. Впрочем, тогда, конечно, все они об этом и не подозревали. Это сегодня можно только поражаться, сколь "урожайным" может быть один-единственный курс. Время ученичества Алла Покровская, поднявшись на сцену, вспоминала с благодарностью и посетовала лишь на то, что Александр Сергеевич так и не отважился пока перейти в категорию "учителей". Но такое предложение на юбилейном вечере он получил. А студенты выпускного курса Алексея Гуськова в Школе-студии, заметно волнуясь, поздравили Лазарева вполне искренне, исполнив русскую версию знаменитой песни Фрэнка Синатры "Мой путь". "Нечаянность", случайность образов заложена в судьбе любого артиста, которую невозможно предугадать и предсказать. Ведь можно обладать мощным талантом и не быть обласканным звездами. А вот артист Лазарев родился под счастливой звездой. Лучшей доли он попытался искать лишь однажды, сразу после выпуска в Школе-студии, когда решил оставить Москву и вернуться в родной Ленинград. А Николай Акимов, в театр которого так хотелось попасть, Лазарева почему-то "не увидел". Пришлось возвращаться в столицу без определенных перспектив. Но удача настигла сразу же. После студенческого показа (где, кстати, Лазарев не сам показывался, а лишь "аккомпанировал" приятелю) его пригласили в труппу Театра имени Маяковского, которым руководил в то время Николай Охлопков. И сразу же ввели на целые три (правда, эпизодические) роли в нашумевшем "Гамлете". Точно так же в этот театр попала и Светлана Немоляева. И дальнейшие творческие метания по театрам, городам и весям были Лазареву не свойственны. Быть может, за это судьба и возблагодарила артиста. Он пережил здесь разные времена, эпохи и "правления". И, что любопытно, всегда был востребован и много занят. При Охлопкове, при Андрее Гончарова, при Сергее Арцибашеве. Играл много и в спектаклях самых разных, как знаковых и значимых, так и проходных. А те, кто мог издавна наблюдать за его не столько работой, сколько "жизнью в искусстве", до сих пор не могут забыть ярчайших ее эпизодов-ролей. Виктора в "Иркутской истории", Костю-капитана в "Аристократах", Сервантеса - Дон Кихота в "Человеке из Ламанчи", Хлудова в "Беге", Кина в "Кине IV", Лавра Прибыткова в "Жертве века". И приход в театр нового художественного руководителя Сергея Арцибашева ничего не изменил в худшую сторону, а быть может, даже увеличил количество актерских работ Лазарева, причем в самых ярких и достойных произведениях классики. Сегодня он играет Анучкина в "Женитьбе", Городничего в "Ревизоре", Ноздрева в "Мертвых душах", Федора Павловича в "Карамазовых", не говоря уже о прежних спектаклях, сохраняющихся в репертуаре. Дело, конечно же, в лазаревском таланте, редкостном мужском обаянии и в том, что называют загадочным словом "харизма", которой у артиста хоть отбавляй. Но, может быть, в особенностях характера тоже, в котором отсутствуют "звездность", погоня за успехом во что бы то ни стало, скандальность и прочие малоприятные вещи. Хотя, конечно, Лазарев не столь уж и покладист, просто для него дело превыше всего. А то, что делу мешает, сбрасывается со счетов. Он умеет быть разным, по счастью, не сотворив себе "амплуа". Трагическим и смешным, романтиком и пройдохой, героем и пародией на него. Впрочем, в последние годы именно комедийный дар артиста вышел на первый план. Он умеет насмешить одним лишь видом своим, уморительными гримасами и прочими "ужимками и прыжками". Но все это исполнено такого величайшего юмора и самоиронии, что диву даешься. Лазарев не рвет страсти в клочья, даже если они весьма комичны, но в них виртуозно играет, а возникающая при этом дистанция между жизнью и сценой позволяет каждому прояснить свое отношение к тому, что происходит. Подобное же качество куда как ценно и не каждому дано. А потому на юбилейном вечере эта любовь к артисту не просто демонстрировалась, но искренне существовала. У самых разных лиц - от представителей власти (Любовь Слиска, Геннадий Зюганов, Михаил Швыдкой, Андрей Порватов) до коллег и друзей (Владимир Зельдин, Николай Сличенко, Евгения Симонова и другие). Сам же юбиляр отнюдь не упивался собственным величием, не блаженствовал от тысячи комплиментов, но опять-таки забавлялся игрой, явно показывая, что правила ее знает. А из них следует, что вслед за праздником вновь наступят будни, и надо будет выходить на сцену, учить новые роли, репетировать, искать. Но Александр Лазарев потому и славен как большой артист, что и будни способен превратить в праздники. Также в рубрике:
|