Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 03 (7616) 24 - 30 января 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Рыцарь нечаянных образов

Александр Лазарев отметил юбилей

Ирина АЛПАТОВА
Фото ИТАР-ТАСС


А.Лазареву - 70

О "рыцарстве" Александра Лазарева говорил, наверное, каждый из тех, кто пришел на его юбилейный вечер в Театр имени Маяковского. О рыцарстве в самых разных его проявлениях, но с единством сути: верность, честь, достоинство и полная самоотдача. Он почти уже полвека верен одному театру, где Александра Сергеевича называют "нашим всем". Он верен семейным узам, которые опять-таки почти пять десятилетий делит с замечательной актрисой Светланой Немоляевой. Он - основоположник театральной династии, которую успешно продолжает сын, Александр Лазарев-младший, и уже готова в этому внучка Полина. Юная студентка РАТИ, лишь на пару минут появившись на сцене, успела доказать: природа и на внуках отдыхать не собирается. Но если вернуться к творчеству, то и здесь роль Рыцаря печального образа в знаменитом спектакле Андрея Гончарова "Человек из Ламанчи" когда-то стала одной из главных и судьбоносных на сценическом пути Лазарева.

Александр Лазарев уже с первого студенческого дня в Школе-студии МХАТа оказался в блистательной звездной компании, поскольку среди его однокурсников были однофамилец Евгений Лазарев, Алла Покровская, Татьяна Лаврова, Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин. Впрочем, тогда, конечно, все они об этом и не подозревали. Это сегодня можно только поражаться, сколь "урожайным" может быть один-единственный курс. Время ученичества Алла Покровская, поднявшись на сцену, вспоминала с благодарностью и посетовала лишь на то, что Александр Сергеевич так и не отважился пока перейти в категорию "учителей". Но такое предложение на юбилейном вечере он получил. А студенты выпускного курса Алексея Гуськова в Школе-студии, заметно волнуясь, поздравили Лазарева вполне искренне, исполнив русскую версию знаменитой песни Фрэнка Синатры "Мой путь".

"Нечаянность", случайность образов заложена в судьбе любого артиста, которую невозможно предугадать и предсказать. Ведь можно обладать мощным талантом и не быть обласканным звездами. А вот артист Лазарев родился под счастливой звездой. Лучшей доли он попытался искать лишь однажды, сразу после выпуска в Школе-студии, когда решил оставить Москву и вернуться в родной Ленинград. А Николай Акимов, в театр которого так хотелось попасть, Лазарева почему-то "не увидел". Пришлось возвращаться в столицу без определенных перспектив. Но удача настигла сразу же. После студенческого показа (где, кстати, Лазарев не сам показывался, а лишь "аккомпанировал" приятелю) его пригласили в труппу Театра имени Маяковского, которым руководил в то время Николай Охлопков. И сразу же ввели на целые три (правда, эпизодические) роли в нашумевшем "Гамлете". Точно так же в этот театр попала и Светлана Немоляева. И дальнейшие творческие метания по театрам, городам и весям были Лазареву не свойственны. Быть может, за это судьба и возблагодарила артиста.

Он пережил здесь разные времена, эпохи и "правления". И, что любопытно, всегда был востребован и много занят. При Охлопкове, при Андрее Гончарова, при Сергее Арцибашеве. Играл много и в спектаклях самых разных, как знаковых и значимых, так и проходных. А те, кто мог издавна наблюдать за его не столько работой, сколько "жизнью в искусстве", до сих пор не могут забыть ярчайших ее эпизодов-ролей. Виктора в "Иркутской истории", Костю-капитана в "Аристократах", Сервантеса - Дон Кихота в "Человеке из Ламанчи", Хлудова в "Беге", Кина в "Кине IV", Лавра Прибыткова в "Жертве века". И приход в театр нового художественного руководителя Сергея Арцибашева ничего не изменил в худшую сторону, а быть может, даже увеличил количество актерских работ Лазарева, причем в самых ярких и достойных произведениях классики. Сегодня он играет Анучкина в "Женитьбе", Городничего в "Ревизоре", Ноздрева в "Мертвых душах", Федора Павловича в "Карамазовых", не говоря уже о прежних спектаклях, сохраняющихся в репертуаре.

Дело, конечно же, в лазаревском таланте, редкостном мужском обаянии и в том, что называют загадочным словом "харизма", которой у артиста хоть отбавляй. Но, может быть, в особенностях характера тоже, в котором отсутствуют "звездность", погоня за успехом во что бы то ни стало, скандальность и прочие малоприятные вещи. Хотя, конечно, Лазарев не столь уж и покладист, просто для него дело превыше всего. А то, что делу мешает, сбрасывается со счетов.

Он умеет быть разным, по счастью, не сотворив себе "амплуа". Трагическим и смешным, романтиком и пройдохой, героем и пародией на него. Впрочем, в последние годы именно комедийный дар артиста вышел на первый план. Он умеет насмешить одним лишь видом своим, уморительными гримасами и прочими "ужимками и прыжками". Но все это исполнено такого величайшего юмора и самоиронии, что диву даешься. Лазарев не рвет страсти в клочья, даже если они весьма комичны, но в них виртуозно играет, а возникающая при этом дистанция между жизнью и сценой позволяет каждому прояснить свое отношение к тому, что происходит. Подобное же качество куда как ценно и не каждому дано.

А потому на юбилейном вечере эта любовь к артисту не просто демонстрировалась, но искренне существовала. У самых разных лиц - от представителей власти (Любовь Слиска, Геннадий Зюганов, Михаил Швыдкой, Андрей Порватов) до коллег и друзей (Владимир Зельдин, Николай Сличенко, Евгения Симонова и другие). Сам же юбиляр отнюдь не упивался собственным величием, не блаженствовал от тысячи комплиментов, но опять-таки забавлялся игрой, явно показывая, что правила ее знает. А из них следует, что вслед за праздником вновь наступят будни, и надо будет выходить на сцену, учить новые роли, репетировать, искать. Но Александр Лазарев потому и славен как большой артист, что и будни способен превратить в праздники.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;