Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 04 (7617) 31 января - 6 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияКоконы и сосуды"Возвращение в Сибирь. 40 лет спустя" Михаила Шемякина ВЫСТАВКАСергей САМОЙЛЕНКО
Выставка организована при участии галериста Аркадия Пасмана и при поддержке галереи "Старый город". Работы последних лет прибыли из Парижа - полгода назад художник перебрался из Соединенных Штатов, где он прожил полтора десятка лет, во Францию, с которой начиналась его эмиграция. Сейчас у Шемякина большое имение в 250 километрах от французской столицы. Одна из целей переезда во Францию, как постоянно говорит художник, - стремление быть ближе к России. Возможно, новосибирская выставка и состоялась благодаря этому переезду - везти столько работ через океан было бы накладно. В 1967 году экспозиция тогда полузапрещенного молодого художника прошла в Академгородке. Потом были долгая эмиграция, не менее долгое возвращение. Сейчас художник охотно работает вдали от российской столицы - в театре (готовится опера "Князь Игорь" в Самаре), как скульптор (там же - памятник Высоцкому). В Ханты-Мансийске он собирается открывать кукольный театр и музей кукол. Долгие разговоры о том, что Шемякин изваяет памятник Высоцкому в Новосибирске, кончились, как известно, ничем. Сейчас идут разговоры о том, что Михаил Михайлович будет расписывать купол строящегося театра Сергея Афанасьева. Но столичная арт-сцена его не привечает. А Шемякин злится. Обиды Шемякина понятны - его вагон отцепили от паровоза современности, обойдясь без всякого почтения к заслугам и репутации. Но вся беда в том, что справедливости в искусстве не бывает вообще, и это стоит принимать как данность. Да и выставка в Новосибирске вызывает не одни восторги. Начать с того, что все годы главной темой Шемякина был и остается карнавальный мир (хоть в петербургском, хоть в венецианском изводах) и гофманиана во всех ее проявлениях. Собственно, за пределы этого мира Шемякин выходит редко, и эти выходы его не столь убедительны. Скажем, на выставке в Художественном музее интересно все, что касается его балетов, - эскизы костюмов, фигуры персонажей с крысиными носами: как раз та самая гофманиана, на которой Шемякин собаку съел. Рисунки тушью, занимающие третий этаж, как он сам говорит, в стиле дзен, любопытны тем, что в них художник балансирует на грани фигуративности и абстракции. Он сам рассказывал у одной из своих работ, что может часами наблюдать капли воды на своем умывальнике и образующиеся водяные узоры, чтобы сделать из этих капель и узоров каких-то персонажей. Достойное дзенское занятие. Вопрос только в том, проведет ли у этих работ столько же времени зритель. Центральная же часть экспозиции - две серии картин, "Коконы" и "Бутыли". Один большой кокон-объект стоит в фойе. А про выполненные с редкой технической изощренностью (рельефные, в трещинах, с полной передачей фактуры - рука так и тянется потрогать) бутыли и коконы на картинах в конце концов с досадой думаешь, что формальная сторона этих работ полностью вытеснила содержание. Ну да, похожи эти коконы и бутыли как близнецы-братья, но что внутри них - даже задумываться не хочется. Известная присказка, что в искусстве важно не "что", даже не "как", а "кто", - все-таки не вполне справедлива. Кто-кто... Известно кто. Шемякин в черных галифе. На крыс, коконы и бутыли можно смотреть до середины февраля. Также в рубрике:
|