Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 07 (7620) 21 - 27 февраля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Не до ордена. Была бы Родина...

Выставка Бориса Орлова стала весьма своеобразным подарком к Дню защитника Отечества

Александр ПАНОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На "имперской" выставке Б.Орлова. Слева - объект "Парадный портрет" (2004). В центре - фрагмент инсталляции "Гибель богов" (1991)

Итак, грядет 23 февраля, общенародный праздник, из-за грандиозной значимости которого даже понедельник начинается в субботу. И советский сюрреализм Аркадия и Бориса Стругацких тут совсем впору.

Всякая земная сакральность - от лукавого. Мифы повседневности пишутся в преисподней. Они прельстительны, как пресловутое эдемское яблоко. Хочешь быть зачарованным ими - будь. Конечно, буденновки, кительки да кирзовые сапожки дивно хороши (сапоги сам люблю, грешен), как и выправка офицерская. Однако military style, столь полюбившийся ныне главным кутюрье державы, не больно-то годится для большинства населения страны. Этот стиль вполне подходит современному искусству, если оно обращается с ним аналитически и соблюдает медицинскую дистанцию.

Все вышесказанное вызвано гигантской ретроспективой современного художника Бориса Орлова в Московском музее современного искусства (здание в Ермолаевском переулке). Называется она "Воинство земное и воинство небесное". Организована ММСИ в сотрудничестве с "XL Галереей" в рамках общей их программы "Москва актуальная". И, оказывается, Орлов - более чем актуальный автор. Хотя относительное совпадение вернисажа с надвигающимся февральским мужским праздником, ставшим государственным, совершенно случайно.

Орлов "грезил" (в кавычках!) милитаризмом всегда. Военщина была для него неотменимым атрибутом Империи, которую он воспевал, разрушая. Уже в начале 1970-х выпускник Строгановки лепил руинированные бюсты римских императоров, латая их свинцовыми заклепками, которые превращали героев в добровольные жертвы мазохистских игрищ. Империя - это конвульсия самоуничтожения: вот что читается в этих работах. Но и завораживающее очарование было в тех произведениях. Любовь к Империи - болезнь, но это "высокая болезнь", совсем по Пастернаку: "Еще зовется песнь".

По капле выдавливая из себя эту музыку военной флейты, Орлов перешел к парадоксальному минимализму. Парадоксальному, ибо его деревянные объекты и инсталляции, созданные из увеличенных орденских планок, абсурдных, но узнаваемых в своей нечитаемости слоганов-девизов, фрагментов сталинского ампирного украшательства и прочего помпезно-военного гламура Великой Эпохи, просты сами по себе (незатейливо внятны их составляющие), но являют шедевры пластического искусства.

Вот спорят искусствоведы: Орлов - соц-артист или нет, кто он вообще? Для памфлетно-публицистического соц-арта уж больно хорош и профессионально пригоден. Для просто автора школы московского концептуализма слишком много в нем романтики и пафоса. Для традиционалиста нет серьезности, сплошной постмодернистский стеб. А вы знаете, Борис Орлов - просто художник, которому выпала нелегкая родиться в стране, которая сама по себе являлась артефактом.

Советская империя, как всякая империя, подпадает под классическую эстетическую категорию Возвышенного. То есть чего-то противостоящего Прекрасному в силу своей невразумительности, стихийности, непознаваемости, аки гроза или водопад. Но при этом все равно это бедствие вызывает восторг. Особенно у художника. Вот у Орлова восторг вызывает Советская империя вообще и ее армия в частности. Он понимает, что ностальгирует, но постоянно борется с этим нездоровым чувством. И видно, как - повседневным человеческим трудом скульптора.

Вы знаете, еще Энгельс утверждал, что сущность человека много возвышеннее воображаемой сущности "богов". На том была выстроена марксистско-ленинская эстетика. У Орлова, входящего с ней в спор, есть совершенно каноническая инсталляция под названием "Гибель богов". И это не про Вагнера. Это про 23 февраля, чувствуется. Ибо миф не признает человеческого. Как праздник отменяет трудовые будни.

Выставка Бориса Орлова - это напоминание о слитном различении трудов и дней. Как у Гесиода.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПРЕМЬЕРЫ

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;