Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 07 (7620) 21 - 27 февраля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНе до ордена. Была бы Родина...Выставка Бориса Орлова стала весьма своеобразным подарком к Дню защитника Отечества Александр ПАНОВ
Итак, грядет 23 февраля, общенародный праздник, из-за грандиозной значимости которого даже понедельник начинается в субботу. И советский сюрреализм Аркадия и Бориса Стругацких тут совсем впору. Всякая земная сакральность - от лукавого. Мифы повседневности пишутся в преисподней. Они прельстительны, как пресловутое эдемское яблоко. Хочешь быть зачарованным ими - будь. Конечно, буденновки, кительки да кирзовые сапожки дивно хороши (сапоги сам люблю, грешен), как и выправка офицерская. Однако military style, столь полюбившийся ныне главным кутюрье державы, не больно-то годится для большинства населения страны. Этот стиль вполне подходит современному искусству, если оно обращается с ним аналитически и соблюдает медицинскую дистанцию. Все вышесказанное вызвано гигантской ретроспективой современного художника Бориса Орлова в Московском музее современного искусства (здание в Ермолаевском переулке). Называется она "Воинство земное и воинство небесное". Организована ММСИ в сотрудничестве с "XL Галереей" в рамках общей их программы "Москва актуальная". И, оказывается, Орлов - более чем актуальный автор. Хотя относительное совпадение вернисажа с надвигающимся февральским мужским праздником, ставшим государственным, совершенно случайно. Орлов "грезил" (в кавычках!) милитаризмом всегда. Военщина была для него неотменимым атрибутом Империи, которую он воспевал, разрушая. Уже в начале 1970-х выпускник Строгановки лепил руинированные бюсты римских императоров, латая их свинцовыми заклепками, которые превращали героев в добровольные жертвы мазохистских игрищ. Империя - это конвульсия самоуничтожения: вот что читается в этих работах. Но и завораживающее очарование было в тех произведениях. Любовь к Империи - болезнь, но это "высокая болезнь", совсем по Пастернаку: "Еще зовется песнь". По капле выдавливая из себя эту музыку военной флейты, Орлов перешел к парадоксальному минимализму. Парадоксальному, ибо его деревянные объекты и инсталляции, созданные из увеличенных орденских планок, абсурдных, но узнаваемых в своей нечитаемости слоганов-девизов, фрагментов сталинского ампирного украшательства и прочего помпезно-военного гламура Великой Эпохи, просты сами по себе (незатейливо внятны их составляющие), но являют шедевры пластического искусства. Вот спорят искусствоведы: Орлов - соц-артист или нет, кто он вообще? Для памфлетно-публицистического соц-арта уж больно хорош и профессионально пригоден. Для просто автора школы московского концептуализма слишком много в нем романтики и пафоса. Для традиционалиста нет серьезности, сплошной постмодернистский стеб. А вы знаете, Борис Орлов - просто художник, которому выпала нелегкая родиться в стране, которая сама по себе являлась артефактом. Советская империя, как всякая империя, подпадает под классическую эстетическую категорию Возвышенного. То есть чего-то противостоящего Прекрасному в силу своей невразумительности, стихийности, непознаваемости, аки гроза или водопад. Но при этом все равно это бедствие вызывает восторг. Особенно у художника. Вот у Орлова восторг вызывает Советская империя вообще и ее армия в частности. Он понимает, что ностальгирует, но постоянно борется с этим нездоровым чувством. И видно, как - повседневным человеческим трудом скульптора. Вы знаете, еще Энгельс утверждал, что сущность человека много возвышеннее воображаемой сущности "богов". На том была выстроена марксистско-ленинская эстетика. У Орлова, входящего с ней в спор, есть совершенно каноническая инсталляция под названием "Гибель богов". И это не про Вагнера. Это про 23 февраля, чувствуется. Ибо миф не признает человеческого. Как праздник отменяет трудовые будни. Выставка Бориса Орлова - это напоминание о слитном различении трудов и дней. Как у Гесиода. Также в рубрике:
|