Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 09 (7622) 6 - 12 марта 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаГранатовый браслет для "Артистки"Призы XIV Российского фестиваля "Литература и кино" Анна ХРУСТАЛЕВА
Так повелось, что режиссер Станислав Говорухин ни разу еще не покидал Гатчинский фестиваль "Литература и кино" с пустыми руками. "Ворошиловский стрелок" и "Благословите женщину" в свое время были отмечены специальными призами жюри, "Не хлебом единым" два года назад получил Гран-при "Гранатовый браслет". И на только что завершившемся XIV фестивале Говорухин остался верен своей привычке побеждать: его комедия "Артистка" была удостоена очередного "Гранатового браслета" и приза зрительских симпатий имени Клары Лучко. Финансовую часть награды Станислав Сергеевич опять-таки по традиции отписал на нужды местных сельских библиотек. И, уже покидая сцену, пообещал, что в следующем году вновь приедет в Гатчину, - его новая картина "Пассажирка" к тому времени будет уже готова.По сравнению с прошлыми годами, количество призов на фестивале значительно уменьшилось - это подливало масла в огонь, рождало интригу, обещало превратить и основной, и "малый" дебютный конкурсы в серьезную игру, а не в политкорректное "всем сестрам по серьгам". Хотя с самого начала отчего-то было ясно, что основной спор за награды поведут лишь три картины - "Артистка" Станислава Говорухина, "Русская игра" Павла Чухрая и "Изгнание" Андрея Звягинцева. И финальная церемония награждения вновь подтвердила: дальновидность и предсказуемость всегда идут рука об руку, лишая, увы, нашу жизнь некой пряности и остроты... Хотя надо отдать должное Большому жюри под предводительством режиссера Владимира Хотиненко, на ходу и вполне справедливо реформировавшему наградной список. И вместо призов за лучшие актерские работы второго плана было решено отдельно поощрить лучший фильм для детей и лучшую неигровую картину. Так, в списке победителей появились еще две ленты - светлая интерпретация сказов Павла Бажова "Золотой полоз" екатеринбургского режиссера Владимира Макеранца и документальная притча "Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире" Сергея Головецкого. В остальном же "призовая мозаика" сложилась вполне традиционно: две награды у "Изгнания" - Михаилу Кричману за лучшую операторскую работу и Александру Балуеву за лучшую мужскую роль. Приз за лучшую режиссеру у Павла Чухрая, автора прогоголевской "Русской игры". "Артистка" была отмечена еще и призом за лучшую женскую роль. Получая за Евгению Добровольскую роскошную жемчужную брошь, Говорухин заулыбался в усы: "Ничего не скажешь - повезло девке. Как бы не зазналась. Ее же за эту работу просто закидали наградами". Единственный приз, нарушивший геометрическую стройность этого "кинотригона," - за лучшую музыку - достался Владимиру Дашкевичу за картину Владимира Фокина "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны". Работы студентов и примкнувших к ним дебютантов оценивало жюри "Сверстники" во главе с молодым питерским режиссером Артемом Антоновым. По словам Антонова, в каждой картине и ему, и его коллегам - актрисе Анне Молчановой и писателю Сергею Чередниченко - хотелось обнаружить не гладкий пересказ литературного текста "своими словами", но некую трансформацию первоисточника, необратимый его перевод на язык кино. Лучше всего, судя по решению "Сверстников", эта сложная операция удалась студенту ВГИКа Юрию Лагуте, автору фильма "Манящий запах вечности" по пьесе Григория Горина "Забыть Герострата" и студентке Петербургского университета кино и телевидения Марине Дриневской, представившей на конкурс экстравагантную и обаятельную черно-белую короткометражку "Три на четыре" по рассказу Милорада Павича. Приз за лучший полнометражный дебют достался украинке Еве Нейман и ее картине "У реки". Своим традиционным призом отметили эту работу и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Теперь дело за малым - исхитриться и переправить все эти тяжеловесные награды в Германию, где сейчас и обитает Ева Нейман. Свое мнение-поощрение высказала и Гильдия киноведов и кинокритиков России, отдав своего фестивального черно-белого "Слона" Марине Разбежкиной и ее "страшно далекому от народа" фильму "Яр", снятому по ранней одноименной повести Сергея Есенина. На заключительной пресс-конференции Большого жюри главный редактор газеты "Культура" Юрий Белявский тоже размышлял о новом киноязыке, о том, что в этих бесконечных поисках неигровое кино значительно опережает игровое. Материализация этих размышлений случилась на сцене, когда традиционный приз газеты "Культура" был вручен Максиму Гурееву, автору сразу двух документальных лент - "А пейзаж был безупречен..." и "Москвадва". Их достоинства и недостатки - тема для отдельного разговора, но совершенно очевидно, что такими писателя Сашу Соколова и поэта Дмитрия Пригова зритель еще не видел. Неожиданный "ход конем" сделало читательское жюри - библиотекари Гатчины, работавшие на фестивале под руководством знаменитого литературоведа Льва Аннинского. Их приз достался внеконкурсному фильму Дмитрия Томашпольского "Анна Ахматова, или Луна в зените", изначально не претендовавшему вообще ни на какие поощрения, более того, значившемуся в программе как "специальное событие". Но профессиональных читателей так взволновала "смелая попытка постигнуть суть поэзии", что их не смутило даже то, что главную роль в картине сыграла Светлана Крючкова, нынешний президент "Литературы и кино". Также в рубрике:
|