Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7185) 15 - 22 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Вокруг ТВИГОРЬ ШАБДУРАСУЛОВ: "И все же - это первый"Беседу вела Елена ГРАНДОВА
- Игорь Владимирович, изменилось ли ваше отношение к телевидению с тех пор, когда вы были просто зрителем, и сейчас, когда стали большим телевизионным начальником? ДОСЬЕ Игорь Шабдурасулов родился в 1957 году в Ташкенте. Окончил географический факультет МГУ имени Ломоносова. Затем учился в аспирантуре Института географии АН СССР. Кандидат географических наук. С 1984 по 1991 год - научный сотрудник Института географии РАН. В 1991 - 1992 годах - заместитель директора исполнительного бюро Совета президентов Академии наук. С 1992 по 1993 год работал специалистом, экспертом, заведующим сектором, а затем начальником отдела культуры аппарата Правительства РФ. В 1993 году назначен помощником, а затем советником руководителя администрации Президента РФ. С октября 1994 года - начальник департамента культуры и информации аппарата Правительства РФ. В апреле 1998 года назначен заместителем руководителя администрации Президента РФ. С 15 сентября 1998 года - исполняющий обязанности, а с 15 октября - Генеральный директор телекомпании ОРТ. - Безусловно, в какой-то степени изменилось - я лучше стал понимать, что происходит внутри телевидения, что такое собственно процесс телевизионного производства. Набил себе много шишек и узнал массу вещей - как приятных, так и не очень.
- Можно узнать - каких? - Главная и основная головная боль для меня - это финансовые аспекты деятельности компании. У меня не было опыта управления в этом контексте такой серьезной организацией. Учился понимать, как ходят деньги, как их нужно тратить, как зарабатывать. Впрочем, эта проблема остается и сейчас, но теперь мне гораздо проще, чем раньше. Нравится в моей нынешней работе то, что я полностью самостоятелен в принятии решений, за которые отвечаю только я. Когда работал в правительстве, в администрации Президента, всегда в случае чего можно было сходить к начальству, посоветоваться, получить ту или иную рекомендацию, поддержку и Черномырдина, и Юмашева. Здесь ходить не к кому. Безусловно, есть Совет директоров, есть акционеры. Но это опосредованное взаимодействие.
- Вообще-то для многих даже небольшая ответственность - тяжкое бремя, совдействительность не слишком способствовала воспитанию этого качества... - Как для кого. Мне по душе большая степень свободы в принятии решений, если я уверен в их правоте. Меня радует полная самостоятельность.
- Ваша головная боль по части финансирования компании, видимо, должна усилиться к 5 августа - именно на этот день перенесен суд о банкротстве ОРТ. Как сегодня обстоят дела? - Практически мы со всеми расплатились, сегодня являемся должниками лишь одного крупного банка - Внешэкономбанка. По кредитам, которые пока не вернули, будем подписывать новые соглашения, имея в виду возможность рассрочки. Все остальные платежи - только текущие.
- Какие возможности существуют у компании для развития? - Увы, таких возможностей наши сегодняшние заработки нам не дают. То, что мы зарабатываем на рекламном рынке, в лучшем случае покрывает тридцать процентов от наших ежемесячных потребностей. И это притом, что по сравнению с прошлым годом сократили расходы на сорок процентов. К сожалению, иногда в ущерб качеству. Но такова жизнь. Ведь с самого начала было известно, что кредита, который нам дали наши государственные акционеры, хватит только для того, чтобы рассчитаться с долгами. Мы растянули его так, что в течение шести месяцев выполнили текущие обязательства.
- Так на что же ОРТ может рассчитывать? Государство не планирует оказать вам бюджетную помощь? - Мы предлагали Государственной думе очень простой вариант решения проблемы. В чем он состоит? Компания выпускает в эфир программы, имеющие особый - социальный характер: детские, научно-просветительские, спортивные. Они стоят немалых денег. Мы просим Думу: выделите целевым образом средства на производство этих программ. Это ведь не "ужастики", "не стрелялки", не эротика. Эта та продукция, в которой заинтересованы все, особенно незащищенные слои населения. Выделите эти деньги даже не ОРТ, пусть они пойдут в ФСТР как государственную организацию, и та распределит их непосредственно производителям. При полной отчетности, полной прозрачности прохождения средств. Будет ли такая схема принята? Судя по первой реакции - нет. Жаль. Так что ведем переговоры с нашими акционерами о получении дополнительных кредитов. А их, как известно, нужно будет отдавать, да еще с процентами.
- Как же тогда расценивать ваше утверждение, что ОРТ - канал президентский. Нет ли здесь противоречия? - Нет, противоречия здесь никакого не существует. Сегодня Общественное Российское телевидение, "ОРТ", - это название компании, название, которое пишется в кавычках, статус канала в нормативном понимании предполагает иную организацию работы. Возьмите Би-би-си, это - общественное телевидение, поскольку живет на деньги налогоплательщиков и в своей работе напрямую зависит от своего зрителя. Оно может и должно пересматривать свою программную политику в соответствии с теми предпочтениями, которые высказывает аудитория канала. Но даже в Англии нет этой чистой схемы, поскольку Би-би-си получает значительные дотации от государства. У нас тоже вопрос об абонентской плате дебатировался на разных уровнях. Возможно, это было бы замечательное решение проблемы и для ОРТ, и для ВГТРК, и для ТВ Центра. Но... Вы представляете себе реакцию Думы? Уже неоднократно высказывались возражения примерно такого типа: вся страна стонет от чрезвычайно запутанной системы налогообложения, в конечном счете абонентская плата - это перекладывание налогового бремени на кошелек зрителя, пусть сумма исчисляется копейками. Действительно, во времена Гостелерадио проблема решалась иначе. Тогда все смотрели телевизоры только отечественного производства, и в их стоимость уже закладывалась некая сумма, которая целевым образом направлялась в Гостелерадио. К тому же телевидение воспринималось как абсолютно идеологический орган, который получал очень значительные деньги из бюджета. Сегодня ничего этого нет. Поэтому, когда первому каналу предъявляют упреки - мол, вы называетесь общественным, а говорите, что это президентский, такие упреки абсурдны. Или упрекающие не понимают сути дела, или наводят тень на плетень. Когда я утверждаю, что ОРТ канал президентский, я имею в виду вот что: это не просто компания, имеющая первую кнопку. Она первая по влиянию на общественное мнение, по охвату аудитории, по показателям популярности. Это многолетняя традиция, и в ожидаемом будущем так всегда и будет. Первый канал в состоянии сохранить единство нации в широком смысле этого слова, сохранить единство правового, информационного - любого другого пространства страны. А раз так, мы должны ориентироваться на определенные государственные интересы. Сегодня при всей сложности политических отношений, политической борьбы конституционно на вершине власти находится президент. Стало быть наш канал - президентский. Если вдруг в силу уж не знаю чего произойдет нечто и выяснится, что государственное устройство из президентского станет монархическим, мы будем каналом царским в прямом смысле слова. Превратится Россия в парламентскую республику, первый канал обязан стать парламентским. В том смысле, что мы всегда находимся в теснейшей политической взаимосвязи с теми структурами, которые олицетворяют верховную власть в стране в соответствии с конституцией. И дело вовсе не в фамилиях Шабдурасулова или Ельцина. Дело в статусе первого канала.
- Но те же принципы декларирует и ВГТРК как государственное телевидение. ТВ Центр также держит курс на звание федерального. В чем же отличие? - Мы не собираемся утверждать, что эта ниша должна оставаться только нашей. Пусть в понимании государства, власти, коллег с других каналов тоже будут выстроены подобные приоритеты. Мы с удовольствием поделимся этой ролью, если они, коллеги с государственных каналов, смогут дотянуться до нас. Пока не могут. Я не хочу никого обижать, но констатирую объективные факты: сегодня ни ВГТРК, ни ТВ Центр по уровню своего воздействия на аудиторию, по уровню популярности, по уровню охвата не могут конкурировать с первым.
- Недавно стало известно, что Эдуард Сагалаев, "отец" ТВ-6, стал зампредом Совета директоров ОРТ, и обе компании будут иметь единую программную и рекламную политику. Значит ли это, что создается некий холдинг в преддверии выборной гонки? - Понятия холдинга в российском законодательстве не существует. Можно говорить о любых вариантах взаимодействия и взаимопроникновения. Безусловно, есть варианты сокращения расходов при более тесной координации работы в самых разных аспектах двух телекомпаний. Однако никто не говорит об их слиянии или несамостоятельности. На ОРТ своя творческая команда во главе с генеральным продюсером, на ТВ-6 - своя. В той степени, в которой они смогут договориться, они договорятся. Что касается пакетного принципа продажи рекламы, то такой принцип выгоден и нам, и ТВ-6, и рекламодателям.
- Пять лет назад ОРТ создавалась не как производящая, а как вещательная компания. Сохраняется ли этот принцип сегодня? - Действительно, до самого последнего времени большая часть программ ОРТ является покупной. Но на недавнем общем собрании акционеров было принято решение найти инвестиции для создания собственной производственно-технологической базы, что позволит нам стать компанией полного профиля. Понятно, что кинопоказ по финансовым соображениям, о которых я уже говорил, всегда будет покупной.
- Кстати, о кинопоказе. У вас есть хорошая рубрика -"Золотая серия". Но чем объяснить, что нередко зрители видят в ней старые и, прямо скажем, не лучшего качества фильмы? К тому же их с очень небольшим интервалом "крутят" и по другим каналам? - Программную политику кинопоказа на нашем канале определяет продюсер Анатолий Максимов, человек, находящийся в первой тройке самых компетентных в этой области людей. Но у него тоже масса проблем и ограничений, связанных с финансированием. Скажем, попросим мы эксклюзив на всю библиотеку картин "Мосфильма" на год. Представляете себе цену этого эксклюзива? Это означает, что "Мосфильм" в течение года не продаст никому, например, "Кавказскую пленницу". Для них это упущенная выгода, поэтому цена эксклюзива неимоверно возрастает по сравнению с одноразовым показом. Но если нет денег на эксклюзив, берем одноразовый показ. То же самое делают по тем же причинам другие компании. Стараемся договариваться показать один и тот же фильм не в течение трех дней, а хотя бы через три месяца. Не всегда удается это согласовать, ведь иногда подобное делается и как форма котрпрограммирования. Тогда, увы, появляются накладки.
- Вопрос, который волнует многих наших читателей: куда подевался Сергей Доренко? - Он никуда и не исчезал. Сейчас мы ищем варианты организации работы, и у меня есть ощущение, что к осени с вводом новой сетки вещания появится масса новых проектов, многие из которых будут приятны и неожиданны для зрителей. Не исключаю, что мы найдем интересный и для компании, и для Доренко формат, в рамках которого он будет работать в качестве ведущего своей авторской программы.
- Игорь Владимирович, если бы существовал музей телевидения, какой бы экспонат вы предложили, чтобы зритель, скажем, 2060 года имел представление о том, что это было за явление - ОРТ? - Я бы предложил в качестве экспоната флаг нашей компании с надписью "ЭТО ПЕРВЫЙ". Могу предложить пари, что и в 2060 году эта надпись применительно к нам не потеряет своей актуальности. Также в рубрике:
|