Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7185) 15 - 22 июня 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаРЕНАТ ДАВЛЕТЬЯРОВ: "Фестиваль не может стоить дешево"Беседу вела Елена КАРАКОЛЕВА Ренат Давлетьяров - генеральный директор ХХI ММКФ, в кино человек искушенный. Несколько лет директорствовал в студии Сергея Соловьева "Круг" на "Мосфильме", затем с 1995 года параллельно осваивал фестивальную ниву как гендиректор "Интерфеста" и ММКФ.
- Московский международный кинофестиваль в последние годы подвергается критическим атакам со стороны прессы и части кинообщественности. Как вы объясните целесообразность проведения очередного Московского международного фестиваля, если: а) в стране финансовый и экономический кризис, б) собственное кинопроизводство упало до уровня сталинской эпохи малокартинья, а прокат и вовсе уничтожен? - Объяснение простое - фестиваль нужен для популяризации лучших фильмов. Мы существуем для тех, кто по-настоящему любит кино, занимается им профессионально: теоретиков, киноведов, режиссеров, прокатчиков. Формула фестиваля: дать возможность увидеть новинки киноискусства, обогатиться и продвигать высококачественный эстетический кинопродукт на рынок. Задача простая. Но требует ежегодного подтверждения.
- В чем сегодня, на ваш взгляд, преимущество, привлекательность для публики кинематографа по отношению к другим видам искусства? В старые времена кинофестиваль в Москве для нас олицетворял окно не только в Европу, но и во весь мир. До 140 стран принимали в нем участие. Съезжались десятки, если не сотни звезд, о которых мы раньше только слышали. Увы, золотой век кинематографа - позади. Информационный голод практически утолен. Чем может сегодня кинофестиваль заинтересовать людей? - Сегодня, когда нет ни СССР, ни железного занавеса, задачи фестиваля изменились, пришли в соответствие с общемировыми нормами. Но Московский, кроме всего прочего, и по формальному признаку - фестиваль элитарный. Он относится к высшей категории "А". Таких фестивалей в мире лишь пять: Каннский, Венецианский, Берлинский, Московский и в Сан- Себастьяне. Когда наступила перестройка, удалось провести один триумфальный, так называемый "климовский", фестиваль (по имени тогдашнего первого секретаря СК Элема Климова). И все. Попытались повторить успех - не получилось. Неизвестный вначале Роберт Де Ниро, председатель жюри "перестроечного" фестиваля, очень скоро перестал быть для нас сенсацией. Пар выпустили. А дальше опять пробуксовка, ощущение новизны исчезло, и сообщество опять зароптало. В январе 1995 года состоялась историческая встреча в "Славянском базаре", на которой присутствовали Михалков, Соловьев, Абдулов, Атанесян, ваш покорный слуга. Соловьев предложил: давайте спасать фестиваль. Самое главное - придать ему лоск, блеск, светскость, если хотите. Давайте сделаем парад, респектабельное зрелище с капелькой русской души и поездкой на тройках. Я, конечно, теперь понимаю, что мы были наивны как дети, полагая, что фестиваль - это такая же блестящая игрушка, как зал "Метрополь". Это даже не производство сложнопостановочного фильма. И все же нам удалось тогда убедить правительство. И мы двинулись вперед. Хотя, по большому счету, в кухне фестиваля никто ничего не понимал, полагаясь больше на свой авторитет и житейский опыт. А организация фестиваля - это такая же профессия, как любая другая. Генеральный директор тогдашнего "Интерфеста" - старый опытный волк Юрий Ходжаев - умер уже. В "Интерфесте" царила растерянность. Поэтому приход новых людей в руководство фестиваля было естественным процессом. Мы распределили между собой обязанности и с энтузиазмом, достойным лучшего применения, кинулись вперед. Но, как гласит пословица: то, что немцу хорошо, русскому - смерть. Мы многое упустили в таком важном деле, как создание кинопрограмм. В итоге - получили по полной программе в каждой газете, начиная с "Гудка", за слабую программу, за недобросовестность председателя жюри Ричарда Гира, который не смотрел картин, в результате чего жюри не присудило главного приза. Это был суровый урок. Но едва закончился фестиваль, мы стали думать о следующем. И многое получилось. Приехали звезды: Софи Лорен, Роберт Де Ниро, Джина Лоллобриджида, Орнелла Мути, Ричард Харрис, Катрин Денев, Альберто Сорди.
- Но публика вяло реагировала на фестиваль. - Слабой стороной опять была конкурсная программа. А панорама удалась. Мы провели европейскую премьеру "Бэтмена". Да и в конкурсе были картины, достойные наград. Например, немецкая лента "Достучаться до небес" или венгерская "Мальчики Витман". Уроки сделаны. Мы исходим из того постулата, что ММКФ - это некий культурологический феномен, как, например, Конкурс Чайковского. Никто никому не давал права запрещать его. Нелепы, дики слухи в прессе и у части кинообщественности о том, что якобы фестиваль является не чем иным, как способом разграбления предназначенных для кинопроизводства бюджетных средств некой узкой группой лиц. Я помню, как на ХХ ММКФ бедного Абдулова поливали в печати за кредит, который он взял на постройку дачи и расплачивался три года. А репутация задета: в памяти людей осталось одно: то ли он пальто украл, то ли у него украли.
- Сложно ли было убедить Никиту Михалкова согласиться стать президентом ХХI ММКФ? - Главное, что он согласился. Приход Михалкова, бесспорно, способствует возрождению фестиваля. Он убежден, что фестиваль - культурная акция, а не тусовочка. При суровом режиме существования Михалкову хватает хлопот и без этой радости. Мы договорились, что Михалков определяет идеологию, оперативную работу веду я, и мы стараемся друг другу доверять. Михалков является настоящим лидером кинематографистов, пользуется большим международным авторитетом. А этот авторитет сегодня крайне необходим, если учесть, с какими сложностями сталкивается фестиваль. Министерство финансов не заложило бюджетные расходы на фестиваль в нынешнем году. Значит, необходимы иные ходы. 50 миллионов рублей поступило из резервного фонда Правительства РФ, а 12 миллионов - из бюджета Госкино России. Остальные средства - спонсорские, от зарубежных и отечественных крупнейших компаний. Такое мероприятие, как фестиваль, невозможно провести дешево. Фестиваль категории "А" должен проходить ежегодно. Раньше мы чередовали сроки проведения ММКФ с фестивалем в Карловых Варах - с братской соцстраной. Но в связи с изменением политической ситуации в Европе подобное чередование исключено, этого права нас лишают. Чехи год пропустили, а потом создали классный ежегодный фестиваль без лишних дискуссий. Его репутация с каждым годом растет. А мы всякий раз задаем себе гамлетовский вопрос: быть или не быть, а не лучше ли фестивальные деньги отдать на съемки фильма или голодным детям?
- Планируете ли вы сохранить традиционный кинорынок? - Да, рынок сохраняется. Последние годы он фактически не существовал, была лишь одна его имитация. "Совэкспортфильм" в советское время был монополистом продаж и абсолютно дискредитировал себя в последние годы. Результаты двух последних кинорынков меня убедили, что продолжать работу с милыми, но неэффективными людьми - бесперспективно. По договору с организаторами кинорынка мы полностью финансируем его работу. Задача кинорынка - приносить прибыль. Ведь что такое кинорынок? Это коммерческая палатка. Финансировать коммерческую палатку - нонсенс. Затраты прошлого кинорынка исчисляются десятками и даже сотнями тысяч долларов. Итог таков: не вернулось в кассу ни одного доллара. Это катастрофа, позор, мириться с этим нельзя. В этом году кинорынком будет заниматься другая структура.
- В чем же принципиальное отличие нынешнего фестиваля от предыдущих? - Продолжая лучшие свои традиции, фестиваль переходит от примата зрелищности к профессиональной органичности. Все приоритеты - главному конкурсному показу. Первое, с чего мы начали, - сформировали принципиально новую отборочную команду. Она начала свою работу в ноябре прошлого года, а не с июня, как где-то написали в прессе. Сюда вошли высоко профессиональные кинокритики, обладающие деловыми качествами - умением договориться с людьми: Кирилл Разлогов, Владимир Дмитриев, Евгения Тирдатова, Петр Шепотинник. В мире достаточно фильмов, но нужно знать, где и как их достать. Могу лишь сказать, что в поле зрения отборочной комиссии попали 150 картин. Но ради одного только удовольствия съездить в Москву никто из стоящих режиссеров фильмы сюда не повезет. Необходимо параллельно с этим решать вопросы участия в рынке, раскрутки, проведения премьеры. По результатам отбора уже сейчас можно сказать, что на фестивале предвидятся сенсации. В конкурсном показе участвуют 17 фильмов. Два из них представляют корифеев мирового кино - Канэто Синдо (по досадной оплошности не получившего на прошлом фестивале приз за вклад в мировой кинематограф) и Марио Моничелли. Среди конкурсантов - фильмы-дебюты: "Гиневра" (США), "Затемнение" (Греция) и "Засада" (Финляндия). Россия представлена сразу двумя фильмами. Это "Страстной бульвар" режиссера Владимира Хотиненко и "Фара" режиссера Абая Карпыкова совместного российско-казахского производства. Учитывая ошибки прошлого, особое внимание мы уделили формированию жюри конкурса. Председателем стал Фернандо Соланас (Аргентина), в жюри вошли также Флорестано Ванчини (Италия), Лана Гогоберидзе (Грузия), кинооператор Адам Гринберг (США), кинокритик Шала Нахид (Иран), Толомуш Океев (Киргизия), Валерий Тодоровский (Россия), Антонио Хименес Рико (Испания). Формула нынешнего фестиваля - ни одной случайной картины. Представлены кинематографисты трех поколений: звезды вчерашнего дня, современные и звезды будущего. Какой же фестиваль без гостей? И здесь любителей кино ждут встречи с любимыми и хорошо известными у нас актерами: Аленом Делоном, Пьером Ришаром, Клаусом Марией Брандауэром, Марко Негро, Ванессой Редгрейв. Москва - очень неудобный для фестиваля город, это не Канн, где все живут в одном месте, не Берлин, где все скомпоновано вокруг Зоопаласа. Но мы решили и эту проблему. Все службы, включая кинорынок, пресс-центр, штаб, клуб, целиком расположатся в дни фестиваля в здании старого Манежа. Гости будут проживать здесь же, рядом, - в гостинице "Националь". Кинотеатры "Пушкинский" - место главного показа конкурса - и "Ударник" - показ для прессы - тоже рядом. И все же это компромиссное, временное решение. Выход мы видим в строительстве Национального фестивального центра по типу мультиплекса с пресс-центром, рестораном, который функционировать будет круглый год, как культурный центр. Это не такая уж безумная идея. За последние три-четыре фестиваля государством истрачено на них 25 миллионов долларов безвозвратно. Строительство этого центра обойдется в сумму порядка 10 миллионов долларов. Этот центр должен быть государственным, тогда у государства не нужно будет постоянно просить деньги и убеждать каждый год новое правительство в необходимости финансирования фестиваля. Также в рубрике:
|