Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7185) 15 - 22 июня 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

СЕРГЕЙ МИРОШНИЧЕНКО: "Империи идеальны для документалистов"

Беседу вела Эльга ЛЫНДИНА


Всегда уступавшая первые позиции игровым лентам кинодокументалистика вроде бы ушла в тень, не претендуя на внимание и заботы чиновников, прессы, зрительных залов. Между тем как раз наши документалисты сейчас одерживают победы на крупнейших кинофестивалях. Именно в кинодокументалистике выросло новое поколение режиссеров, сумевших сказать свое слово в новой общественной и духовной ситуации. Об этом мы и говорили с режиссером Сергеем МИРОШНИЧЕНКО, автором картины "Таинство брака", сериала "Убийство Императора. Версии".

Недавно была показана его новая лента "14-летние. Рожденные в СССР". Впервые героев этого фильма С.Мирошниченко снял семь лет назад. Когда-то жили они в Советском Союзе, а ныне - в России, Израиле, Англии, Грузии. К сожалению, наши зрители не увидят этой картины - все права на нее принадлежат Би-би-си.

    

- Сергей Валентинович, с чем в первую очередь вы связываете успехи кинодокументалистов?

- Прежде всего мы обязаны нашим великим традициям. Мне кажется, в документалистике они сильнее, нежели в игровом кинематографе. Убежден, что долгие годы у нас было лучшее в мире документальное кино, недаром оно так влияло на мировой кинематограф. И нигде в мире не существовало раньше такой мощной государственной поддержки, благодаря которой можно было снимать и прекрасные фильмы, и хронику. Исчезли государственные дотации - стала хиреть документалистика. Но не сдалась, как видите.

    

- Кто же вырвался вперед на мировом экране?

- Англия. Там документальное кино сейчас гораздо сильнее, чем в России. Опять-таки благодаря государственной поддержке и очень серьезному отношению к этой области кино, в чем я имел случай убедиться, работая там. Кинодокументалистика имеет наилучшие условия для существования в государствах с имперским началом. Так было в нашей стране в годы советской власти. Такова нынешняя Англия. Небольшая по площади страна, но - империя! А империя всегда стремится запечатлеть свою жизнь самым подробным образом, визуально увековечить свою историю. С ужасом и сожалением могу напомнить и то, что в Германии расцвет документального кино приходился на годы гитлеровского правления.

В то же время, например, в Соединенных Штатах, стране иного государственного устройства, кинодокументалистика в нашем привычном понимании отсутствует. Там нет документальных фильмов на уровне подлинного искусства - нет такого жанра. Снимают в США хронику, горячие факты и т.п. Отработанной системы хранения таких материалов там нет, поэтому пленка быстро разрушается. Представьте, что у них нет киноматериалов периода 60-х и 70-х годов. Государство этим не озабочено. В Англии, напротив, документальным кино занимается государственный телевизионный канал Би-би-си. Хотя целиком затраты на государство не перекладываются. Средства частично собираются у зрителей. Каждый из них платит примерно восемьдесят фунтов в год. По отдельности сумма невелика, но платят ведь восемьдесят миллионов человек!

    

- Из этого следует, что англичане интересуются своим документальным кино?

- Безусловно, оно поддерживается и поощряется. У нас господствует убеждение, что зрителей занимает исключительно "развлекаловка" - всякие мыльные оперы, игры, ток-шоу, не требующие серьезных размышлений. На самом деле такая продукция просто была изначально навязана зрителям, и они к ней привыкли.

Опыт моих встреч с английским телевидением подсказывает, что там документальное кино реально соперничает, например, с мыльными операми, даже выигрывает у них. Уступая, может быть, только футболу, это у англичан в крови.

В России документальное кино телевидение преподносит в мизерных дозах. Если картины не сняты по заказу данной телекомпании, их почти не покупают: слишком велика себестоимость.

Документальное кино - кино интеллектуалов. И они живут в России. Жаль, что эти люди не видят работы нового поколения, среди них есть настоящие художники, увлеченные своим делом, работающие не ради заработка, а потому, что иначе жить не могут. Недаром столько премий получено кинодокументалистами в последнее время - в Оберхаузене, Мангейме, Нионе, Амстердаме. А эти премии равнозначны тем, что наши игровики могли бы получать на фестивалях в Канне, в Венеции, в Берлине.

    

- В чем вы видите разницу в работах нового поколения документалистов и игровиков?

- Игровики, в основном, только подражают, повторяют то, что уже было сделано, сказано. Живут займами в творческом плане, не осмысливая должным образом реалии. А документалисты хотят понять, что происходит, не на уровне первого или второго слоев, а глубинно. И говорят об этом каждый по-своему.

    

- Причем без похоронной апокалиптической интонации, вовсю гремящей в игровых картинах новой режиссерской волны. Сергей Дворцевой снял фильмы "Счастье" и "Хлебный день", получившие серьезные премии. Они исполнены света, любви к жизни. Как и лента Виталия Манского "Благодать". Родилось целое направление в документалистике.

- Я могу назвать еще и имена Евгения Соломина и Юрия Шиллера из Новосибирска, Виктора Косаковского из Санкт-Петербурга, Владислава Тарика из Екатеринбурга, имен пятнадцать режиссеров такого ранга. Бывая в моем родном Екатеринбурге на Российском фестивале документального кино, я вижу, что этот чемпионат по своему уровню, может быть, и посильнее международных.

    

- В то время как почти ничего не снимается на крупнейших когда-то документальных киностудиях России. На ЦСДФ, ЛСДФ - почти ничего не производится?

- Большие студии живут тем, что сдают свои помещения в аренду. Скорее всего руководители бездействующих киностудий не нашли для себя современного способа существования в новых экономических условиях, а других нет и не будет.

В Санкт-Петербурге Виктор Косаковский борется за то, чтобы сохранить ЛСДФ. Был проект полностью закрыть студию.

Быть может, вообще пришло время маленьких студий и отдельных режиссеров?

    

- А что вы делаете и собираетесь делать в обозримом будущем?

- Мы готовим проект, который называется "Последний сон ХХ века" Работать над его реализацией будут пять или семь, возможно, десять человек (каждый снимет по одному фильму): Виктор Косаковский, Юрий Шиллер, Виталий Манский, может быть, Сергей Дворцевой и другие режиссеры.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;