Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7637) 26 июня - 2 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЛетают - все!ММКФ продолжается: на смену Уиллу Смиту приехал Кането Синдо Светлана ХОХРЯКОВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
28 июня завершается 30-й Московский международный кинофестиваль. А открылся он блокбастером "Хэнкок" Питера Берга, чем руководство фестиваля страшно гордится. Еще за сутки до официального открытия журналистам показали этот фильм. Происходившее тогда достойно описания. Понятное дело, что студия-производитель "Colambia Pictures" рисковала, отдавая свое детище для показа в страну, где, увы, процветает видеопиратство. Тем более что московская премьера на две недели опережала американскую. Предполагалось, что просмотр "Хэнкока" начнется в семнадцать часов, и журналистов пригласили загодя для прохождения процедуры под названием "забор телефонов". Изымали на время сеанса фотокамеры и прочие записывающие устройства. Акция прошла вполне успешно, после чего мы заняли места в зрительном зале. Далее нас попросили покинуть зал для вторичного досмотра. Очередь выстроилась огромная. Представитель компании лично стоял в дверях вместе с охранниками и проверял содержимое наших сумок. Так, с серьезным опозданием просмотр начался. А увидели мы не бог весть что, но предполагали еще худшее. Незатейливое произведение украсил Уилл Смит, который приехал на следующий день в Москву вместе с режиссером Питером Бергом, продюсером Акивой Годсманом, а также исполнительницей главной женской роли Шарлиз Терон. Устроили пресс-конференцию, которая прошла бурно и весело, благодаря бешеному темпераменту Смита, каковой вообще трудно себе предположить. Он пел, подпрыгивал и подкрикивал, а потом подошел сзади к Питеру Бергу и изобразил нечто вроде интимной сцены. При этом приговаривал: "Вот что происходит, когда с утра примешь водку". Но все это были только слова и никакой водки. Для телевизионщиков картинка была великолепная, а нам ничего не оставалось, как только понаблюдать за происходящим. Никакого, хоть сколько-нибудь качественного разговора не случилось. Затем "избранных" оставили для встречи с Шарлиз Терон, которая устала после длительного перелета, но выглядела великолепно. На тридцать человек выделили 15 минут. Так что возможность задать свой вопрос была не у каждого. Шарлиз Терон сказала о том, что, выбирая материал для съемок, она обращает внимание на то, насколько он интересен и оригинален. Предложенный ей в данном случае сценарий обещал нечто большее, чем просто летний блокбастер, он был особенным. Добавила: "Я ведь работала в независимом кино". Женщиной считает себя по природе не слабой, сложных, активных сцен не боится, хотя без дублеров не обошлось. Ради фильма "Монстр", за который она получила в 2004 году "Оскара" и награду Берлинале, она прибавила в весе почти 15 килограммов и сыграла серийную убийцу. А потом сбросила лишнее. На вопрос, о чем мечтает, ответила, что о ближайшем ужине. Тихий ужин в обществе Уилли Смита она и предпочла шумной вечеринке ММКФ по случаю открытия фестиваля. Вечером открылся фестиваль, и пришедшую на церемонию публику тоже проверяли. Кроме того использовали, как говорят, приборы ночного видения, чтобы никто ничего с экрана не украл.
Герой по имени Хэнкок устроил полеты наяву. Уилл Смит летал, пытался помогать людям, но получалось все у его персонажа неуклюже и не политкорректно, он приносил больше разрушений и бед, нежели спасения, пока не повстречал на своем пути человека, взявшегося за его перевоспитание. Тут-то Хэнкок и встретит свою половину, равную ему по возможностям, - это Шарлиз Терон. Такова очередная версия супермена и суперменши. Еще бабушка говорила Уиллу Смиту о том, что он должен изменить мир, то есть стать супергероем, что он и сделал на экране.
Посетил ММКФ и японский киногуру - кинорежиссер Такеши Китано. В день открытия фестиваля ему вручили "Золотого Святого Георгия" за вклад в киноискусство, награду он принял с почтением, но все время повторял, что пока еще чувствует себя не вправе получать ее, расценивает ее как аванс. Позднее дал мастер-класс студентам ВГИКа. Параллельно началась ретроспектива его фильмов. Заглянул на огонек и Эмир Кустурица со своим "No Smoking orchestra", вышел на сцену, поучаствовал в брифинге для журналистов, выступил на банкете в Нескучном саду, да и был таков.
А потом начались фестивальные будни с просмотром конкурсных картин, что оказалось не самым увлекательным занятием. По-настоящему сильных картин нет, а есть просто средние, на фоне которых встречаются вспышки качественного кино. Оценить все это предстоит жюри во главе с актрисой Лив Ульман. Каждый из его членов оставил на время свои занятия, чтобы на десять дней посвятить себя фестивалю. Лив Ульман вот-вот приступит к постановке спектакля "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса с Кейт Бланшетт в главной роли, премьера которого состоится в Сиднее, а далее перенесется на Бродвей. А вот радость британского критика Дерека Малкольма оказалась преждевременной. Он-то надеялся, что сбежал в Москву из Лондона и тем избавился от необходимости писать о голливудских фильмах, стартующих в Великобритании, и от "Хэнкока" в частности. Лондон, по его словам, как и большинство других столиц мира, сдался перед господством Голливуда. Каково же было его удивление, когда в первый же вечер в Москве ему представили "Хэнкок". В первые дни фестиваля удостоил нас своим визитом и мэтр корейской режиссуры Им Квон-тек, чья ретроспектива организована стараниями Музея кино, причем предоставлены замечательные копии этих фильмов. Он тоже вел себя очень скромно, как и Такеши Китано, как впоследствии и другой японский патриарх Кането Синдо. Можно только удивляться и сравнивать, явно не в пользу многих наших кинематографистов. Господин Квон-тек говорил о том, что его фильмы далеки от совершенства. На мой вопрос о том, почтительно ли на его родине относятся к кинематографистам, внесшим весомый вклад в киноискусство, не слишком ли заигрывают перед молодыми, ответил, что молодые иногда пытаются самоутвердиться за счет более старшего поколения, резки в своих суждениях по отношению к мэтрам, иногда позволяют себе поругивать его самого за спиной, но в лицо этого не говорят, хотя все это он чувствует. Так происходит почти повсюду. Но мы знаем и другой пример, когда самый знаменитый корейский режиссер Ким Ки-дук, получая награду, обратился с почтением в сторону Им Квон-тека, которого считает куда более достойным столь высокой награды. Российского кино Квон-тек не знает. Не видел и советского - в период "холодной войны" не было возможности, такого рода вещи строго контролировались. Зато в молодые годы читал Толстого и Достоевского, правда, не уверен, хорош ли был перевод. Кстати, Китано признался в том, что читал Солженицына.
А теперь о вещах более прозаических. Просмотры для прессы проходят в кинотеатре "Художественный", как и некоторые ретроспективы. И зал этот оказался неподготовленным для проведения фестиваля. После просмотра первого фильма мы было подумали, что кино намеренно снято тускло. Но выяснилось, что и все последующие фильмы оставляют ощущение застиранного, выцветшего белья. В кинотеатре "Октябрь" - главной фестивальной точке - краски да и звуки совсем иные. На показ своего фильма "Сад" пришел в "Художественный" в воскресенье к девяти утра Сергей Овчаров: хотел оценить качество показа. И что же он увидел - изображение мало того что тусклое, так еще расфокусированное, звук тоже оставлял желать лучшего, а поначалу вообще растянули картинку "до ушей". Овчаров пытался что-то кричать в темноте зала, его робкий голос подхватили журналисты, но ничего не изменилось. А ведь именно журналисты будут рассказывать своим зрителям, читателям и слушателям о новых фильмах. Чуть раньше пострадал Виталий Манский. Его документальную картину "Рассвет/Закат" о далай-ламе показывали с обрезанными рамками - по техническим причинам. Кроме того, зал этот не рассчитан на двойные субтитры. Если английский текст еще можно прочитать, то располагающийся под ним русский скрыт за головами впереди сидящих, поэтому мы и перебегаем во время показа в поисках "места под солнцем". И это не проблема "Художественного", а проблема фестиваля, организаторы которого должны были все проверить. В программе ММКФ по традиции последних лет немало картин на русском языке, даже если сняты они за пределами нашего Отечества. Конкурсный фильм "Абсурдистан (Германия - Азербайджан) родился из небольшой газетной заметки, которую семь лет назад прочитал немецкий режиссер Файт Хелмер, известный у нас по картине "Тувалу" с Чулпан Хаматовой в главной роли. Эти скупые строки (буквально абзац) повлекли за собой поэтический, условный язык художественного высказывания. Снимался фильм в Азербайджане, куда режиссер намерен готовый фильм повезти и показать. Как откликнется мусульманская страна, строгая в своих представлениях о взаимоотношении полов, на лозунг его героинь "нет воды - нет секса", на свободную стихию фильма, можно только гадать. Женщины отказывают своим мужчинам в соитии, пока те не починят трубу и не обеспечат деревню водой. Тут вся деревня только и думает о сексе, в такой среде и вырастает молодая парочка героев. Что-то есть в этом сюжете от "Лисистраты" Аристофана, но об этом вряд ли известно жителям таких вот местечек, в том числе и в Азербайджане. Команда работала, как это обычно бывает у Хелмера, интернациональная. Даже в Москве актриса говорила по-чешски и по-английски, а актер и ее возлюбленный по фильму - на немецком. Оператор Георгий Беридзе - из Тбилиси. Все эти люди из двадцати стран и собрались в горах Азербайджана, говорили на разных языках, прекрасно понимая друг друга. Мы же услышали русскую речь с экрана. "Райские птицы" Романа Балаяна представлены в конкурсе от Украины (интервью с режиссером читайте на странице 12), но тоже заговорили по-русски. Да и снимались тут наши Олег Янковский, Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина. Герои летали во сне и наяву, что не новость для Балаяна, как летали они в "Абсурдистане" в фонтане живительной воды, как летал Хэнкок Уилла Смита. У Балаяна прямо-таки оживали картины Шагала с его летающими парочками и одиночками. Сценарист Рустам Ибрагимбеков отнесся к предложенному материалу (а это была проза писателя Дмитрия Савицкого), как к реальному и вполне жизненному, несмотря на всю его фантастичность. Таким образом, попытались сказать свое слово о целом поколении, жившем в разгар эпохи застоя. Герой Олега Янковского и сам летает по комнате, и обучает этому других - молодых и небезнадежных. Только дар этот может пропасть в определенный момент, как пропадает он у начинающего и талантливого писателя, когда он окажется вдали от родины, в Париже. Ассоциаций возникает множество - не только с Шагалом, но и с Булгаковым с его "Мастером и Маргаритой", с его полетами любовников. Многое в образе Янковского идет, по его словам, от Параджанова, хотя отчасти и от Бродского, Некрасова, Максимова, и, конечно, от самого актера, который не мыслит создания роли без привнесения чего-то очень личного, исповедального. Мне-то он обликом своим напомнил Евгения Евтушенко. В Украине "Райские птицы" пойдут на украинском языке - там теперь по закону все фильмы должны идти на украинском языке и быть на него дублированными. "Сад" Сергея Овчарова, о котором мы подробно писали в августе прошлого года после посещения съемочной площадки на "Ленфильме", оказался совсем уж неожиданным. Тогда казалось, что искусственно выстроенная декорация с неживыми деревьями будет освоена, как живая, тем более что проходили подсъемки настоящих садов. Но оказалось, что Сергей Овчаров создал театрально-условное пространство, в котором обитают знакомые всем нам чеховские герои, и живут они по законам немого кино. Движения неестественно быстры, жесты чуть преувеличены. Но все равно они очень своеобразные, таких мы еще не видели.
Раневская Анны Вартаньян - словно блаженная, живет в своих мирах, где-то там высоко витает. И совершенно равнодушна к собственным дочерям, брату, старику Фирсу. А если и попечалится о их горькой судьбе, то совсем недолго, но при этом мы отчего-то ей сочувствуем, любуемся ее нежным лицом. А у нее вдруг промелькнет странный взгляд - и такое двойное дно откроется, что можно только домысливать самое невероятное. Актеры, а это в основном малоизвестные широкой публике театральные питерские артисты за исключением Игоря Ясуловича - Фирса, существуют совсем нереально. Они подмигивают, гримасничают, пыжатся, и ощущения чего-то искусственно-бутафорского не возникает. Но все равно воспринимаются персонажами какого-то своеобразного спектакля. И кто-то из них, несомненно, летает в своих мирах. Картина "Рерберг и Тарковский. Другая сторона "Сталкера" Игоря Майбороды, показанная в программе "Перспективы", наверняка вызовет массу дискуссий и, возможно, самых непредсказуемых реакций. Мы уже писали о "Мартирологе" Тарковского, недавно появившемся на русском языке, где Тарковский высказался резко и беспощадно по поводу почти всех своих соратников и близких. Это была его правда. Теперь мы узнали другую правду из уст его однокурсников, тех, кто с ним работал. Цели занять сторону одного или других у режиссера не было. Он считает гением и Тарковского, и оператора Георгия Рерберга, имя которого после работы над "Зеркалом", а потом и над "Сталкером" стало запретным. Потрясающий, конечно, был человек Рерберг, и судьба его сложилась весьма драматично в годы бескартинья. Удивительно, что нет уже довольно давно Тарковского, нет и Рерберга, а эмоциональный градус, возникающий при упоминании этих имен, не спадает. По случаю юбилея фестиваля устроили пресс-конференцию. А юбилей этот странный - сегодня мы имеем дело с тридцатым фестивалем. А через год отметим его пятидесятилетие. Проходил он через год в советские времена, чередуясь с Карловыми Варами. Отсчет же свой ведет, начиная с 1959 года, хотя в 1935 году был проведен впервые, в качестве эксперимента. "Круглую" дату отметили на сей раз приглашением тех кинематографистов, которые получали в Москве свои призы, определившие впоследствии их дальнейшую жизнь. Год назад 60-й Каннский кинофестиваль организовал роскошную акцию, собрав всех самых ярких режиссеров нашего времени, и они приехали и поучаствовали в создании киноальманаха, в котором признались в своей любви к кино и зрителю. Даже 99-летний патриарх португальского кино Маноэль ди Оливейра почтил своим присутствием. В Москву приехали только два абсолютных классика, чья жизнь оказалась тесно связанной с ММКФ. 96-летний японец Кането Синдо передвигается на коляске. Несколько лет назад, когда была показана его картина "Сова", завоевавшая награду ММКФ, он Москву не посетил. А теперь не только приехал, но и свой новый фильм привез. И как достойно и мудро отвечал на самые дурацкие вопросы. А начал свою речь так: "Я - Кането Синдо. Японский режиссер. В 1961 году на II Московском кинофестивале я побывал с фильмом "Голый остров". Это был мой экспериментальный фильм. Приз, который я получил в Москве, позволил мне создать независимую компанию и вести дальнейшую деятельность. Тогда мне было 49 лет, а сейчас я стал 96-летним стариком. И хотя я - человек в возрасте, я и дальше планирую снимать кино". Рядом с Кането Синдо находился венгерский классик Иштван Сабо, в судьбе которого "Голый остров" сыграл определяющую роль, заставив всерьез задуматься о кино. Самому Сабо было 27 лет, когда он приехал со своим фильмом "Отец" на ММКФ. Тогда шла дискуссия о том, стоит ли его вообще показывать. В ее подробности Сабо не захотел углубляться. И то, что в Москве он получил главный приз, - открыло ему дорогу. До сих пор считает "Отца" самым любимым своим детищем. И если любой другой фильм мог бы изменить, то к этому прикасаться не хочется. После юбилейной пресс-конференции Иштван Сабо участвовал в презентации книги о себе самом, которую написал ушедший недавно из жизни наш коллега Александр Трошин, большой знаток венгерского кино. Победа на ММКФ с картиной "Ночь над Чили" изменила жизнь и нынешнего члена жюри - чилийского режиссера Сабастьяна Аларкона. В Москве он обрел вторую родину и задержался на 30 лет. Работал на "Мосфильме", здесь живет его талантливый сын. Пытался стать русским, но не стал, а у себя на родине, в Чили, слывет за русского. О поиске человеком себя он и снимает сейчас исторический фильм. Взаимоотношения Алексея Учителя с ММКФ странные. Когда его "Прогулка" не победила, считал этот фестиваль самым худшим, позволял себе крайне резкие высказывания, а когда получил приз за "Космос, как предчувствие", мнение изменил. И заключил: "Мы иногда сами не верим в себя. Пишут, что на ММКФ нет ничего хорошего. Точно так же мы не верили в наш футбол. Уверен, что ММКФ через несколько лет победит Канн, Венецию и Берлин. Так и будет!" Только вот стоит ли кого-то побеждать, речь же не о спорте. Гораздо лучше найти свою нишу и обрести свое лицо, которого у ММКФ пока все же нет. Также в рубрике:
|