Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7637) 26 июня - 2 июля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяКакой Гоголь не любит быстрой езды?Первое заседание экспертно-консультативного совета по вопросам архитектуры при Комитете по культуре Госдумы МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДАМаргарита СОГРИНА Впервые депутаты ГД, известные журналисты и издатели, архитекторы, строители, руководители различных департаментов столицы под председательством главы Комитета по культуре ГД Григория Ивлиева решили обсудить вопросы сохранения архитектурного наследия, в частности, проблемы возвращения памятников на места их первоначального размещения. Консультативный совет только начинает свою работу, и первой инициативой стало рассмотрение его переноса памятника Гоголю работы скульптора Андреева из дворика дома А.С.Талызина с Никитского бульвара, 7а на свое историческое место - Арбатскую площадь, где долгие годы вместо первоначального, высится монумент скульптора Томского с надписью "Великому русскому художнику слова Н.В.Гоголю от правительства Советского Союза". История памятника примечательна сама по себе. Возведенный на народные деньги, которые собирали по подписке в течение 30 лет, он был создан знаменитым скульптором Николаем Андреевым и является одним из лучших творений мастера. О памятнике Гоголю заговорили еще на знаменитых Пушкинских торжествах, первыми подписчиками стали сам император и писатель Иван Тургенев. Место для монумента выбиралось долго, рассматривались варианты Трубной площади, Моховой перед Домом Пашкова, думали и о Страстном бульваре. Однако предпочли Арбатскую площадь, учитывая уникальную перспективу - начало бульвара и вид на храм Христа Спасителя. Архитекторы, работавшие над проектом (Андреев и Шехтель, занимавшийся оформлением пространства рядом с монументом), учитывали расположение памятника Пушкину на Тверском (тогда еще Александр Сергеевич смотрел в противоположную сторону, и это создавало определенную кольцевую композицию двух объектов). Место, где сегодня располагается андреевский Гоголь, было отклонено как наименее подходящее, - в этом доме великий писатель умер, и дворик невольно исполнен вселенской тоски, а если учитывать выражение лица Николая Васильевича, которое ему придал скульптор, то мнение тогдашних экспертов вполне понятно. К тому же дворик тесен, и увидеть всю сложность скульптурной композиции, всю ее красоту и метафоричность невозможно. По иронии судьбы, именно в этом месте сегодня стоит шедевр Андреева. Он пережил триумф - в апреле 1909 года при огромном стечении народа памятник был открыт, сохранился каким-то почти мистическим образом на задворках истории после своего перемещения с пьедестала в марте 1952 года, после личного вмешательства товарища Сталина был признан слишком "пессимистичным" для времени великих побед и свершений. Тогда монумент был перенесен с Арбатской площади в Донской монастырь в Музей мемориальной скульптуры, где несколько лет вместе с фрагментами разрушенного храма Христа Спасителя и снесенной Триумфальной аркой числился как музейный экспонат, что и спасло его от полного уничтожения. Однако частичного забвения шедевр Андреева не избежал: перемещенный в маленький дворик на Никитском бульваре, он и по сей день известен далеко не всем жителям и гостям города. Интересно, что памятник простоял на своем историческом месте 43 года, 43 года прожил Н.В.Гоголь, и 43 года идут споры по возвращению данного объекта в начало теперь уже Гоголевского бульвара. На первом заседании экcпертно-консультативного совета по вопросам архитектуры и сохранению архитектурного наследия депутаты ГД предложили вернуть памятник на первоначальное место. Однако процедура должна осуществляться по определенным правилам, до сих пор не прописанным в законе об объектах культурно-исторического наследия. Снять с постамента памятник скульптора Томского (следует отметить, что к своему творению мастер относился скептически, так как работал над ним по заказу и в страшной спешке) и отправить его на задний дворик ЦДХ нельзя. Гоголь работы Томского имеет статус памятника федерального значения, иными словами, неприкосновенен. Впрочем, андреевский Гоголь имеет подобный же статус и, к счастью, в равной степени охраняется государством. Одним словом, вопрос оказался сложным, требующим изменения существующего законодательства. "Просто поменять памятники местами или отправить Гоголя Томского в архив невозможно. Мы должны подумать о возможных последствиях, двигать монументы захочется всем, - считает заведующая кафедрой охраны культурного наследия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Наталия Потапова, - требуется прописать в законе данную процедуру подробно, учитывая все нюансы и сложности, причем рассматривать каждый случай такого переноса придется отдельно. Однако у андреевского шедевра есть шанс вернуться на свою первоначальную позицию. Дело в том, что от исторического монумента остались на Гоголевском бульваре фрагменты шехтелевского декора - фонари, решетки - одним словом, части утраченного единого ансамбля. И эти фрагменты по счастливой случайности оформлены как объекты культурно-исторического наследия федерального значения. Значит, есть возможность соединить разрозненные элементы". Эксперты нового совета считают возможным в ближайшее время провести через ГД постановление по переносу двух гоголевских памятников к 200-летнему юбилею писателя. Остановить энтузиастов могут только сроки реставрации андреевского шедевра, скульптура требует серьезных антиаварийных мероприятий. Впереди у экспертного совета перенос памятника Пушкину работы Опекушина на первоначальные исторические позиции и составление списка подобных исторических объектов по всей России. Также в рубрике:
|