Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7644) 14 августа - 20 августа 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Тренди-бренди на обочине

Фестиваль "Арт-Веретьево"-2008

Федор РОМЕР Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


О. Чернышева. "Возьми ничто и храни хорошо". 2008г. Обычные деревенские заборы превращены в метафизические объекты

Веретьево - это деревня в Талдомском районе Московской области, между Дмитровом и Дубной. Рядом с деревней был некогда пионерский лагерь, который был выкуплен агентством "ИМА-консалтинг" для корпоративных праздников. Но владелец агентства Андрей Гнатюк не чужд искусства. Ведь основанное им в начале девяностых издательство "ИМА-пресс" было соучредителем "Художественного журнала", первого в России издания в той эфемерной сфере, что зовется contemporary art. Оно же - "актуальное искусство". И вот теперь фестиваль этого актуального искусства проходит в Веретьеве, которое именуется арт-лагерем. На пионерлагерь оно (Веретьево) походит лишь благодаря меню для гостей: каша, сосиски, компот. Да и декорациям с раскрашенными скульптурами пионеров и отдельными соц-артистскими объектами: друг владельца, художник Андрей Бильжо, постарался превратить Веретьево в свой ретроспективный ресторан "Петрович" под открытым небом. Это все очень мило. Флаги союзных республик. "Памятник сухому закону". Костюмы морячков "Авроры" у официантов ресторана, который кормит не сосисками, а шашлыками.

С. Калинин "Mixed Feelings". 2008г. монстроугрозная живопись срифмовалась в тракторами

Тут нужно бы разразиться тирадами на тему о том, как "новые русские" вспоминают свое советское прошлое с нерасторопной ностальгией. Но Гнатюк перестал играть в это прошлое. И открылся настоящему. Корпоративная усадьба стала местом для показа работ нынешних художников. Она уже стала площадкой Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" месяц назад. И вот теперь в арт-лагере дебютировал фестиваль, в котором участвуют звезды столичной арт-сцены. Фестиваль обещан ежегодным и претендует на место выбывшей по коммерческим соображениям летней "АртКлязьмы" (Пироговское водохранилище в районе бывшего социалистического пансионата превратилось в пространство для частных увеселений).

То есть "ИМА-консалтинг" заявило о новом, долгоиграющем проекте, в рамках которого художники будут жить в этом комичном "арт-лагере", делать на месте работы и превращать территорию в музей. В этом году куратором фестиваля стала Мария Сигутина, дочь художника Александра Сигутина, одного из героев легендарного сквота в Трехпрудном переулке. Там в начале 90-х исследовали искусство на выживаемость, каждый четверг устраивая однодневные выставки-вернисажи, девизом которых можно было бы назвать "Чем хуже - тем лучше".

Сигутин, естественно, приглашенный в Веретьево, повторил свою работу "Окна": забитые досками крест-накрест загрунтованные чистые холсты в стиле "Все ушли на фронт". То есть искусство кончилось, художнику нечего сказать. Эти "Окна" висели на стенах настоящего сарая, превращенного в кинозал. Внутри крутилось видео молодого радикала Алексея Булдакова "XXX Малевич" - практически мультипликационное порно, в котором под звуки фильма для взрослых категории XXX в половую связь входили геометрические фигуры с супрематических холстов главного русского авангардиста. Это тоже реакция на радикальную традицию, сегодня ставшую музейным экспонатом. Художник может лишь издеваться над революционным пафосом, признаваясь в собственном бездарном идиотизме. Или заставляя по-новому взглянуть на историю искусства?

Собственно, новому взгляду и был посвящен фестиваль "Арт-Веретьево". Перетаскивание артефактов из стерильных пространств галерей на свежий воздух, под дождь, под солнце, под комарье, на лужайки, подальше от снобистских глаз - это не очень свежий, но по-прежнему модный тренд-бренд. Вот сейчас именитая "Манифеста", биеннале, придуманная кураторами-радикалами, открылась сразу в трех городах Северной Италии, причем в местах, неприспособленных для демонстрации искусства. И все в восторге.

Лично я был в восторге, когда после проливного дождя, хлюпая по веретьевской грязи, обнаружил холсты Сергея Калинина на задворках какой-то базы с тракторами. Там стояли картины с изображением борцов-атлетов, сливающихся в олимпийском экстазе. Экспрессивная живопись Калинина, как ни странно, гармонировала с застывшей статью экскаваторов (или как их там называют?). Живое - и мертвое. Техника - и тело. Красивый экспозиционный ход. Не говоря о том, что многодельные работы создавали конфликт с давно не работающей техникой, которой, очевидно, нечего копать. Хотя прибраться на территории "Веретьево" надо бы.

Об этом - инсталляция Валерия Чтака "44 швабры". В полудиком лесу художник устроил строительные леса из свежесколоченных швабр (за верность числа не ручаюсь, может, 44, а может, и 144) вокруг несчастной сосны (или еще какого дерева - тоже незаметно). Швабры - абсолютно экологически чистые, лес - грязный. Конфликт - налицо, драматизм - туда же.

Вообще антимузейный жанр фестиваля выявил склонность к физиологизму нашего нового искусства. Анатолий Осмоловский предложил увеличенные снимки обрезков ногтей, распечатанных на разноцветных полосках бумаги, - абстракция, помеченная экзистенцией. А Алексей Каллима выстроил в лесу "Ловушку для вампиров" - лабиринт из скотча, к которому должны прилипать комары, коих в Веретьеве множество. И они очень кусачие, знаю по себе.

Наверное, это обращение к телесности снова вошло в моду. Это снова тренд-бренд. По крайней мере, для подмосковной деревни, где некогда мучили тела пионеров.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;